Технологии развития критического мышления на уроках английского языка
статья на тему

Технология развития критического мышления - одна из технологий, которая помогает решать задачи, поставленные во ФГОС. Цель данной учебной технологии - развитие навыков мышления школьников, которые необходимы не только в учебе, но и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    Технология развития критического мышления - одна из технологий, которая помогает решать задачи, поставленные во ФГОС. Цель данной учебной технологии - развитие навыков мышления школьников, которые необходимы не только в учебе, но и в жизни.

    Критическое мышление предлагает равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогическую речь, возможность выражать свои мысли и быть услышанным, развитие умения слушать, понимать и воспринимать другую точку зрения, выстроить систему утверждений в защиту своей, а также умения сопоставлять и сравнивать разные мнения и отношения к той или иной ситуации, событию и тд.

   Применение технологии критического мышления на уроках английского языка дает возможность создать благоприятные условия для активизации и развития мышления школьников.

   Критическое мышление - это «самостоятельное мышление», в котором начальным этапом является информация. Ее предъявление начинается с вопроса или строится на базе утверждения. Эта технология позволяет определять и ставить особую цель, поддерживать активность учащихся на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы ученики самостоятельно могли строить и задавать вопросы, помогает им выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию , воспитывает уважение к мнению других людей.

    Структура урока с использованием технологии развития критического мышления состоит из 3-х этапов:

1) вызов (определяется тема урока, происходит актуализация знаний по теме)

2) осмысление (поиск ответов на вопросы, которые были поставлены в начале урока)

3) рефлексия (происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации) .

    Эти этапы должны присутствовать на каждом уроке, так как это дает возможность в полной мере  наблюдать сложный процесс, который начинается с предъявления информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решений.

1) Вызов

 На этом этапе ученик «вспоминает», что ему известно по данному вопросу (предсказывает), систематизирует информацию , задает вопросы, на которые хочет получить ответ.

      Роль учителя  на данном этапе - координация.

Сущность некоторых приемов и стратегий на данном этапе:

- Кластеры  - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Кластеры могут стать одним из главных приемов как   на стадии вызова или рефлексии, так и стратегией ведения урока в целом.

C:\Users\днс\Documents\img1.gif

Подобные карты-диаграммы могут использоваться для  визуализации, структуризации и классификации материала на уроке, как вспомогательное средство в обучении, решении проблем и принятии решений.

Они помогают:

  • легко запомнить информацию;
  • облегчить визуальное восприятие и понимание вопроса;
  • раскрыть информацию.

- Таблица тонких и толстых вопросов

    Этот прием ( «Тонкие и толстые вопросы»)  тоже может быть применен на любом из 3-х этапов урока.

На этапе вызова – побуждение интереса к изучению темы,

на этапе осмысления – как способ активной постановки вопросов во время чтения, слушания,

при рефлексии - демонстрация понимания изученного.

                         Thick?

                            Thin?

Why do you think that…?

Who…?

Explain why…?

Why…?

What is the most important idea of the story?

What…?

When…?

If you were… would you…?            etc.

Where…?

Do you agree that…?

- True / False-(утверждение, предъявление картинки и тд.)

2) Осмысление содержания - 2-й этап урока направлен на:

  • получение новой информации;
  • коррекцию учеником поставленной цели обучения.

На этом этапе можно использовать, например:

  • Чтение текста по методу «insert».

Это эффективный прием способствует развитию критического мышления учеников, с его помощью возможно решение широкого спектра лексико-грамматических заданий.

Во время чтения текста учащиеся на полях делают пометки (карандашом) или на листе бумаги.

«V» - уже знал

 «+» - новое

"?" - не понял

и тд.

После чтения текста с маркировкой ученики заполняют таблицу

«√»

Поставьте «√» (да) если вы знаете или считали, что знаете

 

«+»

Поставьте «+», если для вас новое то, что читаете 

«-»

Поставьте "-" если то, что вы читаете не совпадает с вашим мнением

 

«?»

Поставьте "?" Если то, что вы читаете непонятно

 

  • Выделение ключевых слов (подчеркиванием)
  • Поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока.

3. Рефлексия - необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они самостоятельно могли проанализировать смогли они достичь поставленной цели.

Этот этап способствует развитию навыков критического мышления.

Виды задач:

1) Возвращение к ключевым словам Т или F (верные-неверные)

2) Достройка кластера из ключевых слов

3) Ответы на вопросы

4) Написание творческих работ (эссе, письма, произведение)

Рассмотренные приемы развития критического мышления на уроках английского языка дают возможность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....