Мои инновации в образовании
статья на тему

Бирючинская Елена Владимировна

Номинация

«Образовательные технологии»

Тема

«Актуальность и эффективность проблемного обучения на уроках английского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_innovatsii_v_obrazovanii.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Номинация

«Образовательные технологии»

Тема

«Актуальность и эффективность проблемного обучения на уроках английского языка».

Бирючинская Елена Владимировна – учитель английского языка

МБОУ Лосевская СОШ № 1 Павловского муниципального района Воронежской области

 

2014 год

Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет более востребован, чем учитель, идущий по традиционному пути обучения.

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии  обучения к деятельностно – развивающей, которая позволит сформировать личностные качества ученика. Важными становятся способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся.

Передо мной стала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач, прежде всего, опирается на мотивацию ученика. Значит, для меня как для учителя приоритетной задачей стало - формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ученику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Возник вопрос: как учить детей, чтобы они сами стремились к познанию, чтобы их интерес к знаниям не угасал, а возрастал?  По моему мнению, использование современных технологий в учебном процессе позволяет создать условия, которые помогут решить поставленные задачи, и каждый школьник сможет максимально развивать себя, свой интеллект, своё мышление, свои творческие способности.

Для того чтобы реализовать всё выше сказанное, на своих уроках я использовала различные образовательные технологии и приёмы, включающие в себя интерактивные методы обучения английскому языку. Анализируя проделанную работу, хочу выделить и подробнее остановиться на проблемно – диалогическом обучении, а именно на технологии проблемного диалога по методе Е. Л. Мельниковой, применение которой способствовало повышению результатов обучения, интереса, мотивации и творческой деятельности учащихся.

Основная особенность технологии проблемного диалога по методе Е. Л. Мельниковой заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Проблемный урок начинается с проблемной ситуации, которая заставляет ученика испытывать чувство удивления или затруднение, которое заставляет его мыслить, осознавать,  размышлять. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. [Мельникова, 2002, с. 2-4] В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке должны быть проработаны два этапа: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Данные методы имеют разную структуру и обеспечивают разную учебную деятельность. Наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. Сообщение темы с мотивирующим приемом наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый приём называется «яркое пятно» и заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. Второй приём – «актуальность», состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

В качестве примера стоит рассмотреть фрагменты разработанных мною уроков по данной технологии.

Урок по теме «A job for your future» «Работа для твоего будущего», УМК «Английский нового тысячелетия» под редакцией Н.Н. Деревянко, 9 класс.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Анализ

Учитель

Ученик

Шаг 1

Создание проблемной ситуации.

Шаг 1

-Think of the most prestigious professional activities and recall these jobs!

Подумайте о самых престижных областях профессиональной деятельности человека и назовите мне эти профессии.

Lawyer-юрист

IT administrator

Doctor  etc.

Шаг 2

-Why are these jobs so popular among people?

Почему эти профессии популярны?

-They are well paid. – Хорошо оплачиваются

-Good job's facilities-хорошие условия труда

-Work in an office-работа в офисе

Шаг 3

-Please, look at our screen and watch a movie!

Примечание: просматривается отрывок о работе чистильщика обуви!

Побуждение к осознанию противоречия

-What do you think about this man?

Что вы думаете о этом человеке?

How do you think,

-Does he like his job?

-Does he earn a lot of money? Как вы думаете, он любит свою работу, сколько он зарабатывает?

Was he always shoe cleaner? Он всегда был чистильщиков обуви?

Strange

Unusual job

Yes, he does!

No, he doesn’t!

No/Yes

Этап 2  Поиск решения.

Урок по теме «Present Perfect Passive», «Страдательный залог настоящего завершённого времени», УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З. Биболетовой, 8 класс.

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создаётся практическим заданием.

Анализ

Учитель

Ученик

задание на известный материал

задание на новый материал

побуждение к осознанию проблемы

побуждение к проблеме

На экране представлена картина красивой поляны.

-Some people had a picnic today. After the picnic, we can see the following.

- Несколько человек устроили пикник. После пикника вы можете видеть следующую картину.

- What has been done by these people leaving the picnic place?

- Что сделали люда, покинув  место пикника?

- Read the verbs in the box under the picture!

- Прочитайте глаголы в рамке под картинкой!

- Do you know these verbs?

- Они вам знакомы?

- Using the verbs from the box describe the picture in Present Perfect Passive!

- Используя эти глаголы, опишите картинку в страдательном залоге настоящего совершённого времени!

- Can you do this task!

- Вы можете сделать это задание?

- В чем затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Фиксируем тему урока на доске

- broken tree

- litter everywhere

- fire

- Yes/ No

-Мы такую тему не изучали

- Как

образуется Present Perfect Passive!

Этап 2  Поиск решения.

Следующий этап урок по данной технологии – это поиск решения, процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.

Урок по теме «Let's travel! Booking a trip! » УМК «Английский нового тысячелетия» под редакцией Н.Н. Деревянко, 9 класс.

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка  проблемы    Этап 1

подводящий

к теме диалог

Шаг 1

Шаг 2

тема

- Look at the slide. Can you describe what you see on it? (на слайде картинка пейзажа, учащиеся описываю ее) Посмотрите на слайд и опишите, что вы видите?

- Is this place far away from here?

- Это место далеко от сюда?

- What kind of person should one be to visit this gorgeous place?

- Что за человек может посетить это великолепное место?

- Would you like to be there if you get a chance?

- А вы бы хотели побывать там, если бы вам представился такой шанс?

- Where can we get all the information for our trip?

- Где мы можем получить всю информацию о нашем путешествии?

- Could you call to a travel agent and describe your plans getting all the necessary information.

- Не могли бы вы позвонить в агентство путешествий, описать свои планы?

- What will we talk about?

- Итак, о чём мы будем говорить?

Отвечают на вопросы учителя.

Nature

Yes\No

May be rich! He\She likes travelling.

Yes

In a travel agency.

In the Internet.

We can try.

- How to book a trip!

Поиск решения    Этап 2

материал для

выдвижения гипотез

побуждение  к гипотезам

побуждение к плану проверки

выражение нового знания

реализация продукта

результат

 - You are going to listen to a conversation between Mr. Douglas and a travel agent.

- Вы прослушаете диалог между Мистером Дугласом и турагентом.

-How do you think, which subjects will be discussed?

- Как вы думаете, какие темы будут обсуждаться?

- Let's check your guesses!(проверка и обсуждение прослушанного диалога)

- Read the text from travel brochure and make your own list for a conversation with travel agent.

- Прочитайте текст из туристического буклета, составьте свой список тем для беседы с туроператором.

- Make a dialog between a travel agent and a client. Choose a role!

- Составьте диалог между турагентом и клиентом. Выберите роль.

Card A – a travel agent\Card B – a client

Диалог

- Number of people

- Date

- Hotel

- Information about sightseeing

- Paying for meal

Список тем.

Результативность  и обоснованность выбора данной технологии я оценивала с помощью следующих критериев: положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации, обеспечение атмосферы сотрудничества учителя и ученика, развитие речи и логического мышления, развитие творческих способностей,    вырабатывание активной позиции учащегося.

Для классов, с большим количеством учащихся и разным уровнем их подготовки,

представляется наиболее интересным применение проблемно-диалогического обучения совместно с технологией обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве хорошо вписывается в классно-урочную систему, не затрагивая содержания обучения, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом, но при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

- группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики;

- группе  дается задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;

- учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Основными вариантами обучения в сотрудничестве являются:

1. Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

2. Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

3. «Jigsaw-2»  («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль.

4. Learning together (учимся вместе) Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу.

Структура Jigsaw «пила» используется мною в основном на этапе введения нового материала. Урок по теме «Past Perfect Tense» УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З. Биболетовой, 8 класс. Заранее мною готовится теоретический материал по данной теме, при этом я делю его на четыре равные части. Шаг 1. Каждый из участников группы получает свою часть материала и прорабатывает его. Шаг 2. После окончания времени ученики из разных групп, работавшие с одним и тем же материалом, формируют новые группы, обсуждают прочитанное, и готовятся к демонстрации своего материала. Шаг 3.  Демонстрация может проходить как перед всем классом, так и в каждой группе. К концу работы каждый ученик получает информацию по данной теме. Для контроля ученики получают тест. Таким образом, каждый из обучающихся включён в активную работу.

Метод «Jigsaw-2»  («Пила-2») Урок по теме «United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland », УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М.З. Биболетовой, 6 класс. Ученикам предлагается прочитать текст о Великобритании и формулируется задача для каждой группы. 1 группа – выписать предложения о столице Великобритании, 2 группа – выписать предложения о климате, 3 группа – выписать предложения об официальном языке, 4 группа – выписать предложения о символах страны. Эксперты от групп встречаются и обмениваются информацией. Расходятся по группам. Доводят до сведения своих одноклассников. Затем группы выполняют упражнения, дополнив следующие предложения.

Remember everything you know about Great Britain. Complete the sentences.  

Вспомните всё, что вы узнали о Великобритании. Закончите следующие предложения.

1. The United Kingdom consists of……. .

2. The capital is …… .

3. The official name …….  .

4. The climate …… .

5. The official language …….  .  

1. Объединённое королевство состоит из … .

2. Столица ….

3. Официальное название ….

4. Климат…..

5. Официальный язык …..

Практическое применение технологии обучения в сотрудничестве показывает, что учиться вместе не только легче, но интереснее. А мне как учителю эта система дает возможности для творческого подхода и к предмету, и к моим ученикам. После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, стало ясно, что слабые ученики стали более уверенными в собственных силах. А полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, и к совместному труду.

В заключении хочу добавить, что применяя на практике технологию проблемного диалога, и технологию обучения в сотрудничестве я пришла к выводу, что обе технологии носят общепедагогический характер,    т. е. реализуются на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени и потому объективно необходимы каждому учителю. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения современных технологий - знания и желание их применять.

В рамках обмена опытом мною были разработаны и проведены уроки английского языка по данным технологиям.

Приложение №1

1. Технологическая карта урока по технологии проблемного диалога по методу Е. Л. Мельниковой «Have you got a sister or a brother?», «У тебя есть брат или сестра?» (структура вопросительно предложения), 2 класс, УМК «Английский язык» под редакцией В. П. Кузовлева (февраль 2014).

2. Презентация к уроку.

3. Видео к уроку

4. Песни к уроку

5. Фотографии

Приложение №2

1. Разработка урока по проблемно-диалогической технологии в сочетании с  технологией обучения в сотрудничестве, «Past Simple & Present Perfect», «Сравнение времён: простое прошедшее и настоящее завершённое», 6 класс, УМК «Английский с удовольствием» под редакцией М. З. Биболетовой (октябрь 2014)

2. Презентация к уроку.

3. Видео к уроку.

4. Фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

Инновации в образовании

 Будущее не импровизируется, его можно построитьлишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,что мы отливаем новые идеи в старых форма...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Взаимодействие с социальными партнерами. Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования)

Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования).Комментарии учителей округа к статье....

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...