"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."
методическая разработка по музыке

Кириллова Зоя Владимировна

Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках  по ФГОС .Снабжен презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация805.02 КБ
Файл tselepolaganie.docx26.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель-предвосхищаемый результат ,продукт

Слайд 2

Целеполагание-процесс установления целей

Слайд 3

Этап целеполагания-внутренняя мотивация ученика

Слайд 4

Цели преподавателя Приемы целеполагания Ц ели учащихся

Слайд 5

Тема «Музыка и литература. Друзья или соперники» готовый набор слов , при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...)

Слайд 6

Выяснить , что общего между музыкой и литературой Доказать , что музыка и литература друзья

Слайд 7

Формирование цели при помощи опорных слов

Слайд 8

Тема урока в « Импрессионизм в искусстве» предлагается для зрительного восприятия название темы урока, ведется поиск информации

Слайд 9

Необходимо объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока

Слайд 10

Работа над понятиями

Слайд 11

Тема урока «Природа и музыка» Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает проблемная ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Слайд 12

Беседа: С чего начинается день? В чем особенность этого времени суток? Можно ли музыкальными звуками нарисовать картины утра? Цель: Нарисовать картины утра с помощью музыкальных звуков.

Слайд 13

Создание проблемных ситуаций

Слайд 14

Тема урока « Балет Конек-Горбунок» Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор

Слайд 16

Исключение

Слайд 17

Тема « Балет Чипполино » Среди множества однотипных предметов, слов, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Слайд 19

Ситуация Яркого пятна

Слайд 20

Формирование цели при помощи опорных слов Работа над понятием Создание проблемных ситуаций Ситуация Яркого пятна Исключение



Предварительный просмотр:

Тема « Целеполагание, как этап современного урока в условиях ФГОС»

Цель: познакомить с приемами целеполагания

    Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Марка Твена                                        

Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, попав не туда.

Марк Твен

                                                             

А теперь предлагаю вам выполнять задания…. Возьмите листы бумаги, подпишите имя и фамилию…….

СТОП! Я прошу вашего внимания! Все ли я сейчас говорила правильно с точки зрения деятельностного подхода?

-Целеполагания не было

-Все сказала сама

-Обратной связи не было.

     А для вас, как для учителей целеполагание на уроке является проблемой?   Что бы вы хотели узнать?        

      Проблема целеполагания сегодня является одной из актуальных проблем современного урока. Для меня, как учителя тоже стала такая проблема:

Что такое цель?

Когда и какие цели ставит учитель?

Какие приемы способствуют формированию действия целеполагания?

        Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

      Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.

      Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре урока, учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.  Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

    Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. В педагогической практике существует ряд приемов целеполагания.

Какие приемы использую я?

   Я использую все приемы, но из за ограниченности времени остановлюсь на самых ярких. Приемы могут быть комбинированными, они универсальны и подойдут для любого предмета.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели  (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

 Например: Тема «Музыка и литература. Друзья или соперники»  

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Доказать, что музыка и литература друзья.

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.

Например: тема урока в 7 классе « Импрессионизм в искусстве». Необходимо объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3.Создание проблемных ситуаций

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает проблемная ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Например: тема урока «Природа и музыка»

Беседа: С чего начинается день? В чем особенность этого времени суток? Можно ли музыкальными звуками нарисовать картины утра?

Цель: Нарисовать картины утра с помощью музыкальных звуков.

4.Ситуация Яркого пятна

      Среди множества однотипных предметов, слов,  букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

 

 Например: Тема « Балет «Чиполлино» »

На доске висят афиши - несколько афиш кино, одна балетного спектакля она больше по размеру, чем остальные.

На что вы сегодня обратили внимание, когда вошли в класс?

Д: На доске висят афишы.

Почему одна афиша выделена ярким цветом?

С какой целью люди придумали афишу?

Д: афиши приглашают посетить концерты, спектакли, рассказывают о содержании…

Давайте на нашей афише посмотрим, куда она приглашает, о чем сообщает и что рассказывает?

(далее помогает детям ориентироваться в просмотре содержания афиши)

Д: Сообщает о предстоящем представлении, потому что указано место-театр оперы и балета, сообщает название…

Может вы увидели, какие то знакомые слова?

(ответы)

О чем будем говорить сегодня на уроке? Музыка, какого композитора будет звучать?

Сегодня мы продолжаем удивительное  путешествие в прекрасный мир музыкальной сказки.

5. Исключение

     Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Например, тема урока « Балет Конек-Горбунок»

На слайде изображение героев уже пройденных балетов.

(Щелкунчик, Чиполлино, Лебединое озеро и новый персонаж Конек)

Какого героя встречаем впервые?

Формулируется учебная цель.

 

     Предлагаю вам представить, что вы на уроке музыки. До этого мы с вами говорили о разных видах оркестра и  уже имеем представление о симфоническом и духовом оркестре.

  Включаю музыку

Звучание, каких оркестров вам знакомо?

Какое звучание ново для вас?

О чем на уроке сегодня будем узнавать?

(о еще одном оркестре)

Что конкретно хотели бы узнать?

-Как называется оркестр?

-Каковы особенности звучания?

-Какие инструменты входят в состав оркестра?

Коллеги, какой прием я сейчас использовала?

Был приведен пример этапа целеполагания урока по теме «Оркестр русских народных инструментов».

-Как вы считаете, была ли тема актуальной для вас?

-Можете ли вы использовать какие - то приемы в своей деятельности?

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

-учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

А сейчас примите в подарок замечательный мультфильм.

(ПРОСМОТР мультфильма «Бочка с красотой»)

Почему я выбрала для вас такой подарок?

Какие цели поставил кощей?

Если бы он не поставил цели и не достиг их, какая бы у него жизнь была?

Для каждого в жизни важно ставить цели и достигать их.

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.

3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.

6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"

Урок   музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...

Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"

Разработка урока музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"...

"В концертном зале". Урок музыки по ФГОС . 4 класс

Один из разделов музыкальных  тем 4 класса  отводится для ознакомления  знакомству с концертным залом. Данный урок посвящен Модесту Петровичу Мусоргскому - фортепьянной пьесе "Старый за...

Тематическое планирование уроков музыки по ФГОС 6 класс

Тематическое планировние с прописанными УУД...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...