Взаимосвязь целеполагания и рефлексии
статья на тему

Полякова Ирина Владимировна

Взаимосвязь целеполагания и рефлексии - необходимое условие для успешного урока иностранного языка в рамках ФГОС: определение целеполагания и рефлексии, приёмы совместного целеполагания и организации рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь целеполагания и рефлексии

 на уроке английского языка

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

В условиях внедрения ФГОС, учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа,  теперь становится его главным деятелем и творцом. В основе урока современного типа лежит  принцип системно - деятельностного подхода. Преподаватель же  призван осуществлять скрытое управление процессом обучения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Урок, соответствующий требованиям ФГОС, предполагает активную позицию и непрерывную деятельность самого учащегося, а не монолог педагога. Так, приведенная ниже таблица показывает, что основное различие между традиционным и современным уроком заключается в  деятельности педагога и учащихся.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок, соответствующий требованиям ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач урока

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), преподаватель консультирует

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

С точки зрения педагогики,  целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и учащегося), их согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Правильно поставленные цели - залог эффективности урока!

Необходимо с начала изучения курса, раздела или темы осуществлять с обучающимися процедуру совместного целеполагания на уроке, если обучающийся осознает цель обучения и принимает ее как личностно значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью обучающегося, определяя цель обучающийся начинает понимать, что и для чего он изучает, зачем он работает, совместное принятие цели обеспечивает осмысленный контроль и самоконтроль за результатами деятельности, является основой для рефлексии и обратной связи педагога и обучающихся.

При планировании урока, необходимо помнить, что каждая цель должна быть:

•        Конкретна

•        Достижима

•        Реальна

•        Измеряема

•        Ориентирована на конкретный результат

•        Ориентирована по времени

Сформулировать четкую и ясную цель может помочь метод SMART, имеющий следующие критерии:

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A-Attainable=Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

R-Relevant=Result-orientsd=Realistic. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Необходимо точно определить время или период для достижения выбранной цели.

Что можно сделать, чтобы обучающиеся формулировали и осознавали цели учебного занятия?

Приемы совместного целеполагания на уроке (учебном занятии):

1.        Цель записывается на доске (обычной или интерактивной), обсуждается, какие задачи необходимо решить для ее достижения (можно это сделать через действия которые будут выполняться обучающимися: сделать конспект, послушать и обсудить доклад, составить таблицу). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся проанализировать, что и как было сделано на уроке, определить достигнута ли поставленная цель.

2.        Тема урока формулируется в виде вопроса, проблемы. Обучающиеся выстраивают план действий для решения. Очень важно выслушивать все мнения, но требовать их обоснования. Руководить процессом отбора самых конструктивных предложений может преподаватель или выбранный обучающийся, педагог в этом случае высказывает свое мнение и направляет деятельность обучающихся.

3.        Название темы урока пишется на доске, обучающимся дается задание: объяснить значение каждого слова или отыскать их значения в словаре.

4.        В процессе беседы, диалога по изученному материалу обучающиеся подводятся к ситуации, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и способностей, и осознают, что для решения данной ситуации (проблемы) им необходимы дополнительные знания, умения, действия или исследования. Формулируется цель занятия как проблема, которую необходимо решить.

5.        Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Предлагается самостоятельно разрешить данное противоречие. Совместно обсуждаются результаты, выявляются причины разногласий результатов или затруднений выполнения. Совместно формулируется цель урока.

6.        Вопросы обучающимся: что вы знаете по теме урока? что хотели бы узнать? какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?

7.        Выбрать из списка, предложенного преподавателем и сформулировать собственные цели своей учебной деятельности на занятии, примерные формулировки целей для выбора:

-        изучить теоретический материал модуля;

-        составить собственное представление о;

-        усвоить основные понятия и законы темы;

-        подготовить доклад по одной из проблем (указать);

-        качественно подготовиться к получению зачета по курсу;

-        выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

-        углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

-        научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

-        хочу выработать умения и навыки в постановке целей, планировании своей деятельности, рефлексии и др.;

-        хочу понять, усвоить, уяснить        ;

-        хочу освоить технику составления конспекта, тезисов;

-        хочу научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог;

-        развить свои способности (назвать их);

-        свой вариант цели.

8.        Введение в теорию преподаватель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна обучающимся. Например, ситуация: привезли новое (конкретизируется) оборудование, но все инструкции на английском языке.

9.        Практическая работа исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает обучающихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы).

При совместном целеполагании обучающийся реализует себя как субъект учебной деятельности и собственной жизни, процесс целеполагания происходит как коллективное действие, при котором обучающиеся учатся слушать и слышать друг друга, принимать совместные решения. Главное в этой работе, чтобы каждая цель имела личностный смысл, ставилась обучающимся лично для себя, а не обобщалась для всех.

Тесно связана с целеполаганием рефлексия. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

•        Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

•        Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

•        Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1.        Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.        Рефлексия деятельности

3.        Рефлексия содержания учебного материала

Приемы организации рефлексии на уроке

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

 Рефлексия деятельности

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

"Каким было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

  1. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  1. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  1. Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

5. Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак.

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

8. «Мишень»

9. ”Слон”

Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке.  Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши- значит человек  внимательно слушает, воспринимает больше на  слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги  тонкие – неуверенность

10. “ Пятерочка “

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

11. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“        0________10

„Дело“     0________10

12. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

13. «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Рефлексия содержания учебного предмета

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна» 

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

  1. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым. Всё, что делается на уроке по организации целеполагающей и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

          Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

          Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Источники информации

1.        Английский язык. Программа повторения перед контрольной работой и экзаменами. Тесты/ Мария Биркенмайер, Эльжбета Манько; пер. с польского О.А. Кутуминой.- М.: Астрель: АСТ, 2009-287, [1] с.: ил.

2.        Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

3.        Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1

4.        А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

5.        Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

6.        Выпускная квалификационная работа по психологии специальность 050709 Психология преподавания в начальных классах «Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте»

7.        Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

8.        Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке.  ///http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93

9.        http://festival.1september.ru/articles/630735/

10. Малая академия наук «Интеллект будущего»: Развитие целеполагания в современных образовательных системах - спикер Волкова М.В. https://www.youtube.com/watch?v=ZAYQe0AGDPE&t=7s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание и рефлексия

Приемы целеполагания и рефлексии...

"Целеполагание и рефлексия на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС"

Данный материал был подготовлен для выступления на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла....

Презентация "Взаимосвязь целеполагания и рефлексии"

Данная презентация иллюстрирует теоретический материал по теме "Взаимосвязь целеполагания и рефлексии". Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов совместной учебной деятельности (п...

Мастер-класс по теме "Целеполагание и рефлексия"

Описание некоторых приемов целеполагания и рефлексии на уроках русского языка...

"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."

Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках  по ФГОС .Снабжен ...