Реализация военной компоненты через метод проектов в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Тимошенко Ольга  Алексеевна

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисциплины иностранный  язык, начиная с довузовских образовательных учреждений МО РФ. Анализ существующих научных работ по реализации военно-патриотического воспитания показал, что данному вопросу необходимо уделять наиболее пристальное внимание. Я решила  рассмотреть вместе  данные два вопроса:

ü      военная составляющая на уроках иностранного языка - один из способов  воспитания личности, формирования духовно-нравственной основы и жизненных взглядов будущих офицеров;

ü      проектная деятельность - один из методов реализации  системно-деятельностный подход подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 «Реализация военной компоненты через метод проектов

 в условиях реализации ФГОС»

Тимошенко Ольга Алексеевна,

преподаватель немецкого языка

 

Москва                                                                                                                                                                      

2016 год 

        Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обучающегося в крепкую духовно и морально развитую личность (личностные результаты), обладающую широким спектром необходимых в современном мире универсальных умений и навыков (метапредметные результаты).

Каждый российский преподаватель, готовящийся реализовать требования документа с названием «ФГОС основного общего образования», знакомясь с его положениями, сопоставляя их с собственной профессиональной практикой, задает много вопросов. Один из вопросов звучит: «Какой выбрать метод обучения,  который бы сформировал  ключевые компетенции у  обучающихся по ФГОС?». Я хотела бы рассказать об одном из эффективных методов реализации ФГОС, о методе проекта. Учитывая специфику военного  учебного учреждения, хочу представить метод проектов на уроках иностранного языка с военной составляющей.                                                        Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисциплины иностранный  язык, начиная с довузовских образовательных учреждений МО РФ. На мой взгляд…

  • военная составляющая на уроках иностранного языка - один из способов  воспитания личности, формирования духовно-нравственной основы и жизненных взглядов будущих офицеров;
  •  а проектная деятельность - один из методов реализации  системно-деятельностный подход подхода.

 «Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

                                                                        а факел, который необходимо зажечь».

К.Д. Ушинский.

Цели ФГОС ООО отражают мнение, что в современном, стремительно изменяющемся мире выпускника школы необходимо снабдить, в первую очередь, умением находить и использовать нужную информацию, а не только набором фактов, понятий, алгоритмов. В 1856 году Н.Г.Чернышевский в книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» писал:   «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык “мыслить”, и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному.   Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб  или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Нетрудно увидеть в структуре образовательных результатов ФГОС ту же логику: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и, наконец, благородство чувств – личностные.                                        Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Цель ФГОС — выпустить компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту. Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Мы рассматриваем проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую деятельность студентов, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В наши дни одним из приоритетных направлений военного образования является формирование будущего офицера, обладающего высокими нравственными качествами, который способен оперативно действовать в военной обстановке, как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим толерантность к культуре и традициям других стран становится необходимым компонентом. Это можно достичь путем тщательного изучения иностранного языка в сочетании с военно- патриотической составляющей.

Хотелось бы  отметить, что  произошли изменения последних лет в довузовском образовании Министерства обороны и развитие военной составляющей в образовательной деятельности,  стало  прямым  путём к воспитанию патриотов. «Этапы революционных реформ уже позади, система довузовской подготовки приобрела стабильный характер и уже направлена не только на приобретение нашими воспитанниками качественного образования, но и на воспитание личности, формирование духовно-нравственной основы и жизненных взглядов и это является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта»,  - подчеркнул Евгений Владимирович Кучинский во время учебно-методических сборов  довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, которые прошли на базе Московского суворовского военного училища.   


В ходе инновационного поиска я пришла  к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны совсем новые педагогические технологии, основанные на проблемном обучении, информационно-коммуникативные технологии с уровневой дифференциации. С моей точки зрения, метод проектов может включать в себя элементы других педагогических технологий, а значит, эффективен для использования на любом этапе обучения иностранному языку.                                                                                                                                                                                                      

     Для обучающихся  военных училищ иностранный язык  становится надежным  средством приобщения  к  военному делу, военной профессии, а также   средством   удовлетворения познавательных интересов. Военная составляющая на уроках иностранного языка позволяет раскрыть потенциал каждого обучающегося, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. С 5 класса мы изучаем военную компоненту на уроках иностранного языка. В старших классах происходит  расширение и  углубление  тематики.

Военная составляющая присутствует практически на каждом уроке иностранного языка. Исходя из особенностей учебного заведения и требований федеральной программы, одним из результатом обучения  является достижение  личностного результата, а именно  формирование у обучающихся МсСВУ ориентации на добровольный выбор профессии офицера в условиях разностороннего и гармоничного развития личности. Преподавателями иностранных языков была разработана единая стратегия по введению военной компоненты на уроках.

 Обучающиеся тренируются составлять боевую документацию, например, донесение в штаб. Реализация военной составляющей при обучении немецкому языку проявляется при изучении тем военной тематики. Обучающиеся  5-7 классов узнают, что представляет собой быт и образ жизни военного, знакомятся с историей военных училищ России, иностранных государств, а также с биографиями известных русских полководцев и их военно-историческим наследием. Работа с  цитатами  военных деятелей на иностранных языках. Самыми популярными авторами цитат являются российские полководцы. При выполнении заданий такого плана делается акцент не только на речемыслительную деятельность, но и на воспитание патриотизма.  Патриотизм – это любовь к родине преданность своему отечеству, своему народу. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у обучаемых любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.

При изучении темы «Профессия военного» обучающиеся в процессе совместного обсуждения определяют черты характера, необходимые для того, чтобы стать достойным солдатом своего Отечества, обозначают преимущества своей будущей профессии, учатся формулировать и аргументировать свою точку зрения. Обучающиеся  8-11 классов изучают способы ориентирования на местности, осуществляют сравнительный анализ видов вооруженных сил России и зарубежных стран, знакомятся с различными типами воинских подразделений и их назначением, излагают свою точку зрения на затрагиваемую проблему о различных типах атак врага, о вариантах вооружения и бронетехнике, выполняют тренировочные упражнения, предполагающие решение сложных боевых задач (тактическое планирование атаки, тактика захвата противника). Всё перечисленное является тематикой для проектных работ на разных этапах обучения.

 Создание проекта может служить итогом изучения военной составляющей как при изучении первого иностранного языка, так и при изучении второго иностранного языка.

 Целью любого проекта  является совершенствование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и умение интегрировать знание иностранного языка с другими предметами (в нашем случае  с ОБЖ, историей, музыкой, родной язык). Кроме того, проекты, как правило, готовятся на двух языках.

Другими целями проектной деятельности с военной компонентой являются:

- развитие иноязычной коммуникативной  компетенции с употреблением военной терминологии, позволяющей решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях иноязычного общения, включая учебные ситуации и ситуации связанные с будущей военной деятельностью;

- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках, личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии;

- социальная адаптация обучающихся МсСВУ, формирование личностных качеств гражданина и патриота своей Родины.

 Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к учению и личный интерес. Тематика проектов может быть различна, исходя из интересов и возрастных особенностей обучающихся.

Примерная тематика  проектов при изучении иностранного языка:  СЛАЙД

  • военная песня (8 классы);

(знакомство, разучивание и анализ  песен военных лет);

  •  название цветов  в военной терминологии (7 классы);

(изучение военной техники и терминов, связанных с названием цветов);

  • строевые команды (7 классы);

(знакомство с армией Бундесвера и сравнительный анализ);

  •  «Из прошлого в настоящее  или 70-летию училища посвящается…» (9 классы);

(исследование истории  училища, создание экскурсионной программы на иностранных языках);

  • «Людям не нужна война»  (английский  и  немецкий языки)- ( 6-7 классы);

(изучение фактов истории, роли стран изучаемого языка в победе во 2-ой Мировой войны)  и  т.д.;

  •  фразеологизмы в военной терминологии (9 класс);

(поиск и разбор фразеологизмов, связанных с боевыми действиями и техникой, анализ и сравнение с русскими фразеологизмами);

  • военная техника России, Америки и Германии (10 класс);

(сравнительная характеристика боевых машин России, Америки, Германии;

  • дети войны (8 класс);

(судьбы и жизнь детей Великой Отечественной Войны);

  • воинские ритуалы (8 класс);
  • (сравнение воинских ритуалов в России, Америке и Германии, их происхождение);
  • будни солдата (9-10 классы);

( знакомство с жизнью солдат армии  стран изучаемого языка);

  •  "Семидесятилетию Великой Отечественной войны посвящается: "Есть такая профессия - Родину защищать" (8 классы);

(изучение фактов истории, подвигов солдат и офицеров во время Великой Отечественной войны);

  •  «Суворовцы - наследники славных традиций  кадетов России» (6-7 классы);

(изучение истории суворовского движения);

  • «Быть патриотом!»- (6классы);

(изучение истории военного училища, знакомство с выпускниками училища, участие в акциях военно-патриотического направления) и т.д.

Как правило, это будут интегрированные проекты исследовательского характера. Проекты могут быть приготовлены совместно с преподавателями истории, географии, музыки, литературы. Самый распространенный вариант интегрированного проекта с военной составляющей  - это проект, присутствуют иностранный язык и ОВП, ОБЖ. Большой успех также имеют билингвалные проекты (проект на двух или трёх иностранных языках).

Продуктами проекта СЛАЙД могут служить  инсценировка песен, информационные буклеты, фразеологические словари, экскурсионные программы, аудиогид, тематические словари, постеры, презентации, сценарии мероприятий, игр  и т.д. Типология проектов с военной составляющей также различна: долгосрочные (2 и более лет) и краткосрочные (в течение одной темы или одного года); индивидуальные и групповые; внутриучилищный, региональный, международный (по характеру контактов). А реализовать его можно в каком-либо ведомственном или региональном конкурсах СЛАЙД

В такого рода проектах должно  быть  предусмотрено  знакомство с  особенностями военной профессии, техникой, военными деятелями  и роли иностранного языка в  овладении  профессиональным мастерством. Нужно отметить, что всё это должно пройти «красной нитью» через весь проект. Приветствуется привлечение воспитателей (офицеров), выпускников и родителей, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству. Не маловажную роль играет экскурсионная работа (посещение военных заведений, институтов, библиотек и т.д. ) СЛАЙД Презентация проекта (публичная защита) осуществляется на родительских собраниях, педсоветах. Мы проводим внутриучилищные конкурсы  проектов , что мотивирует и заинтересовывает обучающихся.

Проектный  метод – один из эффективных способов формирования нравственно-ориентированной личности обучающихся военного училища, способствует более глубокому осмыслению и восприятию героического прошлого нашего народа, помогает раскрыться творческому потенциалу обучающихся, выйти за рамки стандартного обучения, сформировать патриотические чувства, гордость за Родину и уважительное отношение к ветеранам войны. В свою очередь, работа над проектом способствует получению знаний, формирования навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения обучающихся  в военно-образовательных учреждениях РФ.                                                

                    Преподаватель  призван идейным организатором проекта. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Спасибо за внимание!

Желаю удачи!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Галева Н.Л. «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС», Москва, «Педагогический университет «Первое сентября», 2013 
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. – Москва, издательский центр «Академия», 1999 г.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. ФГОС, Москва,  «Просвещение»,2012.
  1.  Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н. В. Бордовской.- М.: КНОРУС, 2010.- 432с.
  2. Ступницкая М.А.Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся.- Москва, Педагогический университет «Первое сентября»., 2009 г.
  3. Татарченкова С. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность.- Санкт-Петербург: КАРО, 2008.-152с.
  4. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.



Интернет- ресурсы и электронные пособия:

      1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729

      2. http://standart.edu.ru/

  1. http://festival.1september.ru/articles/630735/

  1. http://www.prosv.ru/umk/horizonte
  2. Startseite Bundeswehr http://www.bundeswehr.de//portal/a/bwde
  3. Ministry of Defence of the Russian Federation  http://eng.mil.ru/en/index.htm
  4. Ministère de la defènce http://www.defense.gouv.fr/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента через различные формы обучения

В работе отмечены основные фнкции,цели, принципы реализации регионального компонента....

Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников в условиях реализации ФГОС

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художестве...

Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ»

    Методическая  разработка «Особенности  реализации воспитательного компонента ФГОС  в условиях МСВУ» является  обобщением опыта работы воспитателя  по изуч...

Реализация технологий углублённого изучения математики в условиях внедрения ФГОС

В классе с углублённым изучением математики наиболее полно можно осуществить переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного раз вития, позволяющему использовать усвое...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...