Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры
статья по теме

Мурадян Ирма Акоповна

 

Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сатира (лат. satira)проявление комического в искусстве,представляющее собой поэти-ческое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказмаирониигиперболыгротескааллегориипародии и др. Осмеиваются те явления жизни,которые представляются автору порочными. Сатирическими могут быть и целое произведение, ситуации, эпизоды. Несмотря на то, что сатира это литературный     жанр,она может проявляться визобразительном искусстве и исполнительном искусстве.   Хотя сатира намеревается быть смешной, ее целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Термин «сатира» происходит от латинского lanx satura и означает «тарелка фруктов».

Сатира в английской литературе является неотъемлемой частью любой эпохи, начиная со Средневековья, когда увидели свет первые сатирические эссе, а также фабльо, в том числе и те, которые вошли в «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера. Эпоха Возрождения в Англии была менее значимой в плане развития сатиры, чем в Германии и Франции. Говоря тем не менее о представителях английской ренессансной сатиры, мы прежде всего отмечаем творчество выдающегося драматурга и поэта, создателя комедии нравов в английской литературе, Бена Джонсона. Его комедии «Вольпона», «Варфоломеевская ярмарка», «Склад новостей» , «Сказка о бочке» и многие другие полны сатиры на пороки общества той эпохи: власть золота над моралью, утрата людьми человеческих качеств перед перспективой наживы, продажность и обман.                                                  Сатирическое творчество Б. Джонсона оказало значительное влияние на писателей XVIII - XIX вв. - Дж. Свифта, Г. Филдинга, У. Теккерея, Ч. Диккенса.                                                                                      «Золотым веком» английской сатиры считается эпоха Просвещения, ко- гда творили такие писатели, поэты и публицисты, как Дж. Драйден, С. Батлер, Дж. Аддисон, А. Поуп, Дж. Свифт, С. Джонсон, Дж. Гей, О. Голдсмит, Г. Филдинг.                                                                                              Александр Поуп - поэт, переводчик, автор сатирических и философско- дидактических трактатов и поэм, выдающийся представитель английского просветительского классицизма. Основными сатирическими произведениями А. Поупа, высмеивающими праздность, глупость и невежество его соотечественников, считаются поэмы «Похищение локона» и «Дунсиада» . Сатира, по мнению А. Поупа, является весьма действенным орудием борьбы с человеческим пороком и глупостью. Джонатан Свифт - прозаик, поэт, публицист, выдающийся сатирик эпохи Просвещения. Его первым значительным произведением стала антирелигиозная сатира «Сказка о бочке», в которой высмеи- ваются основные церковные конфессии в тогдашней Англии, их борьба и взаимная неприязнь. В романе «Путешествия Гулливера» осмеянию подвергается весь человеческий род, где кажущаяся мудрость оказывается неописуемой глупостью, а проявление симпатии - жалким лицемерием. Существенную роль в истории сатиры Нового времени сыграли английские сатирические журналы XVIII в. «Зритель», «Болтун» и «Опекун», издателями и соавторами которых были Дж. Аддисон и Р. Стиль, создавшие жанры мелкой журнальной сатиры.                                                                                                                   Еще один представитель этой эпохи, Лоренс Стерн, получил известность и признание благодаря своему роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». В нем Л. Стерн пародирует современные ему романы, о чем свидетельствует и название произведения, в котором жизни самого Тристрама Шенди уделено совсем немного внимания.                                                                                                                           Новаторским характером отмечено и творчество Р.Б. Шеридана. Его произведения - новый этап в развитии драматургии, ибо комедии драматурга сочетают элементы как комедии нравов, так и комедии характеров. Самое известное из них - «Школа злословия»,сатирически изображающая ничтожность и лицемерие высшего общества.                                                                                    Ключевым сатирическим произведением Оливера Голдсмита считается комедия «Ночь ошибок» , в которой дана реалистическая картина нравов восемнадцатого века . Как отмечает Дж. Каддон, «романтики в своем творчестве обращались к сатире время от времени» . Здесь можно упомянуть поэму Перси Биш Шелли «Маскарад анархии»,в которой поэт дал ряд сатирических портретов политических деятелей этого времени.                                                                                                               Все романы Чарльза Диккенса имеют острую социальную направленность. Политика, образование, классовое неравенство, преступный мир и мир собственников, социальное неравенство и бедственное положение низших слоев в эпоху правления королевы Виктории - темы творчества писателя. В процессе литературного творчества тональность произведений Ч. Диккенса менялась от легкой и юмористической, как в «Посмертных записках Пиквикского клуба», до горькой и саркастической, как в романах «Холодный дом» , «Тяжелые времена» ,«Большие надежды».                                                                   Тема снобизма и господства денег - ведущие мотивы сатирических повестей и романов Уильяма Теккерея. «Сноб - это тот, кто с отвратительным высокомерием взирает на всех, кто ниже его, и с подлым восхищением на всех, стоящих выше» ,что дает прекрасную почву для сатирического изображения таких персонажей. Эти темы блестяще раскрыты в цикле «Записки Желтоплюша». Самым сильным произведением У. Теккерея является роман «Ярмарка тщеславия», нарисовавший картину мира, «которым правят люди, не имеющие уважения ни к чему, кроме богатства, закрывающие глаза на все, кроме успеха».                                                                      Объектами сатирического разоблачения в творчестве Бернарда Шоу стали источники благосостояния правящих классов - «Неприятные пьесы», устаревшие идеалы и жестокая правда реальности - «Приятные пьесы», «Дом, где разбиваются сердца», «Тележка с яблоками».                                                                                                                                События начала XX в. не прибавили оптимизма по поводу человеческой сущности. В обществе обострилось ощущение социального хаоса и пустоты. Тщательному пересмотру подверглась и эстетическая концепция искусства. Зародились модернистские течения. Среди писателей, посвятивших свое творчество сатирическому описанию чуждого и абсурдного мира, прибегая нередко к «черному юмору» и аллегории, были О. Хаксли, Дж. Оруэлл, И. Во, М. Спарк.                                                                                                       Джордж Оруэлл известен широкому читателю прежде всего своими антитоталитаристскими, сатирико-антиутопическими романами «Скотный двор». Будучи поначалу сторонником социа- листических идей, он жестко развенчивает их, видя на примере республиканцев в Испании и сталинизма в СССР, к чему приводят непродуманные политические шаги, политика самоизоляции, диктатура и наличие лишь одного мнения.                                                                                                                                  Ведущий сатирик второй половины XX в. - Мюриэл Спарк. Как пишет Н. Михальская, «этика М. Спарк имеет в своей основе христианскую мораль. Нравственные ценности христианства противопоставляются бездуховности, опустошенности и цинизму обывателей, превратившихся в мелких и жестоких стяжателей». Основной роман М. Спарк «На публику»,  исполнен сатиры по отношению к киноиндустрии тех лет, к методам создания идолов и связанным с этим лицемерием и безнравственностью.                                                                                                                            Своеобразной разновидностью сатирического романа в современной английской прозе является так называемый «университетский роман». Этим термином английская критика определяет произведения в первую очередь таких известных литературоведов и писателей, как Кингсли Эмис, Малькольм Брэдбери и Дэвид Лодж, пишущих об университетах, о системе высшего образования. Проблемы высшего образования в Англии и США, процесс девальвации духовных ценностей в центре романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» и всех трех «университетских романов» Малькольма Брэдбери «Кушать людей нехорошо».                                                                                     Среди писателей, работающих в сатирическом ключе в английской литературе постмодернизма, можно отметить Джулиана Барнса. Одно из его произведений «Англия, Англия» содержит острую критику по отношению к стереотипным взглядам на Англию, равно как и к нравам современных людей.                                                                                                                                                                  Недавно ушедшая политическая эпоха тэтчеризма с ее противоречиями в экономической и социальной сферах стала объектом, привлекающим особый интерес у писателей-сатириков наших дней. Одной из центральных наряду с другими, не менее важными темами, такими как писатель в постмодернистском обществе, деградация культуры, проблема одиночества и другие, тема тэтчеровской эпохи в частности и новейшей истории страны вообще со всей остротой и актуальностью поднята в романах современного английского писателя Джонатана Коу. Наиболее значимый из них - роман «Какое мошенничество!»                                                                                                                                 Таким образом, на всем протяжении существования английской литера- туры одной из ее самых заметных и сильных сторон является сатира. На всех этапах развития сатирической традиции писатели и драматурги ис- пользовали богатую гамму приемов, ставших традиционными, - иронию, сарказм, гротеск, аллегорию. Характерно и то, что в истории английской ли- тературы сатира как способ критического отношения писателей к окружаю- щей действительности, к социальным и моральным порокам в обществе от- ражается в различных литературных жанрах, как эпических, так и драмати- ческих. Однако начиная со второй половины XIX в. и по сей день основным жанром является, безусловно, роман.

ЛИТЕРАТУРА :

Гребенникова Н. Мюриел Спарк и традиция английской реалистической сатиры: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1985..                                                                                            Ивашева В. Теккерей - сатирик. М., 1958.                                                                                                 Михальская Н. Предисловие // Spark М. The Public Image. М., 1976.                                        Саруханян А. Английская литература 1945-1980. М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»

Методическая разработка урока:  «Изба – творение русских мастеров-древоделов»  по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...