статья ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку (10 класс) на тему

Наталья Борисовна Сидорчук

В основе статьи культуроведческое наполнение учебной программы региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sidorchuk_statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Б. Сидорчук , ГБПОУ «СКЭПО», г. Симферополь, Республика Крым

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В основе статьи культуроведческое наполнение учебной программы региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка, региональный компонент, интеграция.

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Предметом изучения становятся материально-технические, социально-политические, нравственно-эстетические и культурно-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Следовательно, объектом данной работы будет влияние изучения родного края на изучение иностранного языка.

Целью работы является выявление эффективности передачи учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению мотивации в обучении иностранному языку. Для достижения цели были  поставлены следующие задачи:

- раскрыть возможность внедрения регионального компонента в тематический учебный план на уроках английского языка в СВПУ ЭПО;

- показать некоторые способы и приемы использования интегрированных знаний, полученных учащимися при изучении предметов гуманитарного цикла.

В основе опыта – культуроведческое наполнение учебной программы региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

Интеграция регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения иностранного языка. На уроках английского языка мы вводим фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов Крыма. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов РК и успехами представителей англоязычных стран.

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.

          Раскрытие содержания отдельных тем и предметов речи может происходить по-разному. Это может быть последовательное или проблемное информирование учащихся. На начальном этапе предпочтителен принцип последовательного предъявления информации, который может выступать как организующий при построении всего курса в целом, так и его отдельных разделов.

Главное, чтобы каждая предложенная модель содействовала закреплению положительной мотивации изучения иностранного языка путем интегрирования в учебный процесс личностно значимых региональных знаний и способствовала совершенствованию знаний иностранного языка в целом.

Я предлагаю внедрять региональный компонент постепенно, в ходе изучения всего курса по программе.

Работая  с программным материалом по английскому языку для 10- 11 классов, при изучении тем можно использовать различные разделы из той или иной стороны жизни крымского полуострова.

Пути интеграции регионального компонента

в программу по английскому языку

№п/п

Тема по программе

Тема урока

Курс

Региональный компонент

Выход темы

1.

Еда.

Национальная кухня.

1

Блюда народов Крыма (крымтат., русск., укр.)

Рецепты: плов, борщ, пельмени и др.

Обед в ресторане, кафе.

2

Самые популярне рестораны (кафе) в моем городе (селе).

Создание рекламного постера о кафе.

22

Наука.

В мире изобретений.

1

Известные ученые родного края (Курчатов, Вернадский и др.)

Презентация об ученых (крымский период )

33

Природа.

Природные катаклизмы

1

Горные обвалы. Оползни в Крыму.

Плакаты-предупрежде-ния об опасности

Природа и окружающая середа.

2

Горные ландшафты Крыма.

Рассказ об одной из гор Крыма

44

Живопись.

Известные художники и их произведения.

1

Айвазовский, Коровин в Крыму.

Презентация о художниках.

55

Свободное время и спорт.

Мир твоих увлечений.

1

Слет байкеров в Балаклаве.

Доклады

Мои любимые виды спорта.

1

Прайм-Ялта ралли.

Рекламные постеры

66

Государство в мире.

Мой родной город.

2

Симферополь и др.

Презентации, доклады.

Обсуждение текстов.

77

В мире искусства

Кино. Кинофестивали

2

Фильмы, снятые в Крыму.

Доклады

Театр. Поход в театр.

2

Театры Симферополя.

Обсуждение экскурсии.

88

Мир молодежиМолодеж-ные культуры.

Молодежные движения.

2

Молодежные движения в моем родном городе.

Доклады, презентации.

Когда учащиеся научатся сравнивать, анализировать, узнавать, видеть общее на уроках иностранного языка, когда мы будем работать по формуле, предложенной Е.И.Пассовым: культура через язык и язык через культуру, т.е. усвоение фактов культуры (как родной, так и иностранной) в процессе использования языка как средства общения и овладения языком, как средством общения на основе усвоения фактов культуры, тогда мы сможем воспитать активную, интеллигентную личность, которая так необходима в  современном обществе.

Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другой целью может стать подготовка к ролевой игре, в ходе которой обучающиеся  предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создание постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах республики и родного города. Эта работа дополнит часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Берлина, Лондона или Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города.

При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Мы использовали в обучении отдельные региональные проекты (Известные ученые родного края (Курчатов, Вернадский и др.); фильмы, снятые в Крыму; молодежные движения в моем родном городе и др.) или тексты регионального содержания (Mineral wealth of the Crimea; 250 days in fire (Sevastopol); Fountain of tears; The literary Crimea и др.).

Таким образом, мы предложили опыт работы с региональным компонетом в рамках действующей учебной программы и пришли к выводу, что подобная интеграция приятно разнообразят урок, вносят в него элементы настоящей жизни, позволяют учащимся больше узнать о своем родном крае. Использование регионального компонента позволяет развивать речевую активность учащихся, а также повысить речевую активность обучения. Учитель должен контролировать весь учебный процесс. Ведь региональный компонент носит более жизненный характер - вы не только улучшаете свой лексикон, а также получаете информацию об истории родного края, о его географическом положении и об экономическом развитии своей родины. Но  учащийся узнает новое только о своем родном крае, а не о стране изучаемого языка.

 Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики должны получить задание направленное на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. На среднем этапе обучения региональный компонент можно использовать для изучения различных культурных и социокультурных явлений. Таким образом, региональный компонент служит не только для того, чтобы пробудить познавательный интерес к родному краю или к стране изучаемого языка в отдельности, но и повысить качество усвоения знаний. 

Литература

  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому

 языку // ИЯШ, 1991, №3.

  1. Кокорина Л.А., Ищенко А.А. Кубановедение на уроках иностранного языка// Педагог: повышение квалификации. – 2007.№12.
  2.  Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. – 1994. - № 4. – с.11-14.
  3. Махмутова Е.Н., Батина М.Г. Интегрированный урок по теме "США: природа, города, население, сельское хозяйство"// Иностранные языки в школе. – 1997, №4.
  4. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М., 1995.
  5. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе, 2001, №4.
  6. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5.
  7. Тамбовкина Т.Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка // ИЯШ, 1995, №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Статья на тему: "Коммуникативный метод в обучении иностранному языку. "

Использование коммуникативного метода в обучении иностранному языку...

Пословицы и поговорки как эффективный элемент в системе обучения иностранному языку.

В статье описывается значимость пословиц и поговорок как рабочего материала для обучения иностранному языку, актуальность материала при работе по ФГОС....

Статья по теме: «Мультимедийные средства в обучении иностранному языку»

Мультимедийные средства стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения р...

Статья "Организация чтения литературы на изучаемом языке в системе обучения иностранным языкам в 5-9 классах"

В данной статье представлен опыт решения проблемы систематического чтения учащимися книг на изучаемом языке, приведены прмеры  заданий в процессе чтения, рекомендации по организации чтения и выбо...

Региональный компонент как средство обучения иностранному языку

  В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, региональный компонент на уроках иностранного языка приобретает все большую актуальность.  Преподавание иност...