Технологическая карта урока музыки по теме «Мюзикл». 5 класс
план-конспект урока по музыке

Скиба Татьяна Викторовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «Мюзикл».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_myuzkl_koshki._5_klass.docx34.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «Мюзикл».

Ф.И.О.  Скиба Татьяна Викторовна

Тема полугодия: «Музыка»

 Содержание в соответствии с ФГОС:

  1. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
  2. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки . Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
  3. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.

Музыкальный материал урока: 

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Фрагменты мюзиклов:  «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».

Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».

Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Дополнительный материал урока:

  1. Словарь эмоциональных характеристик.
  2. Словарь музыкальных терминов.

Тема урока

«Мюзикл»

Цель урока

 

Углубить представления учащихся о музыке, познакомить с творчеством Э.-Л.Уэббера. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

  1. Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
  2. Развивать творческие способности, вокально хоровые навыки (кантеленное пение, на легато, дыхание), умение анализировать музыкальные произведения.
  3. Воспитывать любовь к музыке, театру, литературе, чувство сострадания к ближнему, любовь, милосердие.
  4. Углубить знания учащихся о творчестве Э.-Л.Уэббера
  5. Способствовать развитию интереса к музыке
  6. Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.
  7. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
  8. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Интерпретировать вокальную и  инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности, исполнять музыкальные произведения различных жанров. Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия  произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Мюзикл, либретто.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Фрагменты мюзиклов:  «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».

Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».

Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Методы музыкального образования используемые на уроке.

  • метод размышления о музыке;
  • перспективы и ретроспективы;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания художественного контекста;
  • метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки.

 

Формы работы

 Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем.

 

 Организация пространства

Работа  фронтальная, групповая.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Приветствие учителя.

Выполняют требование учителя

Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя)

Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.

Включение учащихся в активную деятельность.

2

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету

Проанализируйте, звуковой видеоряд:

Сегодня Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию. Мы совершим третье путешествие в музыкальный театр.  На предыдущих уроках мы  уже «посещали»  музыкальный театр, говорили о двух  крупных музыкально-сценических жанрах в музыке. Назовите их (Опера и балет.

- Какие отличительные черты оперы и балета Вы можете назвать?  

-Что объединяет этих два жанра?

-  Для того чтобы вы сами могли назвать жанр, с которым мы сегодня будем знакомиться, послушайте фрагмент.

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память).

Коллективное обсуждение видеоряда

Вспоминают и перечисляют  крупные музыкально-сценические жанры в музыке их отличительные черты.

Обобщают знания о жанре опера и балет, (опираясь на ранее изученный материал).

3

Введение в тему урока

Фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят».

-Как называется прослушанный фрагмент?

К какому жанру относится этот фрагмент? (Мюзикл)

- Совершенно верно.  С этим мюзиклом мы знакомились во 2 классе. А подробнее с этим жанром мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

Какие вы ещё знаете мюзиклы, музыкальные мультфильмы и фильмы?

-Скажите, пожалуйста, какая манера исполнения в мюзикле? Отличается ли от оперы?

-Эстрадный вокал звучит в сопровождении каких музыкальных инструментов?

-В опере и балете мы это слышим?

-Вспомните, пожалуйста, постановки мюзиклов, что еще, во время пения  делают актеры в музыкальном спектакле?

-Верно. Самая яркая черта мюзиклов - танец.

Сформулируйте тему нашего урока

Формирует диалоговые  формы  работы и потребность поделиться своими знаниями.

Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Слушают фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят» 

 Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя.

Совместно с педагогом формулируют вопрос.

Слушают собеседника,

высказывают свое мнение.

В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки

 

Выявление связей народной и композиторской музыки

Этот жанр появился сравнительно недавно, в середине прошлого века, в Америке. Слово  мюзикл английского происхождения, сокращённо  musical comedy-музыкальная комедия. Отдельные мелодии мюзикла становятся очень популярными.

Итак, Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств.

Подводит итог.

Работа со словарем.

Характерные особенности:

Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

Ведущая роль музыки эстрадного плана;

Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;

В основе – литературные произведения;

Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

-В данное время существует достаточно много интересных мюзиклов. И сегодня мы будем знакомиться с увлекательным английским мюзиклом.

Как бы  Вы назвали данный спектакль

? (слайд: фрагменты мюзикла «Кошки»

-Все верно, мюзикл называется «Кошки», «Cats».

-Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках, для своих племянников. Эта книга и стала литературной основой мюзикла. Скажите, как называется литературная основа к опере, балету?   (либретто).

-Совершенно верно. Литературная основа мюзикла тоже называется либретто.

- Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку к либретто. Так и получился мюзикл «Кошки».

 -В мае 1981 года состоялась премьера мюзикла «Кошки». Этот спектакль был поставлен более чем 30-ти странах, переведен на 14 языков, его посмотрело 50  млн. человек.

Символом и эмблемой мюзикла стал черный кот, которого выдают сверкающие глаза. В 2006 году  этот мюзикл ставили у нас в Москве.

-Визитной карточкой стал высококачественный грим (кошачий).

Организует беседу.

Активизация знаний о композиторе

Высказывают свое мнение.

Определяют специфику деятельности композитора.

Контролируют правильность ответов своих одноклассников

  1. Где можно услышать мюзикл?
  2. Кто принимает в создании мюзикла?

Активизация знаний о мюзикле.

Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде

4

Открытие нового знания

 

СЛУШАНИЕ

-Итак, полночь, гигантская помойка и в свете луны начинают с разных щелей выползать коты.  Это собирается на ежегодное собрание племя «джелли». Они пришли сюда, чтобы повеселиться и продемонстрировать друг другу свои уникальные умения петь и танцевать, а затем выбрать самого достойного для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Все кошки в сборе и звучит первая песня, в которой все  коты поют о своем племени «джелли».

Давайте послушаем небольшой фрагмент и ответим каков характер  кошек?

Организует прослушивание аудиозаписи.

Слушают  фрагмент.

Отвечают на поставленный вопрос.

 «Песня Джелликл кошек».

-Каков характер кошек?

-Что Вы себе представили, слушая фрагмент?

-Как двигались кошки? Попробуйте передать их характер с помощью движения. Они двигались по-разному: кто-то изящно, кокетливо,  кто-то хвастливо, а кто-то очень злился.

-Попробуем изобразить их в танце, добавляя хлопки руками.

Импровизируют.

-Вот, например, главная героиня мюзикла кошка Гризабелла

-Послушайте главную тему Гризабеллы ( наигрывает главную тему).

-Какой характер музыки? Какой нам музыка нарисовала героиню?

-Пофантазируем, какая Гризабелла, судя по мелодии

- Действительно Гризабелла-старая кошка, которая когда-то в молодости, когда была красива и очаровательна, покинула племя, а теперь, постаревшая и одинокая пытается уговорить кошек принять её назад.

Организует работу с учебником.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с материалом учебника.

Слушают.

Участвуют в совместном исполнении песни.

5

Пение

-Дети разучивают мелодию арии Гризабеллы «Память»

Вокально-хоровая работа (кантиленное пение, работа над дыханием).

-Разучивание песни со словами. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция)

Исполнение.

Дети исполняют песню

-Гризабелла после этой песни падает без сил. Как бы Вы отнеслись к Гризабелле  после этой арии?

-Верно, ведь кошки очень похожи на людей. А одно из главных  достоинств человека -   уметь прощать, сострадать. И кошки простили Гризабеллу, и дали право возродиться для новой жизни в кошачьем раю.

Формирует диалоговые  формы  работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.

Аккомпанирует.

Подводит итог.

Анализируют средства музыкальной выразительности.

Работа с учебником.

Пение с ориентацией на нотную запись.

Участковую в коллективной исполнительской деятельности 

Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.

 

Высказывают  свое мнение.

Совместный поиск ответов на вопросы.

- Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Организует просмотр. видеофрагмента финала мюзикла «Кошки».

Просмотр видеофрагмента, с целью сравнения художественного и музыкального образа.

Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Какая музыка больше понравилась вам?

Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.

6

Вывод.

–А теперь определим черты и особенности прослушанной музыки, и сравним ее с характерными чертами оперы и балета.  

Работа с таблицей.

Подводит итог

Анализируют информацию на слайде. 

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.

7

ПЕНИЕ

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Участвуют в совместном исполнении.

8

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

  1. Что их объединяет? (Связь с литературой).

Организует рефлексию.

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Литература:

  1. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.
  2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5-6 классы», Поурочные разработки.
  3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение
  4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)

Интернет ресурсы:

  1. www.openclass.ru ;
  2.  www.pedsovet.ru ;
  3.  www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки на тему "В минуты праздности на берегу моря" 5 класс

Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве....

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)

Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...

Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)

Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Технологическая карта урока музыки в 5-м классе. Тема урока "Балет"

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока  «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» урок № 14, II четверть (ФГОС ООО)УМК  Е.Д.Критская, Г.П....

Технологическая карта урока музыки на тему "Русские народные духовые инструменты" 5 класс СКОШИ

Конспект урока "Русские народные духовые инструменты" для учащихся 5 класса СКОШИ....