Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе
методическая разработка на тему

Дамбинова Гульсия Святославовна

 Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Ф.

Астраханский государственный университет

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Выполнила 

Учитель МО СОШ №29 г. Астрахани

Дамбинова Г.С.

Руководитель:

к.п.н., доцент кафедры английского языка

для ГСАГУ

Гужвинская Е.Р.

                                                                     

Астрахань-2011г.

Содержание

 Введение………………………………………………………………………….3

Глава I . Метод проектов в изучении иностранного языка;

история и современность…………………………………………………………6

1. 1.  Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования………………………………………………………………6

1. 2.Проектная методика обучения иностранным языкам в свете

 современных педагогических технологий……………………………….12

 Выводы к главе I………………………………………………………………...19

Глава II. Методический аспект проблемы метода проектов в обучении английскому языку………………………………………………………………21

2.1 Виды проектов………………………………………………………….21

2.2 Организация проектной деятельности ……………………………….24

2.3  Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе……………………………………………………….28

Выводы к главе II ……………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………44

Приложение………………………………………………………………………48

Введение

      Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы  и  практики   образования   обусловлена   социальными   переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества  обучености  и  уровня воспитанности  личности  учащегося   были   и   остаются   приоритетными   в современной методике преподавания  английского языка.

       Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как  важнейшее  условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития  учащегося.  Именно развитие становится ключевым словом  педагогического  процесса,  сущностным, глубинным понятием обучения

[23]

      Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для  создания условий культурного и личностного становления школьников.  Социальный  заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления  гуманистического  содержания  обучения,  более  полной  реализации воспитательного,  образовательного  и   развивающего   потенциала   учебного предмета  применительно  к  индивидуальности  каждого  ученика.  Поэтому  не случайно, что основной целью  обучения  иностранного языка  на  современном  этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке    и    самостоятельно

совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [27] .

       Задача,  стоящая  перед  школой,  заключается  в  первую  очередь  

во внедрении  и  эффективном  использовании  новых  педагогических  технологий, какой является проектная методика.

         Она обеспечивает не только прочное  усвоение  учебного  материала,  но  и интеллектуальное    и    нравственное    развитие    обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю  и  друг  

к другу,  коммуникабельность,   желание   помочь   другим.   Соперничество, высокомерие,   грубость,   авторитарность,   столь   часто    порождаемые

традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [1].

       На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим,  И.А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель и др.

       Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный  компонент системы  продуктивного  образования  и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов  через  активные способы   действий   (планирование,   прогнозирование,   анализ,    синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

      Проектная методика как новая педагогическая  личностно-ориентированная технология   отражает   основные   принципы   гуманистического   подхода   в образовании:

      -  особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

      - чёткость, ориентация на сознательное развитие критического  мышления обучающихся.

         Таким   образом,   проектная   методика   является    альтернативой

традиционному  подходу  к  образованию,  основанному,  главным  образом,  на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

      Цель  дипломной работы: Теоретически  обосновать проектную методику в  системе  учебных  и  внеклассных  занятий, доказать эффективность её использования при обучении иностранному языку на  младшей ступени средней общеобразовательной школы.

Объект исследования – метод проектного обучения.

Предмет исследования – метод проектов на уроках английского языка в начальной школе    

Цель потребовала решения ряда задач:

  1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку на   основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы
  2. Рассмотреть виды проектов
  3. Показать   технологию применения проектной методики на уроках английского языка.
  4.   Проанализировать собственный опыт  использования  проектной  методики  в системе учебных и внеклассных занятий на  младшей  ступени  обучения  иностранному языку.

Глава I. Метод проектов в изучении иностранного языка;

история и современность

1.1.  Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования

      В рамках анализа использования проектной  методики  в зарубежной  и  отечественной  системе   образования   в   данном   параграфе целесообразно рассмотреть:

        -     сущностную  характеристику  метода  проектов  как  предпосылки

современного проектного обучения иностранного языка;

         -   проектную  методику  как  основа  для   реализации   личностно-

деятельностного подхода к обучению английского языка.

        В  последнее  время  наблюдается   общемировая   направленность  

 на гуманизацию  образования,   что  находит  свое  выражение   в     ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося.

      Среди  многообразия  новых   педагогических   технологий   в   системе

образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного  подхода, наиболее характерна проектная методика обучения,  где  широко  используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий  преломление  всего  обучения  через личность учащегося, через его потребности и интересы

      Обращение ученых и  практиков  к  проблеме  личностно-ориентированного обучения имеет  давнюю  историю.  В  конце  XIX  века  дидактические  поиски западных   педагогов   были    проникнуты    вниманием    к    эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии  и образовании  были  связаны  с  методом  проектов,  который  также   называли «методом проблем» или «методом целевого акта».

       Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) –

«способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического усвоения (познания) действительности. В философии метод- способ построения и обоснования системы философского знания.

[5]  

       Проект (от латинского projectus- «брошенный вперед»)

  1. Совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия;
  2. Предварительный текст какого-либо документа;
  3. Замысел, план. [5]  

      Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и  шире  идеей  трудовой  школы.  Проектное обучение  было  направлено  на  то,  чтобы  найти  способы,  пути   развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы  научить  его  не  только запоминать и воспроизводить  знания  которые  дает  школа,  но  и  уметь  их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором  базировался метод проектов, заключался в установлении  непосредственной  связи  учебного материала с жизненным  опытом  учащихся,  в  их  активной  познавательной  и творческой совместной деятельности в практических  заданиях  (проектах)  при решении одной общей проблемы.

      Метод  проектов  успешно  развивался  благодаря  педагогическим  идеям

американского педагога  и  психолога  Дж.  Дьюи,  а  также  его  учеников  и

последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

      Джон Дьюи (1859 -  1952),  американский  педагог,  психолог,  философ-

идеалист,  подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему  за отрыв  от  жизни,  абстрактный,  схоластический  характер  всего   обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний.  Дж.  Дьюи  предложил  реформу школьного образования, согласно которой знания должны  были  извлекаться  из практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

      Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого  и реального участия в активностях социальной жизни»

[12].

      Дж. Дьюи [12]  выдвигает  лозунг,  который  является  одним  из

основных  тезисов  современного  понимания  проектного  обучения:  «Обучение посредством  деланья  ». При  этом  Дж.  Дьюи   выделяет   ряд  требований  к успешности обучения:

      -  проблематизация учебного материала;

      -  активность ребенка;

      -  связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

       Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат  возникшей  у него потребности в знаниях и, следовательно,  является   активным  субъектом своего обучения.

      Подробное освещение  метод  проектов  получил  также  в  работах  В.Х.

Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х.  Килпатрик  так  определяет  программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов,  связанных между собой таким образом, что  сведения,  приобретенные  от  одного  опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [28].

              В соответствии  с этим был сделан вывод о том, что школьная  программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно  с учителем  в  процессе  обучения,  основы,  которой    необходимо   брать   из окружающей действительности.

      Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще  в  начале  ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно  с разработками  американских  педагогов.  Большое  внимание  методу   проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К.  Крупская,  профессор  Б.В.  Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские  педагоги  считали,  что  критически переработанный  метод  проектов  сможет   обеспечить   развитие   творческой инициативы и самостоятельности, учащихся в обучении  и  будет  способствовать

непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением  их для решения практических задач.

      Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в  школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и  в  связи  с трудом учащихся.

      В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения  привели  к  составлению  и  изданию  комплексно-проектных программ. При таком построении учебного  процесса,  как  нередко  утверждали многие  педагоги-практики,   учащиеся  оказывались  в  различных   жизненных ситуациях,  сталкивались  с  затруднениями  и  преодолевали  их  с   помощью инстинктов и привычек, а также тех  знаний,  которые  нужны  для  достижения данной  цели. Однако  данная  цель  часто  носила  лишь  узко -  практический характер и не в полной  мере  способствовала  должному  развитию  учащегося.

      В основе современного понимания проектной методики, как отмечает  Е.С.Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных,  исследовательских, поисковых  методов,   ориентированных   четко   на   реальный   практический результат, значимый для ученика, с одной  стороны,  а  с  другой  разработка проблемы целостно, с учетом  различных  факторов  и  условий  ее  решения  и реализации результатов» [26].

      «Чтобы  добиться  такого,  результата»,  -  продолжает   Е.С.   Полат,

«необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить,  находить   и   решать проблемы, привлекая для этой цели знания  из  разных  областей,  способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов  решения, умения устанавливать причинно-следственные связи»

[23].

      Исходя  из  вышесказанного,  необходимо   сделать   следующий   вывод:

проектное  обучение  всегда  ориентировано   на   самостоятельную   активно- познавательную практическую деятельность  учащихся  при  решении  личностно- значимой  проблемы,   в  процессе  которой  происходит   открытие   основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

      Подходя к данному вопросу с психологической точки  зрения,  необходимо заключить, что  в основе проектного обучения  лежит  принцип  «эго-фактора», который  предполагает такой подход к учащимся, который может быть  соотнесен с  развиваемым  в  настоящее  время  личностно-деятельностным   подходом   в методике обучения.

      Какова же сущностная характеристика личностно-деятельностного  подхода?

      В   основе   личностно-деятельностного   подхода   лежат    психолого-

педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней,  А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный  подход был определён концепцией  общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом  в  1988  году  в  качестве  одного  из системно- образующих факторов перестройки всего школьного  образования.  Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный  подход  ориентирует

не только на усвоение знаний,  но  и  на  способы  усвоения,  на  образцы  и

способы  мышления  и  деятельности,  на  развитие   познавательных   сил   и

творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным  методам и  формам  догматической  передачи  готовой  информации,  монологичности   и обезличенности  словесного  преподавания,  пассивности  учения   школьников, наконец,  бесполезности  самих  знаний,  навыков  и   умений,   которые   не реализуются в деятельности [13].

      Рассматривая  проектную  методику  в  контексте  личностно-деятельного

подхода,  отметим  сначала,  что  означает  личностный,   то   есть   первый

компонент. Личность, как подчеркивает И.А.  Зимняя,  «выступает  в  качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с  другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания  этих  процессов» [13].

      Таким образом, в центре обучения находится сам школьник,  его  мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.

       Сущность проектной методики, рассматриваемо метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще  в  начале  ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно  с разработками  американских  педагогов.  Большое  внимание  методу   проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К.  Крупская,  профессор  Б.В.  Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. в  контексте  личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что  цель  занятий  и  способы  ее достижения должны определяться с позиции  самого учащегося,  на  основе  его интересов, индивидуальных    особенностей,     потребностей,     мотивов, способностей. [13].

      Далее рассмотрим деятельностный  компонент,  также  лежащий  в  основе проектного обучения. Существенной особенностью любой деятельности, [13], является  ее мотивированность. Так как объектом  обучения в  преподавании  иностранного языка,  согласно  личностно-деятельностному  подходу,   служит речевая деятельность, а  языковая  система  выступает  только  как  средство реализации  этой  деятельности,  то,  как  и  всякая  деятельность,  речевая деятельность   должна    основываться    на    коммуникативно-познавательной потребности  учащихся   высказать   свою   мысль.   Эта   потребность  входит в общую  систему  его  мотивации.

Соответственно у  учителя  иностранного языка  возникает  педагогическая  и  психологическая проблема  первоначального  создания,   формирования   или   сохранения   уже существующей у школьника потребности общения  на  иностранном языке  и  познания  средством этого языка личностно-значимой действительности.

       Учебный  проект  является  важным  средством  формирования  мотивации изучения иностранного языка.

      Важнейшими факторами, которые  способствуют  формированию  внутреннего мотива  речевой  деятельности  при  проектном  обучении,  по  мнению  автора данного исследования, являются:

           -  связь идеи проекта с реальной  жизнью:  идея  всякого  проекта

должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения  отдельной, значимой для  учащегося  проблемы,  взятой  из  реальной  жизни  в  процессе практической деятельности;

           -  наличие интереса к выполнению  проекта  со  стороны  всех  его

участников: в процессе применения проектной методики  очень  важно  добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного  интереса  к  его реализации,   что   позволит   добиваться   успешного   его   выполнения   и эффективности его обучающего воздействия;

     - ведущая роль консультативно-координирующей функции  преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и  координатора,  что  дает обучаемым реальную автономию  и  возможность  проявления  своей  собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения  проекта,  способствует саморазвитию личности.

   Таким  образом,  проектная  методика   реализует  личностный  подход

 к учащимся, требующий, прежде всего, отношения к ученику как  к  личности  с  ее потребностями, возможностями и устремлениями.

      1.2.Проектная методика обучения иностранным языкам в свете

                    современных педагогических технологий

  В данном  параграфе  целесообразно  рассмотреть  дидактические  основы

использования проектной  методики  в  контексте  современных  педагогических технологий, которые включают следующие положения:

   1. ориентационные изменения в школьной системе образования;

   2. дидактическая структура проектного обучения как новой  педагогической технологии в системе образования;

   3.  сравнительная  характеристика   традиционного   классно-урочного   и

      проектного обучения.

      На  протяжении  последних  десятилетий  основные  ориентации  развития школьного образования в обществе нацелены  на  интеллектуальное  и  духовно-нравственное развитие  личности.  Сегодня  очевидным  становится  факт,  что знания  не  передаются,   а   получаются   в   процессе   личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне  определенных  навыков  и  умений  их использования, не решает проблему образования человека и  его  подготовки  к реальной деятельности вне стен учебного заведения [31].

      Анализ материалов международных научных конференций  убеждает  в  том, что  целью образования в настоящее время   становятся  не  просто  знания  и умения,  то  определенные  качества  личности.  Постиндустриальное  общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны  самостоятельно,  активно действовать,  принимать  решения,  гибко   адаптироваться   к   изменяющимся условиям жизни.

      Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.

   1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что  в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных  областях.

      Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

  - сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

  - шире использовать рефлексивный  подход в обучении;

  - стимулировать у обучаемых не  только  умение  отвечать  на  поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

  - усилить степень автономии учащихся;

  - пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

   2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении  с учетом социокультурных отличий современного мира.

    3. Развитие стремления  учиться  всю  жизнь,  обновляя  и  совершенствуя

полученные знания, умения и навыки  применительно  к  изменяющимся  условиям [31].

      Однако,  как  утверждает   Е.С.   Полат,   «решить   эти   задачи   не

представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий  для  выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах  обучения,  в большей степени ориентированных на классно-урочную систему  занятий»  [26].

      Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат [26],  заключается  не столько в содержании образования, сколько в использовании  новых  технологий обучения.

      Что же означает понятие «технология»?

      Технология  (от  греч.  techne  –   искусство,   мастерство,   умение)

определяется как совокупность приемов  и  способов  получения,  обработки  и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая  и совершенствующая такие приемы и способы. [33]

      Технология обучения - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий,  обеспечивающих  педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные  аспекты,  направленные  на усвоение  знаний,  приобретение  профессиональных  умений  и  формирование

личностных качеств обучаемых, заданных  целями  обучения.  Как  подчеркивает Д.В.  Чернилевский  [33],   технология   обучения   предполагает управления  процессом  обучения,  включает  в   себя   два   взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

      Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская [30],  представляет собой деятельность по созданию  образа  будущего,  предполагаемого  явления. Оно  является  одним  из  аспектов  творчества  человека   и   основано   на планировании,  прогнозировании,  принятии   решений,   разработке,   научном исследовании.

      Дж. К. Джонс [10], определяя понятие  «проектирование»,  отмечал: «Вот  некоторые  определения   и   формулировки   процесса   проектирования, появляющиеся в последнее время:

   1.  Моделирование  предполагаемых   действий    до   их   осуществления,

      повторяемое до  тех  пор,  пока  не  появится  полная  уверенность  в

      конечном результате.

   2. Осуществление очень сложного акта интуиции .

   3.   Оптимальное  удовлетворение   суммы   истинных   потребностей   при

      определенном комплексе условий.

  1. Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям

 будущего».

      Основываясь на понятиях  технологии обучения  и  проектирования,  Е.С.

Полат  [26]  рассматривает  проектную   методику   как   совокупность поисковых,   проблемных   методов,   творческих   по   самой   своей   сути, представляющих  собой  дидактическое  средство  активизации   познавательной деятельности,   развития   креативности    и    одновременно    формирование определенных личностных качеств учащихся  в  процессе  создания  конкретного продукта.

      Таким образом, проектная методика  - это   педагогическая  технология,

ориентированная не на интеграцию  фактических  знаний,  а  их  применение  и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

      Исходя из  данного  определения,  рассмотрим  дидактическую  структуру

современной проектной методики.

      Как  известно,  к  области  методики,  как  частной  теории  обучения,

относится изучение цели, содержания, форм, методов  и  средств  обучения  по определенному учебному  предмету.  Метод  представляет  собой  дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной  областью практических или  теоретических  знаний,  той  или  иной  деятельности.  При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения  поставленной дидактической  цели  через  детальную  разработку   проблемы   (технологию), которая  должна  завершиться   вполне   реальным,   осязаемым   практическим результатом, оформленным тем или иным образом [26].

      Многие педагоги  обратились к этой методике, так как при ее использовании в  учебном  процессе  решаются важные дидактические задачи:

  - занятия не ограничиваются приобретением учащимися  определенных  знаний, умений  и  навыков,  а  выходят  на  практические   действия   учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается  мотивация учащихся;

  - учащиеся получают возможность осуществлять творческую  работу  в  рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию  не  только из учебников, но и из  других  источников.  При  этом  школьники  учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая  для  этой цели знания из разных областей, прогнозировать  результаты  и  возможные последствия разных вариантов  решения,  учатся  устанавливать  причинно- следственные связи;

  - в  проекте  успешно  реализуются  различные  формы  организации  учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг  с другом и с учителем, роль  которого  меняется:  вместо  контролера  он становится равноправным партнером и консультантом;

  - в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь  прежде всего  учитываются  его  интересы,  жизненный  опыт   и   индивидуальные способности;

  - усиливается индивидуальная и коллективная  ответственность  учащихся  за конкретную работу в рамках проекта, так  как  каждый  учащийся,  работая

 индивидуально  или  в  микрогруппе,  должен  представить   всей   группе

 результаты своей деятельности;

  - совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью  для  газеты,  сообщение,  собрать  и  обработать  статистические данные,  сделать  аудио-  и  видеозапись,   оформить   альбом,   коллаж, стенгазету и т.д.

      Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой  проблемы  и  задачи  решить  ее.  Если  это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в  нахождении конкретного ее  решения, если практическая – то задачей  школьника  является достижение конкретного  результата  этой  проблемы,  готового  к  внедрению. Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной   стороны,   использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения,  а  с другой – необходимость  интегрирования  знаний,  умений  из  различных  сфер науки, техники, творческих областей.

      Необходимо  также  отметить,  что  в  условиях  проектного  личностно-

ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в  учебном процессе. Проектное обучение, с  решительностью  заменяет,  по  материалам Е.С. Полат [26] традиционную парадигму образования «учитель  –  учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель»

      Именно так построена система образования в  лидирующих  странах  мира, что  отражает  гуманистическое  направление  в   философии,   психологии   и педагогике.

       Наиболее существенным являются  рассуждение Р.П.  Мильруд  .

Анализируя современные тенденции в  образовании,  Р.П.  Мильруд  [19] подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной  практике  преобладает тренировочные приемы обучения, то современной  тенденцией  становится  более активное использование проектных приемов». Главное различие, как  утверждает Р.П. Мильруд, заключается  в  том,  что  «с  помощью  тренировочных приемов  обучения  школьники  усваивают  готовое  содержание,  а  с  помощью проективных заданий они учатся творчески  создавать  содержание  обучения  и усваивать его…».

      Р.П. Мильруд  действительно  оказался  прав  в  своих  рассуждениях  о

сравнении традиционной  и новой парадигмы  образования.  В  настоящее  время традиционные  школьные  программы  перегружены  учебной   информацией,   что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой,  так как  в  этой  ситуации  не  может  быть  идти  речь  о  формировании  навыка применения. Проектное обучение при этом  является  более  продуктивным,  так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися  в процессе использования информации при решении практических задач.  Поиск  же решения практических  задач  активизирует  необходимость  добывания  знаний,

познавательную деятельность.

      Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся  усложняется по  мере  предыдущих,  более  простых  проектных   заданий.   Проектирование помогает  учащимся  осознать  роль  знаний  в  жизни  и  обучении  –  знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

                             


Выводы к главе I

     1. Проектная методика в рамках   ретроспективного  анализа  основывается  на личностно-деятельностном  подходе,  который  означает  переориентацию  всего учебного процесса  на постановку и решение самим школьниками  познавательно - коммуникативных  и  исследовательских  задач.  Это  позволяет  рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных  методик, которая   способствует  достижению  высоких   результатов   обучености    и образованности личности.

      Ведущие положения проектной методики основаны:

      - на учете  особенностей  личности  учащихся;

      - на связи идеи проекта с реальной жизнью;

      - на изменении  основной  схемы  взаимодействия  учителя  и  учеников,

      которая предполагает  субъектно-субъектное,  равнопартнерское  учебное

      сотрудничество учителя и учащихся;

      - на значительном повышении уровня автономности учащихся  при  решении личностно-значимых   проблем   в    процессе    активно-познавательной мыслительной деятельности;

      - на значительном повышении уровня  внутренней  мотивации  учащихся  к более качественному овладению иностранного языка.

2.   Проектная методика является:

      - альтернативным подходом в современной системе образования;

      -новой педагогической технологией, представляющей  собой  совокупность поисковых,  проблемных  методов  как  дидактическое   средство   активизации познавательной  деятельности   учащихся,   развития   их   креативности    и одновременно формирования определенных личностных качеств.

      -продуктивным  обучением,  в  основе  которого   лежит   отличная   от

традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель»  и  проективные приемы обучения:  самостоятельное  планирование,  прогнозирование,  принятие решений,   детальная  разработка  личностно-значимой  проблемы,   научное исследование.

      Современное   проектное   обучение   нашло   широкое   применение    в

образовательных  системах  обучения   многих   стран   мира.   Его   высокая

эффективность  подтверждается  учителями   Великобритании,   США,   Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии  и  др.  стран,   где  идеи  Дж.  Дьюи (гуманистического подхода к образованию)  нашли  широкое  распространение  и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания  теоретических знаний  и  их  практического  применения  для  решения  конкретных   проблем окружающей действительности в совместной деятельности  школьников.  Основной тезис современного  понимания  проектной  методики  сводится  к  следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и  как  я  могу  эти знания  применить»  -  и  в  настоящее  привлекает  многие   образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими  знаниями  и

прагматическими умениями.

Глава II Методический аспект проблемы метода проектов в обучении английскому языку

2.1 Виды проектов

     В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначит следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Рассмотрим каждый их них.

Исследовательские проекты.

             Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников. Обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определения проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначения задач исследования; определение методов исследования источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

 Творческие проекты:

            Перед тем как рассмотреть данный вид проекта следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно рассматривать творческим. При выделении данного проекта мы исходим из доминирующего принципа.

            Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детальной проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления

(совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.) Это могут быть проблемы, связанные с содержанием,   какого – то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

            Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

  Ролево-игровые проекты.

             В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,

осложняемые ситуациями, придуманные участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки остается ролево-игровая.

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки остается ролево-игровая.

Цель проекта, предмет информационного поиска, источник информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнёров и т.п.). Способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, обсуждение в телеконференции и т.п.)

        Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

       Практико-ориентированные проекты

         Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (дизайн дома, школьного кабинета; проект зимнего сада и т.п.).

          Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определённой функцией каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможности способов их внедрения в практику, а также организации систематической внешней оценки проекта.

        По признаку предметно-содежательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

     Монопроекты

     Как правило, такие проекты проводят в пределах одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные и интересные разделы или темы программы, например в курсе иностранных языков это темы связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Разумеется, работа над проектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той, или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект требует также тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уровне по группам (роли в группах распределяются учащимися)  

     Форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

     Межпредметные проекты.

      Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Это могут быть небольшие  проекты, затрагивающие два- три предмета, а также достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют  очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп. [26]

 2.2. Организация проектной деятельности.

        Мы рассмотрели основные виды проектов. А как же проходит сама работа над проектом. В процессе проектной работы. Как мы уже говорили, ответственность за обучение возлагается на самого ученика, как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. Рассмотрим основные принципы проектной работы

  1. Вариативность

         Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

  1. Решение проблемы

            Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся.

  1. Когнитивный подход к грамматике

        Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача - научить пользоваться иностранными языками. Школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

  1. Учение с увлечением.

         Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения. Поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

  1. Личностный фактор

           Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

  1. Адаптация заданий

         Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся. Проектная работа может быть выполнена на любом уровне. В любом возрасте. Например, проект «Семья» может включать такие задания: сделать подписи под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках и т.д.

         Это только несколько примеров возможных тем и видов работы. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний учащихся, интересы учеников, материалы, которые доступны участникам и т.д.[29]

Возможные проблемы.

         При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, назовём их.

  1. Организация.

Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Основные рекомендации в проведении проектных работ.

А) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом.

Б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.

В) Внимательно наблюдайте за тем, что делают учащиеся. Если они не поняли своего задания, не отменяёте его. Остановитесь и выясните, в чём проблемы. Разберитесь в каждой из них.

2. Личностные проблемы.

       Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношения с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить свои таланты.

3.Трудности в создании успешно действующих групп.

          Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит наиболее творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.

                Этапы проектной работы.

    Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса. А при проектной работе она выходит за пределы класса.

     Полномасштабный проект включает четыре стадии.

     I этап – планирование в классе.

     Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.)

     II этап – выполнение проекта.

    Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты.

Учащиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать; как оформить полученный материал.

    III этап – оформление работы

На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки и фломастеры и т.д.

     IV этап – презентация проекта.  

   Способ презентации завит в значительной степени от вида конечного продукта: будет ли это схема, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна. При выполнении  ученик использует не только уже выученное, но и дополнительно изучает, что необходимо в связи с поставленной задачей.  Это важное условие дальнейшей творческой работы. Действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

      При проверке  проектной работы нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объёма работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности. Навыки исследования, умение выразить себя. [11]

      Результативность проектной методики.

  1. Активация и интенсификация речевой деятельности учащихся;
  2. Повышение уровня мотивации при изучении предмета;
  3. Реализация здоровье сберегающих технологий;
  4. Развитие творческих способностей учащихся;
  5. Реализация антроцентрического подхода
  1. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе.

        Метод проектов позволяет создать на уроках иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

      Для формирования у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима устная практика для каждого ученика группы.

     Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно условно-коммуникативных или коммуникативных упражнений, которые решают только коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить самостоятельно, решать какие-то проблемы. Которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, я язык выступал в своей прямой функции- формирования и формулирования этих мыслей.

    Для того чтобы учащиеся воспринимали язык, как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (конечно, это очень важно), но и искать способы их включения их в активный диалог культур. Чтобы на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

         Основная идея такого подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить  уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

      Мартьянова Т.М. в статье« Использование проектных заданий на уроках иностранного языка» подчеркивает: « Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету» [18]

      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течении определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning) [16]

      Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.  А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

     Метод проектов, это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В ходе работы над проектом, как уже говорилось раннее, учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом. Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо учащимся выбрать проект, который будет интересен для них, во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы необходимо использовать необходимую литературу.

    На начальном этапе среднего звена учащиеся выполняют творческие особые  проекты небольшого объёма. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Которые часто требуют знаний не только по английскому языку, но и других предметов (информатика, биология, география, история и т.д.)

    Конечный этап проектов - это презентация. Презентация может проходить в виде постеров, докладов, ролевой игры, видеопоказ. Польза для учащихся очевидна. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитанности в себе.  

    Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении.

      Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у учащихся. Использование метода проектов позволило педагогам создать условия для развития личности учащихся. [1]

      Если проекты старшего и среднего звена общеобразовательной школы широко рассмотрены педагогами, то проекты начальной школы находятся на начальной стадии своего развития.

   Урок иностранного языка с детьми младшего школьного возраста предполагает использование новых образовательных технологий и, в целом, требует творческого отношения учителя к процессу обучения. Это предоставляет широкие возможности для использования проектных методик на занятиях.

          Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов. От того, как пройдет, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего.

    Представление (презентация)  и  защита проектов в начальной школе - это не дискуссия, не видеопоказ, не аргументированная защита, но в основном красочное представление, проекты «в картинках», наука в « цветочек», как считает педагог Е. Гайдаенко. [7]

          Важно проводить конкурсы проектов, выполняемых малышами, возможно, с участием членов семьи, старших школьников.

          Презентация проектов должна проходить открыто. С приглашением родителей, в параллельных классах, с целью наблюдения за техникой выступления и сравнения себя с ровесниками и расширения круга общения.

        В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой. [17]

Элементы предметно-содержательного и исследовательского характера также применимы.

      Давайте рассмотрим некоторые виды проектов, которые применимы при изучении иностранного языка в начальной школе.

        К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.

      К примеру:  После прохождения темы «Алфавит» первый год изучения по УМК «Enjoy English 1», автор М.З.Биболетова, учащимся предлагается сделать английский алфавит.

     К праздничным дням ребята создают поздравительные открытки

(Новый год, 8 марта) 3 класс.

      Творческое проектирование имеет дистрактивный характер. Термин

«дистрактивное обучение» ввела А.О. Теннис, преподаватель кафедры филологии АГУ и СТО г. Астрахани.

      Дистрактивное обучение (от английского « Distract – « отвлекать») –

 «достижение результата, его усвоение и осознание через использование косвенных приёмов, аппелирующих к другим потребностям детей младшего возраста: потребности к исследованию, открытиям, деятельности с предметами и конструированию». [32] Так Ю.Г. Богданова, изучая тему

«Зоопарк», перевоплощается с детьми в животных и представляют, что они живут в джунглях. Дети рисуют пейзаж, пальмы, мастерят «штампы» из картофеля. Затем, меняясь, проштамповывают свои «холсты» и получается картина с жителями Саванны.

        Этот вид работы не только развивает детское воображение, но и помогает развитию мелкой моторики руки, умение работать вместе, а также обогащает детей эстетически и знакомит их с понятием «пейзаж». Одновременно отрабатывается учебный материал: This is a lion. That is a giraffe. It is nice. It is strong. На уроках используется также аппликация, из различных круп и зёрен. У детей развивается чувство цвета, аккуратность, эстетический вкус. При этом тренируются фразы: Hello! I am a horse. I can run. При изучении темы «A room», на уроках используется пластилин, дети вылепливают предметы, расположенные в их комнате, называют их.

     С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. К примеру при проведении  урока «My Favourites». Дети готовят дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.), «Picture poem».   Дети нарисуют картину-стихотворение, так чтобы его форма была созвучна с его смыслом. [8]

      Для запоминания цветов, учащиеся выкладывают витражи.

       Педагог Никитина М.В. Проводит проект «Салатный урок» [22].

      Накануне урока учитель распределяет, кто, что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свое задание на английском языке- « cut the carrot» … , и идёт выполнять его к столу с соответствующей вывеской: морковный стол, луковый стол и т.д. в то время, как учащиеся выполняют задания, учитель ходит от группы к группе и задаёт вопрос на английском языке: « What are you doing? », « What color it this…?», даёт советы и комплименты.

     Исследовательские проекты. К данным проектам хорошо привлечь детей  через формы анкетирования. Например. Во время изучения темы «Еда» целесообразно провести анкетирования: « Почему вредно есть много сладкого?», « Что любят, есть дети в Англии и России?».

      С более одаренными и подготовленными детьми можно провести

«Мини- конференции» по изученным разделам. [3]

      Темы может предложить учитель и сами дети. Так при прохождении темы «Одежда» обозначить проблему, « Какую одежду ты предпочитаешь?»,  так М.В, Никитина представляет проект «What do you think about school uniform?». Перед этим уроком дети повторяют лексику по теме «Одежда», используя фразы: « Идёт, не идёт мне», «миленькое платье», « мне к лицу»,

«в моде, не в моде» и другие. Проводиться анкетирование « За и против школьной формы»

      Накануне урока дети приносят вырезки из журналов, цветные картинки с изображением различной одежды. В заключении делается коллаж: «School uniform: yes or no». Каждая группа представляет свой коллаж с доказательством, что их вариант школьной одежды практичнее, красивее и моднее.

     При изучении темы в 4 – м классе третий год изучения по УМК «Enjoy English 2», автор М.З.Биболетова, можно провести исследовательскую работу с детьми. Нарисовав план своего кабинета. Дети рисуют план своего кабинета и подписывают каждый предмет, который находится в их классе.

Данная работа развивает не только внимание, но позволяет детям запомнить лексику данного урока, развивает у детей любознательность.

      Ролево-игровые проекты могут быть представлены в виде инсценированных действий, например, сказки. Театральная постановка – это ролевая игра. Которая создаёт прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. Появляется реальная возможность на этом этапе выявить у детей способность в усвоении иностранного языка.

      Театральная постановка занимает на уроке всего 15-20 минут. Так учитель английского языка Е.М. Гербачь [9] предлагает план проведения такого занятия в 3-м классе, второй год изучения по УМК «Enjoy English I», автор М.З.Биболетова. Урок – закрепления по теме « В мире сказок»

 Основная цель его – научить детей составлять творческое монологическое высказывание по данной теме (рассуждения в форме характеристики по теме « Мой любимый сказочный герой»). Одна из важнейших задач на начальном этапе обучения – воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению английского языка, а интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке создана ситуация успеха. Поэтому на первом и втором этапе урока активации лексики по теме начинается не с традиционного повторения

(фронтальный опрос – Учитель → ученик), а через создания легенды на уроке. В «гости» к ребятам приходит сказочный Миша (плюшевый мишка в руках учителя) и через диалог – беседу с детьми осуществляется повторения лексических единиц, а заодно проверка домашнего задания. В продолжении беседы с учащимися Миша сообщает, что вместе м ними сегодня приехали его друзья – сказочные звери. Которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков. Через яркий диалог главного героя со своими друзьями создаётся на уроке, создаётся мотивация, что стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых они получают приз. Но дорога к победе не легка.

     Обучение учащихся составлению монологического высказывания начинается с проблемной ситуации на уроке и её самостоятельного решения. Осуществляется это в форме игры « Путешествие по трём домикам» и знакомства с их жителями (первый домик – существительные,  второй – глаголы, третий – прилагательные, все хорошо известные детям элементы моделей и их функции).

       Кульминация урока – появление на сцене друзей Миши, которые привезли с собой сказку сюрприз. Кульминация урока – просмотр театрального проекта, мини – спектакля «Теремок» в исполнении заранее подготовленных ребят. Яркое, красочное костюмированное представление вызвало у зрителей желание высказаться. Поделиться впечатлениями и получить приз от главного героя сказки.

         Проведение праздников на уроках английского языка способствует формированию коммуникативных умений и знакомству с важнейшими элементами культурных традиций англоязычных стран. Например праздник «День всех матерей». Который отмечается  во второе воскресенье мая. История возникновения этого праздника такова: американка Анна Ярвис ежегодно чтила память своей матери в день её смерти (в начале мая). В 1944 г. американский конгресс объявил День матери официальным праздником. Американские дети в знак любви дарят своим мамам красные гвоздики.[25]

       Палугина О.В. в статье «Сценарий праздника «Mother,s Day» отмечает, что данное мероприятие проходило во 2 классах школ с углубленным изучением английского языка. Праздник рекомендуется провести во полугодии. Праздник сопровождается музыкальными номерами, сценками и т.п. (по усмотрению каждого учителя). За две недели до праздника дети получают следующее задания: придумать костюмы для участников сценок, написать сочинение на тему « My favorite toy» ( сочинение выполняется на альбомном листе с рисунком любой игрушки, все сочинении выставляются на празднике для всеобщего обозрения). Праздник проводится на английском языке. [25]

        Л.А. Балуева предлагает разработку праздника «Halloween» и обращает внимание на то, что процесс подготовки не увлекательный, чем сам праздник, который, как известно, отмечается 31 октября. В течение месяца на уроках английского языка, учащиеся знакомятся с легендами, обычаями, традициями и суевериями, связанные с этим праздником. Дети разучивают стихи, слова песен и пьес. На занятиях по рисованию учащиеся готовят небольшие символы этого дня: тыква, ведьма, скелет, паук и т.д. эти визитки раздаются участникам вечера. Что облегчает подведение итогов различных конкурсов».[6]

        Другой учитель английского в начальной школе [24] предлагает разработку ещё одного важного праздника в англоязычных странах «New Year Comes». Это внеклассное мероприятие проводится накануне Нового года. Дети готовятся заранее. Разучивают стихи, песни, пьесу «Cinderella», придумывают и готовят костюмы, подарки детям от Санта Клауса, украшают класс ёлкой с новогодними игрушками.

       Осуществление элементов предметно – содержательного проекта вполне по силам детям. Создание монопроектов, которые включают в себя темы, связанные со страноведением, социальной и исторической жизнью людей, вызывает интерес у учащихся.  К примеру учитель начальной школы Е.Н. Кобылат во 2 – м классе предлагает детям найти примеры использования иностранного языка при изучении темы город “ English around us”. Перед учащимся ставится ряд вопросов: «Какие иностранные слова употребляются, слышаться в речи, часто встречаются в книгах?», «Какие товары из стран изучаемого языка можно купить в магазинах?», «Какие иностранные передачи можно увидеть по телевизору?», «Кто из взрослых, кого вы знаете, владеет иностранным языком?».[15]

      В 3 – м классе, когда учащиеся начинают читать короткие рассказы

(«Reading»), можно предложить найти информацию о героях популярных английских детских книг, записать одну из историй, произошедших с ними

(например, Вини – пух, Мальчик с пальчик, Питер Пэн, Робин Гуд).

      В 4 – м классе самым любознательным будет интересно узнать информацию о жизни и правлении трёх английских королев: годы правления Queen Bess (1558 – 1603), Queen Anne(1685 – 1689), Queen Victoria (1837 – 1901).

      Чтобы показать значимость и подчеркнуть индивидуальность  каждого

Ребёнка, даётся задание составить коллаж о себе, о своём городе, туристический проспект, страноведческий альбом.

        Работу над проектами можно строить в группах или индивидуально. Следует отметить, что метод проектов помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как:

  1. готовность работать в коллективе;
  2.  принимать ответственность за выбор;
  3.  разделять ответственность с членами команды;
  4.  анализировать результаты деятельности. [15]

при таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

  1. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе обращения;
  2. Каждый ученик группового общения остаётся в фокусе внимания остальных;
  3. Учащиеся могут выразить свое личное отношение к делу. Чувствуя себя в безопасности от критики;
  4. Использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
  5. Языковый материал способствует речемыслительным возможностям говорящего;
  6. Учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил (errors) и случайные ошибки (mistakes).

       По мнению Р.П. Мильруда, «речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика (spoken grammar) допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. Особенности разговорной грамматики важно учитывать в условиях коммуникативно – ориентированного обучения». [20]

       Гуманистический подход и проектирование как способ его реализации предлагает обучение, центрированное на ученике. Это ещё раз доказывает. Что в проектной методике ученик, а точнее взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

    При изучении иностранного языка даже самый слабый в языковом плане и менее активный в психологическом плане ученик имеет возможность проявить фантазию, творческую активность и самостоятельность, участвуя в проектных заданий.

         

           

       

                                                                           

                                                 

Выводы к главе II.

    Просмотрев представленный выше материал по данной проблеме, можно сделать вывод. Проекты существуют различных видов и требуют актулизации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой – либо проблемы. Это требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.

        Включение учащегося в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование методов проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей деятельности на основе личностно – значимых ценностей и внутренних установок, сверяя их с мнениями и оценками других и используя иностранный язык как средство познания и общения.

           Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.

     Выделяют следующие типы проектов:

  1. Исследовательские проекты
  2. Творческие проекты
  3. Ролево-игровые проекты
  4. Практико-ориентированные проекты
  5. Монопроекты
  6. Межпредметные проекты

Выполнение проекта требует определённой организации. Основные принципы проектной работы

  1. Вариативность

         Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

  1. Решение проблемы

            Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.

  1. Когнитивный подход к грамматике

        Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему

  1. Учение с увлечением.

         Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения.

  1. Личностный фактор

           Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

  1. Адаптация заданий

         Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся.        

     Полномасштабный проект включает четыре стадии.

     I этап – планирование в классе. Создание творческой атмосферы в группе.

     II этап – выполнение проекта

    III этап – оформление работы

     IV этап – презентация проекта.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Заключение

    В ходе данной работы была достигнута конечная – рассмотрены специфика и пути реализации проектной деятельности на уроках иностранного языка  в начальной школе

     Были выявлены основные задачи:

      1. рассмотрена сущность  проектной методики обучения иностранного языка в  её психологическом  и  дидактическом  аспектах   на   основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

      2. показана  технология  проектной методики при обучении иностранного языка на первых этапах младшей  средней   общеобразовательной школы.  Рассмотрены виды проектов, их применение на уроках английского языка.

    3. Проанализирована  проектная  методика  в системе учебных и внеклассных занятий на  младшей  ступени  обучения  иностранного языка.

   В конце свое работы хочется отметить, что метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.

     Хочу закончить свою работу словами китайской мудрости, которая гласит: «слушаю-забываю, вижу-запоминаю». На мой взгляд, эти слова в полной мере можно отнести ко многим педагогическим технологиям, в том числе и к проектной методике. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы. Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний. Жизнь ставит перед нами, учителями, новые задачи, заставляет искать иные формы и методы работы.


Список литературы

1.  Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении

     учащихся  двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова,

     Т.В. Шапошникова //  Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

2.  Бим  И.Л.  Некоторые  актуальные   проблемы   современного   обучения

      иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.

 – С. 5-8.

3.Биржнёва М.А, Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего

   школьного возраста. // Начальная школа. – 2007.- №3

4. Богданова Ю.Г. Использование творческих видов неречевой деятельности

     на уроках английского языка на раннем этапе обучения. // Актуальные

     проблемы раннего обучения английскому языку на современном этапе.

     Под. Ред. Гужвинской Е.Р. – Астрахань. – 2008.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Под. Редакцией Т.Г.

    Музрукова. Москва, 2003г.

6. Булаева Л.А. Праздник «Halloween» в гимназии // Иностранные языки в

    школе. – 2003г. 1999.- №5.

7. Гайдаенко Е. Шаг в науку – с 1 класса. //Начальная школа. – 2006. – №10

8.  Ганжа Е. А. Использование проектной методики на уроке английского

     языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. // Интернет

     – ресурсы – 2009.

9. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. Иностранные языки в школе. – 2003. - №5.

10. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование.

      Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс:

      Пер.  с  англ.  –  М.:  Мир,1976. – 369 с.

11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.

      // Иностранные языки в школе. – 2005.-№5

 12. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин:

       Госуд.  Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

  13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным  языкам  в  школе  

        /И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

  14. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.  Проектная  методика  обучения

      английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в

       школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

15. Кобылат Е.Н. Проектные задания на уроках английского языка.

     // Начальная школа. – 2007.- №3.

16.Ларионова С.Ю. Использование проектов в процессе преподавания  

     английского языка. // Интернет – ресурсы – Павлово – 2008.

17. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006 - №10.

18. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка //Иностранные языки в школе. – 1999. - №4.

19. Мильруд Р.П. Методология  и  развитие  методики  обучения  

      иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 5. –

      С. 13-18.

20.Мирульд Р.П. Современные концептуальные принципы

    коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в

    школе – 2000. - №4.

 21. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному  языку  в  

      средней школе (на материале фр. языка):  Автореф.  дис.  …  канд.  пед.

       наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.

22. Никитина М.В. Метод проектного обучения английскому языку в

      начальной школе. // Актуальные проблемы раннего обучения  

      английскому языку на современном этапе. Под. Ред. Гужвинской Е.Р. –

      Астрахань. – 2008.

 23.  Новые  педагогические   и   информационные   технологии   в   системе  

        образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы

        повышен.квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,  

       М.В.Моисеева,  А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

24.  Палугина О.А. Сценарий праздника «New Year Comes» // Иностранные

       языки в школе. – 2000.- №6.

25. Палугина О.А. Сценарий праздника «Mothers DAY» // Иностранные

      языки в школе. – 2001.- №2.

26. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //

      Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

 27. Программы для общеобразовательных учреждений.  Иностранные  языки

     (англ.,нем.,  фр.,  исп.)  1-11  кл  общеобразовательных  учреждений.  –

      М.:Просвещение, 1997. – 175 с.

 28. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская  педагогическая

       энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.

29. Рачёва С.С.метод проектов на уроках английского языка в младшей школе//Иностранные языки в школе. – 2003. - № 8.

30.  Сибирская  Н.П.  Проектирование  педагогических  технологий  /   Н.П.

      Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т.  –  М.,

      1999. – Т.2. – С. 344-345.

 31.  Соловова  Е.М.  Подготовка  учителя  иностранного  языка   с   учетом

      современных  тенденций  обновления  содержания  образования   /   Е.М.

      Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.

32.Теннис А.О. Комбинированный подход к раннему обучению

      грамматической стороне иноязычной речи.// Актуальные проблемы

      раннего обучения английскому языку на современном этапе. Под. Ред.

      Гужвинской Е.Р. – Астрахань. – 2008.

 33. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор

      / Д.В.   Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в

      3 т. – М., 1999. –  Т. 2. – С. 248-249.

  34. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя  от

        обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. –  

        1998. – № 3. – С. 11-16.

Учебники по английскому языку для начальной школы:

35. Азарова С.И. «Millie» для 2 и 3 класса. Обнинск, 2008г.

36. Биболетова М.З. «Enjoy English» для 2 – 4 классов. Обнинск, 2008г.