РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО
статья на тему

Хабибуллина Амина Гатиевна

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_k_izucheniyu_inostrannyh_yazykov.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

        СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………… стр.

Глава 1.   Проблема поддержания  интереса к изучению иностранного языка

стр.

Глава 2.    Пути формирования познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка.

2.1 Нестандартные уроки ………………………….стр.

2.2. Проектная технология ………………   стр.

 Глава 3.  Роль внеучебной деятельности учащихся       ……стр.

Заключение……………………………………………… стр.

Список использованной литературы……………………стр.

Приложения………………………………………………

                                            Ведение

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становятся невозможны. Поэтому основная функция школьного иноязычного образования сегодня — это систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение иностранным языком как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания чужой и своей национальных культур. Язык в наше время — это прикладное средство для определённых достижений в жизни.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Меняется характер деятельности учителя и ученика.  Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения). Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой  отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.

Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации. Мы  считаем, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.

Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках английского языка, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

 Исходя из цели, мы  определили следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
  2. выявить в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
  3. в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:

- интегрированный урок

- театрализованная творческая мастерская

  1. проанализировать результативность проведенного исследования.

Вывод: Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

                                     

                                    Основная часть

Глава 1. Проблема поддержания  интереса к изучению иностранного языка

Известно, когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащегося. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная потребность в познании нового, отсутствие языкового барьера способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом.   Но  уже к 6-7 классу стремление учащегося изучать иностранный язык значительно ослабевает. Поэтому проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка присутствует всегда. Часто ученики, не видя необходимости в изучении данного предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, теряют интерес к изучению иностранного языка. Поэтому необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета, во-первых, пронизывало сам учебный процесс, во-вторых, являлось составной частью вне учебной работы через  различного рода внеклассные мероприятия.  Задача учителя постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку, чтобы не появилась усталость и скука, не пропал интерес к предмету и не ухудшились результаты обучения.

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, что сделать,  чтобы на  уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах  учеников ни на минуту не пропадал?  Успех зависит от множества факторов: от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами,  учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Поэтому в процессе своей деятельности учитель ищет новые формы, способы, методы и приемы преподавания, которые могут увлечь ребят.

Глава 2  Пути формирования познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка.

2.1. Нестандартные уроки

Остановимся подробнее на нестандартных уроках иностранного языка, обеспечивающих активность учащихся на уроке иностранного языка. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Рассмотрим несколько видов нестандартных уроков. 

1. Уроки - игры.

Игровой метод обучения не просто интересен, он – эффективен, его можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Урок, построенный в виде игры, в которой есть место и театральной постановке, и песням, и стихам, и игровым сценкам, вызывает у школьников чувство радости и уверенности, а значит, желание узнавать что-то новое, стремиться к совершенствованию. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.

Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная компетенция). Следовательно, игровой метод обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам обучения. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Таким образом, игры способствуют формированию толерантной, гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Для детей игра - увлекательное занятие. В игре все равны.  Она посильна даже слабым ученикам.  В игре незаметно усваивается языковой материал. Игра способствует таким методическим задачам, как создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, вызывает интерес учащихся к иностранному языку, способствует их мыслительной деятельности, а так же развитию речевой деятельности.        

Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т. е преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам. Заучить один-два речевых образца не представляет особого труда. Более того, слабо подготовленный в языковом отношении ученик может проявить находчивость и сообразительность. А это не менее важно, чем языковые навыки. Чувство равноправия, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры-всё это создаёт учащимися благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно сказывается благотворно на результатах обучения. Таким образом, игра-это

1.     Деятельность (в нашем случае речевая)

2.     Мотивированность (отсутствие принуждения)

3.     Индивдуализированная деятельность ( глубоко личная)

4.     Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

5.     Развитие психических функций и способностей

6.     Учение с увлечением

        Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации.

        В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:

1.     Формирование определённых навыков

2.     Развитие определённых речевых умений

3.     Обучение умению общаться

4.     Развитие необходимых способностей и психических функций

5.     Познание ( в форме становления собственного языка)

6.     Запоминание речевого материала

        Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему, то научится.

        Игры способствуют выполнению важных методических задач:

1.     Созданию психологической готовности детей к речевому общению

2.    Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала

3.     Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта

        Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

        Грамматические игры.

Цели:

-научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определённые грамматические трудности

-Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца

-развить речевую творческую активность учащихся

Игра “What is this?”

        Учитель показывает открытку детям испрашивает: “Guess, what is this?” Ребята задают вопросы:” Is this a girl?” Учитель отвечает:” No it isn’ t” или “Yes, it is.”

Игра “ Memory Game.”

        Обучает употреблению в речи структуры типа: It’s Vera’s pen.Прохожу между рядами с корзиной. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:”Take it please.”Я благодарю учеников, а затем ставлю корзину на стол. Показывая один из предметов задаю вопрос: “Whose pen is this?”Желающий отвечает: “It’ Vera’pen.” Побеждает тот, кто узнал наибольшее количество предметов.

Лексические игры.

Цели:

-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке

-активизировать речемыслительную деятельность учащихся

-развивать речевую реакцию учащихся

-познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Игра “Who knows the parts of the body best?”

        Класс делится на две команды. Ученики- представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя:”Touch your head. Show your shoulders. Count on your fingers.”Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает  команда, набравшая большее количество очков. В заключении учитель говорит:”Team A knows the parts of the body best.”

Игра”Vegetables.”        

Два ученика выбираются водящими. Они выходят из класса, а дети распределяют между собой названия различных фруктов(овощей). Первый из них говорит:”I want an apple for my basket.”Если в классе есть ученик, получивший это название, он “попадает в корзину” первого водящего, т.е. выходит и становится рядом с ним. Игру продолжает второй водящий:”I want a pear in my basket.”И т. д. Выигрывает тот водящий, в корзине которого оказалось больше фруктов (овощей). Если в игре принимают участие много детей, можно использовать названия, как фруктов , так и овощей, а также названия других продуктов.

должен выполнить задание. Если он выполняет задание правильно, его команда получает очко. Команды получают разные задания и могут работать одновременно.

Орфографические игры.

Цель:

-Тренировка в написании слов.

Игра “Take the Hint.”

        Один из учащихся, водящий, выходит из класса, остальные задумывают слова, например” table.”Когда он возвращается, играющие называют несколько слов, в которых есть первая буква задуманного слова, которое ему надо отгадать. Таким же образом он находит остальные буквы задуманного слова и получает столько очков, сколько букв в слове.

Sit     map                      black          chalk           men

Tea    mountain            book          still              end

2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. 

3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.  

5. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 

6. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

    7. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

    8. Интегрированный урок. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

9. ИКТ на уроках иностранного языка. Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышения познавательной активности и мотивации.

Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.  В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка:

• презентации в Power Point;

• текстовые редакторы;

• электронные таблицы;

• тесты;

• интернет ресурсы;

• электронные учебники.

Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т. д. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

В настоящее время широкое распространение в школах получило и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.

2.2 . Проектная технология.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно: 

  • личностно-ориентировано;
  • самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

 Глава 3  Роль внеучебной деятельности учащихся

Еще Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-либо занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Эти слова звучат особенно актуально в наше время, ведь в современном общеобразовательном учреждении особое место отводится  внеучебной деятельности учащихся, одной из составляющих ФГОС нового поколения. Вначале  хотелось бы пояснить, почему мы обращаемся именно к внеучебной деятельности как  одному из направлений развития интеллектуального потенциала школьника.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения, организация занятий по приоритетным направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  

ФГОС  второго поколения делают упор именно на практико-ориентированное обучение. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими внеучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности. Развитие этих качеств растущего человека отвечает требованиям изменившейся социально-экономической и культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.

На уроках английского языка очень часто используются такие формы работы, как инсценировка диалогов и ролевые игры. В ходе своей работы нами было замечено, что в таких формах деятельности активно принимают участие даже дети с низкой успеваемостью и пассивные учащиеся. Детям нравится фантазировать, примерять на себя разные образы, особенно их привлекает наличие яркого и красочного реквизита. Заметив их заинтересованность, нам пришла идея о создании творческой мастерской для углубления знаний английского языка и развития речевых способностей учащихся.

Не все дети коммуникабельны от природы, и поэтому не всем и не всегда удаётся достичь  желаемого уровня владения устной речью на уроке. А театрализованное действо на английском языке даёт учащимся дополнительный импульс не только к изучению языка, литературы, культуры и истории англоязычных стран, но и к раскрытию своего творческого потенциала, самореализации. Театрализованные постановки способствуют применению знаний на практике, развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи, произносить монологи и диалоги, учат рационально подходить к процессу познания.  Кроме того, неотъемлемым компонентом театрализованных постановок является эмоциональный настрой, позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя. Знания, умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для участия в творческой деятельности, в будущем помогут ему в реальных жизненных ситуациях.

Следовательно, деятельность внеурочного проекта творческой мастерской на английском языке направлена на достижение следующих целей:

  1. Формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников;
  2. Приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  3. Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  4. Воспитание  и разностороннее  развитие школьника средствами иностранного языка, музыкального и театрального искусства.

Личность ученика находится в центре процесса организации театрализованного действия на английском языке, реализуя тем самым личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Важно, чтобы в центре внимания учащихся была идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено прежде всего на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь — на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции: как средство формирования и формулирования мыслей.

Проект театрализованной творческой мастерской, осуществляемый в нашей школе, нацелен на развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащихся.

Обучение английскому языку, музыкальному и театральному искусству носит системный и целостный характер, т. е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.

В работе учителя взаимодействие с учащимися на иностранном языке часто выходит за рамки учебного общения, этому способствуют - КВНы, недели английского языка, участие в конференциях и внутришкольных олимпиадах, подготовка рефератов, подготовка творческих заданий (сочинений, стихов, кроссвордов и др.). Такие формы работы значительно повышают мотивацию при изучении иностранного языка и развивают познавательные потребности учащихся, а главное приносят чувство удовлетворения.

Олимпиады повышают интерес учащихся к иностранному языку, создают у старшеклассников положительное отношение к изучению иностранного языка, активизируют их инициативу и самостоятельность, предоставляют им широкий простор для творческой активности, развития способностей по иностранному языку. Олимпиады помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы.

Таким образом, изучив использование нетрадиционных  технологий при изучении иностранного языка c целью повышения познавательного интереса, пришли к выводу о том, что все вышеперечисленные инновационные технологии положительно влияют на учебный процесс в целом. Они развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, повышают уровень познавательного интереса, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учат самостоятельности, ответственности за принятие решения.

                                              

  Заключение

Итак, рассмотрев проблему повышения познавательного интереса к изучению иностранного языка путем внедрения инновационных технологий, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна. Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.

Практика  уроков позволяют сделать вывод, что есть дети, которым не всегда  интересен данный  предмет. Между тем уроки  английского языка  имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции.  Поэтому  учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии  в учебном процессе, технологии составления  проектов, ИКТ. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, что курс английского языка обладает, на наш взгляд, обширными возможностями применения различных технологий, необходимых для развития и активизации познавательного интереса.  Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке более прочными и значимыми для ребенка, значительно повышают мотивацию при изучении иностранного языка и развивают познавательные потребности учащихся, а главное приносят чувство удовлетворения.

  Как показывает опыт, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора  заданий, способов решения значительно снижает у детей уровень тревожности при их выполнении, повышает мотивацию к обучению.

Считаем, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

В заключение хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского, что если ребенок для учителя становится только школьником, он во многих отношениях перестает быть человеком. А учить надо человека в целом, причем так, чтобы он не думал о цели, а получал радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний. Тогда он будет стремиться к этой радости и хорошо учиться.

                 

                          Список использованной литературы.

1.  Казеичева И.Н. Некоторые вопросы проблемы преемственности в         системе непрерывного образования // Формирование нравственно-эстетической культуры личности в рамках непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз» (Материалы научно-практической конференции). – Изд. Центр МГОПИ, 2006. – С. 36 – 41.

  1. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам.- СПб: Издательство КАРО, 2003.
  2. Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английском языком. – 2-е изд. – СПб, 1993.
  3. Коменский Я.А. Учитель учителей - М., «Карапуз», 2008
  4. Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования М., «Просвещение», 2008. – 35 с.
  5. Коновалова, Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990.-№4.-С.61-66.
  6. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. СПб., 2006.
  7. Крылова О. Н., Муштавинская И. В.. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. - Изд-во Каро, 2013
  8. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // иностранные языки в школе. – 2000 - №4 с. 9-16
  9. Недоспасова В.А. Растем, играя: пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 94с.
  10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, 336с.
  11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2
  12. Рабинович Ф.М., Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. – М.: Еврошкола, 2000.
  14. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока, Изд «Учитель», 2003
  15. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...

Внеурочная деятельность как инструмент повышения интереса обучающихся к изучению иностранного языка

Чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование послеурочного времени для разв...

Онлайн-коммуникация как средство повышения уровня интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка

В данной статье поднимается тема повышения мотивации изучения иностранного языка среди учащихся средних и старших школ посредством «онлайн» общения с носителями языка.  В статье приво...