Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Дочкина Антонина Петровна

2 четверть, 3 урок (5 класс)

Тема: Романса трепетные звуки

Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
  • развивать вокально-хоровую грамотность.

Информационная:

  • находить ключевые знания в текстовом материале;
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
  • уметь оформлять краткие записи материала урока.

Социальная:

  • воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативная:

  • воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romansa_trepetnye_zvuki_3_urok.docx24.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 четверть, 3 урок (5 класс)

Тема: Романса трепетные звуки

Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
  • развивать вокально-хоровую грамотность.

Информационная:

  • находить ключевые знания в текстовом материале;
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
  • уметь оформлять краткие записи материала урока.

Социальная:

  • воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативная:

  • воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).

Музыкальный материал:

  • Романс « Жаворонок » (Н.Кукольник - М,Глинка );
  • Романс «Ночь светла» ( слова: Л.Г. - М.Языков – музыка: Николай Шишкин);
  •  Романс «Гори, гори, моя звезда» (Б.Ахмадулина – А.Петров);  
  •  Романс «А цыган идет…», в исполнении Н. Михалкова

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата

Планируемые результаты:

Организационный момент

Оценочный лист обучающегося на уроке:

«Лучший собеседник»

«Лучший слушатель»

«Лучший исследователь»

«Лучший исполнитель»

Предметные:

- дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);

- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;

- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;

- узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала (актуализация и фиксирование затруднения)

Учитель: Вдохновенно и грациозно, ритмически разнообразно звучат испанские песни. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «РОМАНС». [10]

Контроль (реализация проекта выхода из затруднения)

- В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования.

- Романс уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов.

Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения.

В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

- Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.

- В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.(самостоятельный ответ)

- Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 71).

Запись в тетради:Внимание и любовь к окружающему миру –главная идея русского искусства

- Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… всё как будто создаёт радостное и приподнятое, неповторимое ощущение наступающей весны.

Ученик: …звонкие трели жаворонка, парящего высоко в небе.

Ученик: Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии?

(Поэтический образ помогает составить учебник, страница 75)

- приподнятое настроениемечтательная грусть

- Какие музыкальные образы воплотил романс? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста, страница 69 учебника по музыке)

- Обратим внимание на сноску, данную в учебнике, «античный» – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

- Что общего между песней и романсом?

- Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? (поискответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 70)

- В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.

- Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода»

- Михаил Иванович Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства.

Послушайте романс Михаила Глинки «Жаворонок».

- Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! - -- Какое настроение передал Глинка в романсе?

Чтение текста стихотворения(страница 74 учебника)

Слушание музыки:СD, № 15

- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;

- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;

- развивать вокально-хоровую грамотность.

Вокально-хоровая деятельность

При разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп.

Главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение:
приподнятое настроение
мечтательная грусть
задушевность человеческого голоса
теплота лирического высказывания.

Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение

Рефлексия

Ученики определяют свой вывод урока.

Среди них: «Романс – поэтический жанр.

В романсе отражён огромный мир музыкальных образов.

В романсе звучат разные чувства.

В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру.

В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота.

и, конечно, «лучший исследователь», «лучший слушатель» обратит внимание на эпиграф к уроку, на поэтическое слова Александра Фета:

«Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей».

  1. мы узнали: историю рождения романса; в чём состоит сходство и отличие романса и песни; об основной идее русского искусства;
  2. мы познакомились с творчеством композитора Михаила Глинки, художников Исаака Левитана, Игоря Грабаря;
  3. мы вместе слушали и учились чувствовать поэтичность русского романса;
  4. читали поэтические, музыкальные тексты в учебнике;
  5. учились красиво и правильно петь (романс «Жаворонок»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока музыки 4 класс «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Технологическая карта урока музыки 4 класс, УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...

Технологическая карта урока музыки по теме «Мюзикл». 5 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕПО ТЕМЕ «Мюзикл»....