Соответствие содержания современных УМК по иностранным языкам требованиям ФГОС: достижение предметных, метапредметных и личностных результатов
статья на тему

Коновалова Светлана Юрьевна

Характеристика современных УМК по английскому языку требованиям ФГОС 2 поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соответствие содержания современных УМК по иностранным языкам требованиям ФГОС: достижение предметных, метапредметных и личностных результатов

   В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях).

   Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения.

Цели обучения английскому языку в УМК

  В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

   Особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию и толерантности между представителями различных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения иностранным языкам

   Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

    Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.

   В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

 — формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

 — осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,  трудолюбие, дисциплинированность;

— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

 — готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты

   С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

   В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

 — развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

 — развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

 — развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

 — развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

 — формирование проектных умений: например, генерировать идеи, выбирать наиболее рациональное решение,  готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, работать с различными источниками информации, сделать электронную презентацию.

Предметные результаты

   Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка. В коммуникативной сфере (владение иностранным языком как средством общения).  Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

в области говорения

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

 - рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;

 - делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

 - использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;

в области аудирования

- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

 - понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;

 - понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

 - использовать переспрос, просьбу повторить;

в области чтения

- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

 - читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;

 - читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

в области письма и письменной речи

- заполнять анкеты и формуляры;

 - писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы.

   В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 5—9 классах в соответствии с государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:

 - основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

 - особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

 - признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).

   Кроме того, школьники должны уметь:

- применять правила написания слов, изученных в основной школе;

 - адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;

 - соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.

   В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:

 - иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;

 - владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;

- иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

- понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

   Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.

   Содержание обучения включает следующие компоненты:

 1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);

 2) навыки и умения коммуникативной компетенции:

 — речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи);

— языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);

 — социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);

 — учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);

 — компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).

   В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

   Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний. Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

− гуманитариации;

− научности;

− целостности картины мира;

− культуросообразности;

− непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

− инструментальности;

− интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

− соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

− является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

− соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

− развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

− обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

− доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...

Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)

В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Сертификат участника методического семинара «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования средствами линий УМК по химии издательства «Дрофа». Электронная форма учебника».

Сертификат участника методического семинара «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования средствами линий УМК по химии издательства «Дрофа». Электронна...

Введение обновленных ФГОС СОО для достижения предметный, метапредметных и личностных результатов.

Этот материал поможет увидеть, как упражнение по английскому языку связано с достигаемыми результатами согласно ФГОС СОО....