Главные вкладки

    Изменение содержания внеурочной деятельности как особого вида образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС
    методическая разработка на тему

    Тайматова Динара Назимовна

    Данный материал поможет лучше разобраться, что же такое внеурочная деятельность в рамках ФГОС, а также чем она отличается от кружковой и другой внеклассной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vud_v_ramkah_fgos.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изменение содержания ВУД как особого вида образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС.

    Прежде чем рассказать о совершенствовании форм внеурочной деятельности, нам всем нужно четко представлять, что же представляет собой ВУД в рамках ФГОС. Ведь с введенем ФГОС ВУД претерпела кардинальные изменения. Если раньше ВУД подразумевала :

    • Все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и

     целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    • Деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей

    учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно –

    полезной деятельности.

    • Деятельность, которая направлена на развитие их индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.
    • Специально организованная деятельность, представляющая собой неотьемлемую  часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач.
    • Разные виды и формы активности учеников после уроков, что мы в условиях реализации ФГОС называем ошибочными понятиями ВУД.

     (1 слайд),

    то сейчас  в материалах ФГОС  понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотьемлемая часть образовательного процесса .

     Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

     (2 слайд), ну и , конечно же, мы должны понимать, что ВУД и доп.образование  - это два разных направления работы с обучающимися, хотя и то и другое направлено для создания условий для развития и интересов обучающихся. Доп.образование – это образовательная деятельность, осуществляемая посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ за пределами основных общеобразовательных программ , а ВУД - Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение результатов основной общеобразовательной программы  (слайд 3), разные виды образовательной деятельности особенно  с точки зрения содержания. Например, Куприянов Б.В., профессор кафедры истории и теории педагогики МГПУ, считает, что взаимодействия доп.образования и ВУД не может быть, а если мы будем пытаться  реализовать ВУД через доп.образование, то у нас получится  мутант в виде лошади с двумя головами.

    Слайд 4: При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности 

    общеобразовательное учреждение в рамках  соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

    (Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. № 03-255)

     Поскольку ВУД является общеобразовательной деятельностью, она преследует те же результаты, что и урочная деятельность личностные, предметные и метапредметные). Но нельзя не сказать, что в отличии других форм деятельности ВУД является добровольной деятельностью и не может быть принудительной для обучающего.

    Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. Главным преимуществом внеурочной деятельности по ФГОС по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

    Формы внеурочной деятельности по английскому языку

    Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные. 

    По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки, пресс-конференции, телемосты.

              Среди приемов организации внеурочной  деятельности в современных условиях можно выделить технологию «Языкового портфеля», в основу которого положены общеевропейские компетенции владения иностранным языком, способствующие развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. В «паспорте» представлена основная информация т. е. данные ученика: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. «Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства, а также индивидуальная работа ребенка может быть в виде поисковой и научно-исследовательской деятельности. Слайд 8, 9  - цели, задачи, функции).

    Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

    Таким образом, внеурочная деятельность по английскому языку   оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. А также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становится участником диалога культур, что помогает достигнуть  определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьтерных и других современных технологий и начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

    Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

    Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. В начале учебного года необходимо проводить анкетирование с целью выявления таких учащихся.

    Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.

    ВУД в условиях реализации ФГОС - это отсутствие строгой регламентации в отношении места и формы их проведения, а также учета знаний. Например, при подготовке к какому-либо проекту занятие кружка сначала можно провести в компьютерном классе школы с целью использования Интернета, а затем в школьной библиотеке для поиска дополнительной литературы. Также -  это большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении поручений. К примеру, можно предоставить учащимся выбор темы и содержания для презентации работы кружка за полугодие. Однако отличительной особенностью кружковой работы по английскому языку является ее тесная связь с уроком. Задания на кружке строятся с учетом знаний лексики и грамматики, полученных на уроках, так как изучаемый язык является неродным, и важно, чтобы учащиеся пользовались ими, одновременно пополняя свои знания и совершенствуя их в соответствии с условиями и особенностями кружковой работы.

    Экскурсия для учеников начальной школы в рамках предмета английский язык далеко не часто используемое направление внеурочной деятельности, развивающее значение которого трудно переоценить. Здесь дети учатся не только слушать, понимать иностранную речь, но и вести диалог, задавая вопросы. «Совершить путешествие» в желаемое место можно как лично, так и используя ИКТ. Современные технологии позволяют педагогу не только показать презентацию с фотографиями, но и совершить виртуальную прогулку по любому городу в стране изучаемого языка, к примеру, через online сервисы.

    Одна из характерных черт праздничных мероприятий по английскому языку – это воспитание уважения к культуре и народу своей страны и страны изучаемого языка, толерантное отношение к иной системе ценностей. При этом важно донести до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, и нужно терпимо относиться к тем или иным различиям, любить и уважать свою страну.

    Достоинством проведения праздничных мероприятий можно также назвать и повышение уровня владения иностранной речью и языком в целом. Например, при подготовке к празднованию какого-либо праздника, учащиеся учат стихи и песни, готовят инсценировки, посвященные данному празднику, тем самым пополняя и обогащая словарный запас и повышая свой уровень знаний.

    Пожалуй, представление своих исследовательских достижений перед сверстниками во время проведения круглых столов или конференций – это одно из наиболее перспективных, и в то же время редко встречающихся направлений во внеурочной работе по английскому языку. Это обусловлено вполне объективными причинами: юный возраст учащихся, небольшой языковой «багаж», отсутствие опыта исследовательской деятельности, боязнь публичных выступлений и прочее. Тем не менее, значение этого вида деятельности трудно переоценить – развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний и так далее. Отличительною же особенностью является то, что, несмотря на лингвистическую направленность, выступления в большинстве случаев проходят на родном языке, дабы обеспечить комфортные условия не только выступающему, но и слушателям. Это способствует снятию ситуации напряженности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС

    В данной статье дается описание программы кружка внеурочной деятельности по физике для 5 класса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования  образовательно...

    Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

    В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

    "Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

    ПРОТОКОЛ педагогического совета "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

    Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

    Выступление к педсовету «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС»

    Выступление к педсовету«Внеурочная деятельность как неотъемлемая частьобразовательного процесса в условиях ФГОС»...

    Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

    Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса,   также всестороннего развития, воспитания и обучения школьниковЗадачи педсовета...