Особенность письменной речи в обучение иностранному языку.
статья по теме

Салабекова Тамара Кусембековна

Данная статья поможет учителям иностранных языков осмыслить  иную стратегию и методику развития умений письменной речи через чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pismennoy_rechi.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Салабекова Тамара Кусембековна

                                                            Учитель французского языка ГБОУ №555

                                                            «Белогорье» г. Санкт-Петербург.

Тема: « Использование  чтения для развития умений письменной речи »

Данная статья поможет учителям иностранных языков осмыслить иную стратегию и методику развития умений письменной речи через обучение чтению.

This article will help foreign language teachers to comprehend a different strategy and method of developing skills of writing through the teaching of reading.

Ключевые слова:  письменная речь, репродуктивный этап, высказывание с элементами рассуждения, продуктивный этап.

  В эпоху информационно-компьютерных технологий письменное общение стало более востребованным, так как является важным средством межкультурной коммуникации. Поэтому совершенно логичным является тот факт, что итоговая аттестация выпускников средних школ по иностранным языкам в форме ЕГЭ содержит задания на контроль знаний, умений  и навыков письменной речи. Однако в практике обучения иностранному языку письму уделяется недостаточно внимания и времени.     Этот факт я могу подтвердить на примере моих коллег, которые считают данный вид речевой деятельности вспомогательным средством обучения.                                                                 Появление ЕГЭ по иностранному языку предопределило пересмотр содержания обучения в старших классах образовательных учреждений. Проанализировав разные статьи, публикаций и статистику, можно отметить, что трудность для учащихся составляют разделы «Грамматика и лексика» и «Письмо». Результаты прошлых лет показывают, что если «в написании личного письма наблюдаются положительные тенденции, то  в создании развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения дело обстоит несколько хуже, как показывает статистика»[1] При написании личного письма выпускники допускают также разнообразные лексико-грамматические ошибки. Учащиеся делают грамматические ошибки в употреблении временных форм, что искажает смысл. Отсутствует логика в построении высказывания.  Выражение противоположной точки зрения также вызывает затруднение. Следует обратить внимание учащихся на отработку алгоритма выражения своего мнения с подтверждающими его аргументами [2].Главное – найти веские аргументы и убедительно их изложить, иллюстрируя примерами. Резюмируя мнения авторов, можно выделить ряд причин, по которым в иноязычном образовательном процессе письму отводится второстепенная роль:

   1.Отсутствие в течение длительного времени социального заказа на обучение письму как виду речевой деятельности.

   2.Рассматривание письма в качестве технического умения.

   3. Негласный статус письма как вспомогательного средства.

   4. Трудности системного обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности[3].

    Становится очевидной необходимость формирования продуктивных умений в письме на уроке.  По мнению некоторых авторов,  методика развития навыков письменной речи через обучение чтению может помочь в разрешении этой проблемы. Давайте рассмотрим  преимущества чтения в пользу обучения письму.

  Во-первых, чтение как вид речевой деятельности много и часто используется на занятиях, то есть, наработана методика обучения.

  Во- вторых, учебные тексты представляют собой письменную форму высказывания с такими ее характеристиками как развернутость, последовательность и логичность.

  В-третьих, в тексте присутствуют необходимые языковые средства для использования их в письменных сообщениях.

  Далее перейдем непосредственно к практике обучения продуцированию письменных высказываний, содержащих рассуждения и аргументирование. Алгоритм развития продуктивных умений письменной речи представляет собой переход от репродуктивной работы с текстом к продуктивному письму. В репродуктивном этапе происходит обсуждение проблемы текста, работа  с ЛЕ и РО, беседа по содержанию, пересказ. В продуктивном этапе проводится письменное высказывание по конкретной проблеме, затронутой в тексте.

  Рассмотрим  более подробно этапы обучения письменной речи в старших классах на основе темы «Я и они. Проблемы подростков» Репродуктивный уровень начинается  с  заголовка текста, дальше идет обсуждения проблемы текста: Как понимаешь заголовок? Почему Они? Какие проблемы у подростков?  Второй этап, первичное чтение для общего понимания текста. После контроля общего понимания текста следует третий этап, вторичное чтение для работы с содержанием текста. Например, задания могут быть такими: 1.Прочти, найди в тексте главную идею. 2. Аргументируй свое мнение по этой проблеме. 2. Дай свой пример ответа. 4. Как можно решить проблему?[4] Третий этап можно завершить пересказом текста. Далее мы переходим к продуктивному уровню, то есть к использованию наработанного материала текста в написании письменного сообщения. Таким образом, во введении формулируется проблема. В основной части проблема находит свое развитие: автор высказывает свое мнение, чужое мнение, даются аргументы и контраргументы, а также рассуждения по теме. В заключении делаются выводы, где излагается мнение автора по проблеме.  Работая в классе, при  анализе и оценке письменных сообщений следует делать акцент на достижениях, а не на недостатках, обращая внимание на самостоятельную формулировку, отмечая ее оригинальность.

             Литература

  1.Вербицкая М.В, Махмурян К.С. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ. ИЯ в школе.2015-№11                      2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендаций по ЕГЭ. М:ФИПИ,2008.                                                                                                                  3.Григорьева Е.Я. Французский язык. 10-11 кл. М: Просвещение,2014.        4. Николаева В.В., Фоменко Т. М. Радел «Письмо» ЕГЭ по французскому языку: анализ типичных ошибок. ИЯ в школе. 2016-№6.

                                                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место письменной речи при обучении иностранному языку на начальном этапе

Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или про...

Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....

Место письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе

В начале 90-х годов в рамках европейской академической традиции была сформулирована концепция языкового империализма, которая рассматривает доминирующую роль английского языка в современном мире. С вс...

Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.

Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...

Виды языковых ошибок и методы их исправления в письменной речи при обучении иностранным языкам

Аннотация: В статье рассматривается влияние интерференции на появление ошибок в письменной речи. Приводятся виды ошибок, вызванные лингвистической интерференцией при обучении иностранным языкам. Обуче...