Статья "Организация чтения литературы на изучаемом языке в системе обучения иностранным языкам в 5-9 классах"
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Решетова Наталия Алексеевна

В данной статье представлен опыт решения проблемы систематического чтения учащимися книг на изучаемом языке, приведены прмеры  заданий в процессе чтения, рекомендации по организации чтения и выбору книг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная школа призвана сформировать образованного, высоконравственного, культурного человека, что невозможно без знакомства с культурой своей страны и стран, язык которых он изучает. Важная часть культуры – художественная литература. Изучение лучших образцов английской и американской прозы и поэзии способствует развитию личности ученика, совершенствованию его иноязычных умений и навыков, открывает перспективу глубокого понимания англоязычной литературы в будущем.

В настоящее время в системе преподавания английского языка в российских школах чтению художественной литературы на изучаемом языке не уделяется должного внимания: в учебниках английского языка знакомство с писателями и фрагментами их произведений носит эпизодический характер, также недостаточно отражена поэзия.  Уроки домашнего чтения, как и пособия по домашнему чтению, не являются обязательной частью учебного процесса.

В данной статье сделана попытка представить опыт решения проблемы систематического чтения учащимися книг на изучаемом языке. 

Основные задачи:

  • Привитие интереса к чтению художественной литературы
  • Введение учащихся в мир литературы стран изучаемого языка
  • Подготовка учащихся к глубокому пониманию содержания и смысла художественного произведения
  • Развитие речевой активности учащихся на основе текстов

Организация чтения:

  • Самостоятельное чтение учащимися литературы соответствующего уровня, что позволяет приобщаться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности
  • Регулярный контроль со стороны учителя, что обеспечивает стабильную периодичность чтения
  • Возможность поделиться впечатлениями, обсудить прочитанную книгу с одноклассниками

Содержание текстов:

  • Потребность в чтении может возникнуть  благодаря содержательной стороне книги, поэтому важен выбор самого ученика
  • Роль учителя заключается в подборе для учащихся книг, соответствующих их интересам, возрасту и уровню владения языком

 Как  была организована система такого чтения? Учащиеся 4 класса с удовольствием откликнулись на предложение учителя прочитать летом одну книжку на английском языке. Воспользовавшись рекомендациями учителя, каждый сделал выбор в соответствии со своими интересами и  уровнем владения языком. На одном из первых уроков в сентябре пятиклассники представили свои книги на английском языке по предложенному учителем плану. Кроме того, ученики приготовили иллюстрации к книгам. По окончании урока дети обменялись книгами. Так стала создаваться групповая библиотечка на английском языке. Через 1,5 месяца урок подведения итогов домашнего чтения повторипся в другой форме. В течение учебного года каждый ученик прочитал  5-6 книг на английском языке. В конце учебного года все учащиеся приняли участие в подготовке заключительного урока-викторины по прочитанным книгам.  Каждый из этих учеников к 9-му классу прочитал не меньше 20 книг на английском языке, получил представление о жизни и творчестве английских и американских писателей, научился делиться впечатлениями о прочитанной книге, рекомедовать её другу, писать рецензии на книгу.

Чтобы поддерживать интерес детей к чтению, учителю необходимо использовать большое разнообразие заданий, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, стимулировать познавательные потребности учащихся. Кроме того, необходимо находить возможности для совмещения работы над книгой и изучения текущего учебного материала. Ниже приведены примеры некоторых заданий, которые могут быть предложены учащимся в процессе чтения книги.

Домашние задания, позволяющие иметь оперативную обратную связь  с учащимися:

  • выписать из книги прилагательные,  характеризующие главного героя
  • написать краткое содержание по плану
  • дать краткую характеристику главного героя
  • дать описание места действия
  • составить вопросы к прочитанной книге или рассказу
  • написать несколько аргументов,  почему эту книгу можно рекомендовать одноклассникам

Домашние задания, позволяющие рационально использовать содержание и тематику прочитанных книг в учебном процессе:

  • Найти в тексте слова и словосочетания по изучаемой по программе теме (например, «Продукты», «Одежда», «Погода», «Внешность», «Школа» и пр.)
  • Найти в тексте предложения по изучаемой грамматической теме  (например,  модальные глаголы,   артикль с географическими названиями,        пассивный залог и пр.)

Задания на уроке:

  • Расспроси своего одноклассника о прочитанной книге
  • Представь свою книгу так, чтобы твои одноклассники захотели  её прочитать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по ФГОС при обучении иностранному языку в системе СПО (из опыта работы)

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ, н...

«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»

«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»...

статья ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В основе статьи культуроведческое наполнение учебной программы региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-со...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Пословицы и поговорки как эффективный элемент в системе обучения иностранному языку.

В статье описывается значимость пословиц и поговорок как рабочего материала для обучения иностранному языку, актуальность материала при работе по ФГОС....

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...