Проектная методика обучения английскому языку
методическая разработка (10 класс) на тему

Бондарчук Елена Александровна

 

 Метод проекта в обучении английскому языку . Публикация на сайте Институт развития образования РТ    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika_obucheniya_angliyskomu_yazyku.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Институт развития образования РТ

Кафедра методики преподавания иностранных языков

Проектная методика обучения английскому языку

Выполнила: Бондарчук Е.А., учитель английского языка

КАЗАНЬ 2010                                                                                                

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Метод проекта в обучении английскому языку………………………………………………..4

Использование проектных методик в обучении английскому языку………………………...7

Заключение…………………………………………………………………………………...…13

Библиография……………………………………………………………………………...……15

Введение

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего я. Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение.
Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Целостно-интегрированный подход представляет собой непрерывное взаимодействие субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, разума и чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического.

Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что творческая учебная деятельность предполагает более полную реализацию задач обучения, способствует формированию профессионально-значимых качеств личности, формирует комплексное инновационное развитие системы образования в целом.
Проектный подход в творческой деятельности детей играет важную роль обучении и оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области гуманитарных дисциплин, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности.

1. Метод проекта в обучении английскому языку

Метод проектов в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин это разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Метод - дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.


Связь с другими дисциплинами 
Проектный подход в преподавании иностранных языков и общественных дисциплин дает дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные по другим наукам, могут быть использованы в проектах по гуманитарным дисциплинам.
Проектный подход не только помогает закреплять полученные по дисциплинам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться, а часто знания, необходимые детям для работы над проектом, подстегивают развитие интереса к другим наукам.


История развития проектного метода 
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Перспективы использования проектного метода
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Е.С. Полат объясняет проект как метода и как педагогической технологии: В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
С точки зрения методики проект это ряд действий, направленных на достижение единичной цели, обычно крупномасштабной, с ограниченными временными рамками.
Метод проектов, по определению Е.С. Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:
1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

2. Использование проектных методик в обучении английскому языку

Использование проектных методик в рамках учебного процесса нашего лицея, а также во внеурочной деятельности имеет особое значение. Наш лицей принимает активное участие в разнообразных научных конференциях городского и федерального уровня. Крайне важным аспектом работы лицея является участие в исследовательских, научных проектах и конференциях в рамках национальной образовательной программы "Интеллектуальный потенциал России".

Наши лицеисты регулярно принимают активное участие в районных, городских научных конференциях и "Поволжской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского".

Совместно с Министерством образования и науки РТ, технопарком "Идея" и  социально-гуманитарным университетом лицей является организатором республиканского конкурса "Эрудиты планеты".

Проведение ежегодной научно-исследовательской конференции "Познание.Наука.Творчество." является одним из важнейших событий в жизни нашего лицея.

Эта конференция становится итогом длительной работы, в которую вовлечена большая часть учащихся лицея и преподавательского состава. В ходе конференции происходит отчетная работа их научно-исследовательской деятельности в рамках учебных курсов. Нам кажется весьма актуальным использование проектной методики при подготовке и представлении отчетной работы наших учащихся по дисциплине «Иностранный язык» в рамках данной конференции.

Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты, прежде всего по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно она, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. В нашем случае конечный результат деятельности учащихся представлен в виде защиты проектов на конкурсной основе.

Кроме того, работа над проектом ведется во внеурочное время в рамках факультатива по иностранному языку. Таким образом, у учащихся есть возможность выбирать такие  темы для исследований, которые выходят за рамки школьной программы. В частности выбираются проекты, целью которых является установление межпредметных связей.

Предварительная работа

Подготовка к работе над проектом предполагает большую предварительную работу. Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.

1. Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы.

2. Разработка плана проектной работы.

Темой одного из проектов были «Англицизмы в современном русском языке», таким образом, данная исследовательская работа была посвящена выявлению межпредметных связей, в данном случае английского и русского языков. Научные исследования, проводящиеся на стыке двух дисциплин, являются в настоящее время наиболее актуальными.

Над этим проектом работали учащиеся девятого класса. Была запланирована работа по следующим направлениям:

- сбор материалов из средств массовой информации на предмет использования англоязычных заимствований;

- проведение социологического опроса на предмет отношения к обильному использованию англицизмов в русском языке;

- проведение непосредственно исследования по заданной теме.

3. Распределение обязанностей.

 Наиболее слабые ученики участвовали в выполнении технической части проекта: подборе фотоматериалов, наборе материала на компьютере. Сильные ученики занимались проведением социологического опроса и аналитической деятельностью.

4. Определение временных рамок.

Основные этапы работы были распределены сразу же. Так на сбор материалов отводилось неделя, на написание слов для сопровождения слайдов, проведение опросов и оформления результатов опросов отводилось 2 недели, на создание презентации на компьютере и на подготовку выступления отводилась 1 неделя.

В этих временных рамках дети, ответственные за данную работу сами планировали свою деятельность и вели “дневник” где отмечали, что и когда они сделали, и что и когда они собираются делать. “Дневник” был представлен стендом, где дети вносили соответствующие записи на английском языке, что также способствовало актуализации лексического и грамматического материала.

Выполнение проекта

Процесс выполнения проекта.

На данной ступени учителю отводиться только направляющая роль. Для этого постоянно проводиться обсуждение этапов выполнения той или иной части проекта в соответствии с составленным ранее планом и временными рамками. Возможно также дистанционный контроль деятельности учащихся и оказание помощи при обращении учащихся.

1. Обращение учащихся, участников проекта, к имеющимся аналогичным материалам для использования их в качестве примера.

2. Сбор видео и фото-материалов;

3. Составление письменных монологических высказываний для сопровождения фотоматериалов;

4. Проведение мини-опросов среди одноклассников.

5. Построение простейших диаграмм по результатам опросов.

6. Оформление кратких выводов

Оформление презентации.

Данный этап работы учитель проводит вместе с детьми, используя собранный и обработанный учащимися материал, принимая во внимание их мнение и демонстрируя широкие возможности информационных технологий.

Защита проектов.

 Данный этап проводится во время работы конференции "Познание.Наука.Творчество." в феврале каждого года. В этот день вместо обычных уроков идет работа по защите проектом по различным учебным дисциплинам. Таким образом, в работе любой секции могут принимать участие учащиеся различных классов. Используются самые современные технологии и методики, применяемые в учебном процессе.

В ходе работы секции иностранных языков защищались проекты на различные темы: «Англицизмы в русском языке», «American English», «English Idioms», «Жизнь и творчество американской поэтессы Эмили Диккинсон». В ходе работы секции учащиеся принимали активное участие, задавали вопросы выступающим, высказывали свои суждения по прослушанному. Таким образом, в ходе конференции были успешно решены следующие воспитательные и образовательные задачи.

Воспитательные: прививать интерес к культуре стран изучаемого языка; воспитывать бережное отношение к родному языку;

Образовательные: формировать навыки оформления и проведения исследований; формировать умение употреблять ЛЕ в речи учащихся;

Применяемые технологии:

а) коммуникативно-ориентированного обучения;
б) развития познавательных интересов;
в) личностно-ориентированного обучения
г) учебно-познавательная игра
д) информационные технологии

В результате работы над проектом были достигнуты все поставленные цели и задачи. А главное детям очень понравился новый вид деятельности. Учащиеся были полны энтузиазма и изъявили желание продолжать в дальнейшем проектную деятельность.

Заседание секции английского языка

Заключение.

Мы считаем, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.

Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения.

Важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности.

На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Но не стоит бояться применять метод проектов уже на начальных этапах обучения. Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку способствует применению речевых навыков и умений на практике, в реальной жизни. Другими словами, ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации для решения поставленной проблемы, планирует возможные варианты ее решения, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида.

Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в интересной для них, творчески продуманной форме.

Библиография

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. 2002. №2.
  2. Галиулина Т.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  3. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.
  4. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. Что надо знать учителю о педагогической технологии//Пособие для слушателей ИПК.Казань, 1997.-68с.
  5. Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  6. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
  7. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.1999. №4.
  8. Маслыко Е. А. , Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. “Высшая школа”, -Минск, 1997.
  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  10. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. №№1-6 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы....

Сравнительная характеристика современных методик обучения английскому языку

В данной работе дается краткое описание современных методик изучения английского языка с более полным рассмотрением коммуникативной и проектной методик. Основная идеяэтих методик одинакова: лучши...

Коммуникативная методика обучения английскому языку.

         Рассмотрим теперь собственно коммуникативную методику обучения английскому языку. Обзор методики, приведенный в данном разделе, основывается на общеевропейской...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе.

     Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, инфор...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в школе

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому язы...