Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ»
методическая разработка на тему

Гритченко Светлана Станиславовна

      Методическая  разработка «Особенности  реализации воспитательного компонента ФГОС  в условиях МСВУ» является  обобщением опыта работы воспитателя  по изучению требований новых ФГОС и применение их на практике в условиях  МСВУ. Практическое значение: довести до воспитателей положения документов по ФГОС ( характеристика выпускника  в сравнении с характеристикой выпускника МСВУ, современные направления воспитания, ключевые компетенции, на что должно быть направлено воспитательное воздействие и что должны обеспечить воспитанникам) .Особое внимание уделяется патриотической направленности воспитательного процесса, что очень важно в суворовском училище. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizatsii_vospitatelnogo_komponenta_fgos.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Особенности  реализации воспитательного компонента ФГОС  в условиях МСВУ»

 воспитателя 3 учебного курса

Гритченко Светланы Станиславовны

               

                                   

                                   Согласовано

                                         Методист отдела

                                                     воспитательной работы

                                                        _________Крайнова Е.М.

Москва

2014 г.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………...................

2. Реализация воспитательного компонента  ФГОС и предъявляемые требования.

2.1 Личностных характеристик выпускник основного общего образования  

2.2 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений.

2.3 Основные формируемые результаты воспитания обучающихся на ступени основного общего образования  

3. Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в МсСВУ.

3.1 Основные направления гражданско-патриотического воспитание       суворовцев

         .3.2 Система  воспитательных мероприятий и взаимодействие воспитателя.

         3.3  Основные формы диагностики, результативность и коррекция   воспитательной работы в МсСВУ

4. Заключение………………………………………………………………..

5. Список литературы………………………………………………………..

1.Введение

МсСВУ является общеобразовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность. Важнейшим условием качественного образовательного процесса является единство воспитания и обучения. Согласно Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации" (2012 г.), образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих половин одного целого: обучения и воспитания.

В связи с переходом образовательных учреждений России ( в т.ч.и МсСВУ ) на новый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования) тема обучения и воспитания очень актуальна в современных условиях. Процесс изменения  затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию понятия  воспитания на современном этапе.

2.Реализация воспитательного компонента  ФГОС и предъявляемые требования.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы , что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

2.1 Личностных характеристик выпускника

Особо хочется отметить ,что ФГОС  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Вот каким должен быть современный выпускник:

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

      С учетом специфики  МсСВУ  результат воспитательной работы  нашего образовательного учреждения отражен в модели выпускника Московского суворовского военного училища, весомо  выделяющего выпускника училища в среде выпускников общеобразовательных школ:

1. Развитые профессионально важные личностные психологические качества, чувство собственного достоинства и ответственность как устойчивая черта характера, уверенность в себе, умение правильно и полно оценивать свои способности, профессиональные знания и недостатки, выраженное стремление продолжать усилия по самосовершенствованию в целях достижения успеха в избранной профессиональной деятельности.

2. Патриотическое отношение к Родине, своему долгу служения Отечеству, умение авторитетно и успешно вести полемику по вопросам гражданственности, истории страны, самостоятельность в суждениях и выводах по вопросам текущей политической жизни в стране и за рубежом.

3. Выраженное стремление продолжить образование в военном ВУЗе, высокая мотивация к профессиональной деятельности по защите Отечества, заинтересованное отношение к занятиям по военной подготовке, соответствие должностным характеристикам командира мотострелкового отделения, заместителя командира взвода.

4. Коммуникабельность, отзывчивость, бескорыстие, вежливость, скромность, инициативное участие в общественной жизни, органах самоуправления, умение действовать в командной работе, наличие лидерских качеств и навыков делового общения.

5. Высокая требовательность к себе в сочетании с терпимым отношением к особенностям окружающих, как основа социальной, национальной и религиозной толерантности, уважения к правам и свободам человека, умение вести себя в обществе, уважительное отношение к женщинам, детям, ветеранам, старшим.

6. Развитая познавательная активность, любознательность.

7. Уверенное знание основ законодательства Российской Федерации и требований общевоинских уставов, умение грамотно, логично, с использованием юридических аргументов оценивать события жизни и отстаивать свою позицию. Знание, понимание и бесконфликтное принятие правовых основ общественного устройства, как ценностная социальная ориентация. Осознанное следование общественным и воинским правилам поведения, уважительное отношение к воинскому укладу жизни, гордость за свою принадлежность к Вооруженным силам.

8. Креативность, способность к творческой деятельности, готовность воспринимать и умение понимать произведения искусства.

9. Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести ущерб здоровью.

10. Уважительное отношение к окружающей среде, сопереживание объектам живой природы.

Воспитательная работа, как составная часть образовательного процесса, организуется и проводится в МсСВУ в тесной взаимосвязи с процессом обучения с учетом социально-психологических особенностей воспитуемых, психологических факторов и условий образовательного учреждения особого типа (из Программы развития МсСВУ до 2020 года, п.4.8).  

      В пункте 18.2.3 ФГОС подчеркивается, что " Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования  должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России."

2.2 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений.

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, которые реализуются в процессе воспитательной работы:

1. Гражданско-патриотическое воспитание;

2. Нравственное и духовное воспитание;

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4. Интеллектуальное воспитание;

5. Здоровьесберегающее воспитание;

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;

8. Правовое воспитание и культура безопасности;

9. Воспитание семейных ценностей;

10. Формирование коммуникативной культуры;

11. Экологическое воспитание.

   Программа должна быть направлена на:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

формирование экологической культуры.

2.3 Основные формируемые результаты воспитания обучающихся на ступени основного общего образования  

Программа должна обеспечить:

формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

3. Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в МсСВУ.

          Одним из приоритетных направлений воспитательной работы с суворовцами является гражданско-патриотическое воспитание.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Целью деятельности преподавателей и воспитателей МсСВУ является формирование у суворовцев  ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность, патриотические чувства и др., обучение суворовцев использованию данных ключевых компетенций в социуме.

3.1 Основные направления гражданско-патриотического воспитание суворовцев

Основные направления гражданско-патриотического воспитание суворовцев формируются на основе базовых направлений:

1) Духовно-нравственное. Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей суворовцев  через приобщение их к обычаям и традициям русского народа.

3.2 Система  воспитательных мероприятий и взваимодействие воспитателя.

Становление ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания обучающихся осуществляется воспитателем посредством внеклассной, внеучебной деятельности через систему проводимых воспитательных мероприятий:

классные часы

ИМЗ по строевой подготовке;

проведение военно-спортивных игр

беседы, лекции, «круглые столы», конференции

экскурсии по святым местам, походы

Уроки мужества,

Вахта памяти,

встречи с ветеранами

и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности

Взаимодействие воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию  с сотрудниками МСВУ и окружающим социумом :

старший воспитатель

воспитатель

суворовец

педагог-психолог учебного курса

отдел воспитательной работы училища

библиотека училища

музей

попечительский совет училища;

родственные  образовательные учреждения и другие учебные заведения города Москвы;

 родительский комитет учебного курса и училища

 Интернет-сайта училища;

совет ветеранов училища

дополнительное  образование

ФГОС подчеркивает ,что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. Все из перечисленного выше имеется в МсСВУ.

3.3  Основные формы диагностики, результативность и коррекция   воспитательной работы в МсСВУ

Диагностика содержания деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию включает:

наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

систему мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик уровня воспитанности);

объективные статистические показатели: участие (результаты) обучающихся учебного курса, взвода в училищных, городских, областных и др.конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.

 Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию включает:

Духовно-нравственные параметры:

сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

формирование позиций гражданина-патриота России; стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

готовности к защите Отечества;

гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

количество выпускников, поступивших в военные учебные заведения МО РФ( из них 70%-в вузы Сухопутных войск РФ)

участие в Парадах Победы 9 Мая на Красной площади и торжественном марше 7 Ноября;

историко-патриотические стенды и выставки;

выступления и беседы на патриотическую тему;

участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

участие в фестивалях, конкурсах по патриотической тематике;

организация военно-спортивных игр и соревнований;

оформление  газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

 Коррекция работы по гражданско-патриотическому воспитанию включает:

 учет личных особенностей суворовцев;

учет временного фактора;

планирование воспитательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания суворовцев с учётом результатов диагностики;

аргументированность гражданско-патриотического воспитания суворовцев.

       

4. Заключение

         Результативность реализации работы  по гражданско-патриотическому воспитанию  в условиях перехода на ФГОС можно увидеть по тому, как суворовцев стремиться  к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.


Список литературы

1 ФГОС (Приказ Минобрнауки России  № 413 от 17.05.2012 г." Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ")

2. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org

3. Материалы сайта  МСВУ  http://msvu.edumil.ru/

4. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)

5. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.

6.Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность - неотъемлемая часть воспитательного компонента в работе с девиантными подростками

Учитывая, что внутренний мир подростка, злоупотребляющего ПАВ сложен и противоречив, основная задача данного рода деятельности помочь воспитаннику увидеть, услышать, почувствовать и осознать всё много...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

5-9 Мероприятия по реализации Программы воспитательной компоненты

Задача: развивать правильное отношение на основе норм  нравственности, толерантности...

Доклад "Реализация воспитательной компоненты учебной деятельности"

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выпускник средней школы должен быть образован, нравственен, предприимчив, уметь самостоятельно принимать о...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Основные компоненты содержания воспитательного процесса в условиях работы группы продленного дня

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует...