Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе
статья по теме

Фаузетдинова Эльвира Фаилевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fauzetdinova_proektnaya_metodika.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

 Необходимость постоянного совершенствования системы  и  практики   образования   обусловлена   социальными   переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества  обучености  и  уровня воспитанности  личности  учащегося   были   и   остаются   приоритетными   в современной методике преподавания  английского языка.

       Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как  важнейшее  условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития  учащегося.  Именно развитие становится ключевым словом  педагогического  процесса,  сущностным, глубинным понятием обучения

      Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для  создания условий культурного и личностного становления школьников.  Социальный  заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления  гуманистического  содержания  обучения,  более  полной  реализации воспитательного,  образовательного  и   развивающего   потенциала   учебного предмета  применительно  к  индивидуальности  каждого  ученика.  Поэтому  не случайно, что основной целью  обучения  иностранного языка  на  современном  этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке    и    самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности .

       Задача,  стоящая  перед  школой,  заключается  в  первую  очередь во внедрении  и  эффективном  использовании  новых  педагогических  технологий, какой является проектная методика.

         Она обеспечивает не только прочное  усвоение  учебного  материала,  но  и интеллектуальное    и    нравственное    развитие    обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю  и  друг  к другу,  коммуникабельность,   желание   помочь   другим.  

       На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим,  И.А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель и др.

       Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный  компонент системы  продуктивного  образования  и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов  через  активные способы   действий   (планирование,   прогнозирование,   анализ,    синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

      Проектная методика как новая педагогическая  личностно-ориентированная технология   отражает   основные   принципы   гуманистического   подхода   в образовании:

      -  особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

      - чёткость, ориентация на сознательное развитие критического  мышления обучающихся.

         Таким   образом,   проектная   методика   является    альтернативой традиционному  подходу  к  образованию,  основанному,  главным  образом,  на усвоении готовых знаний и их воспроизведению.  Проектная методика в рамках   ретроспективного  анализа  основывается  на личностно-деятельностном  подходе,  который  означает  переориентацию  всего учебного процесса  на постановку и решение самим школьниками  познавательно - коммуникативных  и  исследовательских  задач.  Это  позволяет  рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных  методик, которая   способствует  достижению  высоких   результатов   обучености    и образованности личности.

      Ведущие положения проектной методики основаны:

      - на учете  особенностей  личности  учащихся;

      - на связи идеи проекта с реальной жизнью;

      - на изменении  основной  схемы  взаимодействия  учителя  и  учеников, которая предполагает  субъектно-субъектное,  равнопартнерское  учебное  сотрудничество учителя и учащихся;

      - на значительном повышении уровня автономности учащихся  при  решении личностно-значимых   проблем   в    процессе    активно-познавательной мыслительной деятельности;

      - на значительном повышении уровня  внутренней  мотивации  учащихся  к более качественному овладению иностранного языка.

  Проектная методика является:

      - альтернативным подходом в современной системе образования;

      -новой педагогической технологией, представляющей  собой  совокупность поисковых,  проблемных  методов  как  дидактическое   средство   активизации познавательной  деятельности   учащихся,   развития   их   креативности    и одновременно формирования определенных личностных качеств.

      -продуктивным  обучением,  в  основе  которого   лежит   отличная   от традиционной парадигмы образования: «ученик-учебник-учитель»  и  проективные приемы обучения:  самостоятельное  планирование,  прогнозирование,  принятие решений,   детальная  разработка  личностно-значимой  проблемы,   научное исследование.

      Современное   проектное   обучение   нашло   широкое   применение    в образовательных  системах  обучения   многих   стран   мира.   Его   высокая эффективность  подтверждается  учителями   Великобритании,   США,   Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии  и  др.  стран,   где  идеи  Дж.  Дьюи (гуманистического подхода к образованию)  нашли  широкое  распространение  и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания  теоретических знаний  и  их  практического  применения  для  решения  конкретных   проблем окружающей действительности в совместной деятельности  школьников.  Основной тезис современного  понимания  проектной  методики  сводится  к  следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и  как  я  могу  эти знания  применить»  -  и  в  настоящее  привлекает  многие   образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими  знаниями  и прагматическими умениями.

Просмотрев представленный  материал по данной проблеме, можно сделать вывод. Проекты существуют различных видов и требуют актулизации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой – либо проблемы. Это требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.

        Включение учащегося в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование методов проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей деятельности на основе личностно – значимых ценностей и внутренних установок, сверяя их с мнениями и оценками других и используя иностранный язык как средство познания и общения.

           Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.

     Выделяют следующие типы проектов:

  1. Исследовательские проекты
  2. Творческие проекты
  3. Ролево-игровые проекты
  4. Практико-ориентированные проекты
  5. Монопроекты
  6. Межпредметные проекты

       К творческим проектам на уроках иностранного языка для начальной школы относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. К примеру:  После прохождения темы «Алфавит» первый год изучения по УМК «Enjoy English 1», автор М.З.Биболетова, учащимся предлагается сделать английский алфавит.   К праздничным дням ребята создают поздравительные открытки  (Новый год, 8 марта) 3 класс. При изучении темы «A room», на уроках используется пластилин, дети вылепливают предметы, расположенные в их комнате, называют их.  С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. К примеру, при проведении  урока «My Favourites». Дети готовят дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.), «Picture poem».

Выполнение проекта требует определённой организации. Основные принципы проектной работы

  1. Вариативность

         Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

  1. Решение проблемы

            Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.

  1. Когнитивный подход к грамматике

        Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему

  1. Учение с увлечением.

         Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения.

  1. Личностный фактор

           Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

  1. Адаптация заданий

         Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся.        

     Полномасштабный проект включает четыре стадии.

     I этап – планирование в классе. Создание творческой атмосферы в группе.

     II этап – выполнение проекта

    III этап – оформление работы

     IV этап – презентация проекта.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.

Литература

1.  Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении

     учащихся  двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова,

     Т.В. Шапошникова //  Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

2.  Бим  И.Л.  Некоторые  актуальные   проблемы   современного   обучения

      иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.

 – С. 5-8.

3. Богданова Ю.Г. Использование творческих видов неречевой деятельности

     на уроках английского языка на раннем этапе обучения. // Актуальные

     проблемы раннего обучения английскому языку на современном этапе.

     Под. Ред. Гужвинской Е.Р. – Астрахань. – 2008.

4.  Ганжа Е. А. Использование проектной методики на уроке английского

     языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. // Интернет

     – ресурсы – 2009.

5. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.

      // Иностранные языки в школе. – 2005.-№5

  6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.  Проектная  методика  обучения

      английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в

       школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

7..Ларионова С.Ю. Использование проектов в процессе преподавания  

     английского языка. // Интернет – ресурсы – Павлово – 2008.

8. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006 - №10.

9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //

      Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы....

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальной школе

1.     Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков2.     Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе...

Проектная деятельность как один из перспективных методов обучения английскому языку в начальной школе. Совместная работа с родителями.

В начальной школе только совместные усилия всех участников образовательного процесса, а именно обучающихся, учителей и родителей приводят к высокому качеству знаний учащихся. Одним из способов привлеч...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для маленьких детей. В игре Всё запоминается легче, даже ошибки исправлять весело!...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для детей. В игре лучше запоминается материал, веселее исправлять ошибки!...