К проблеме творчества учителя иностранного языка
опыты и эксперименты на тему

Айыыр Салават Олегович

 Одним из профессиональных качеств учителя является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия «творческий компонент педагогической деятельности» включает сам процесс творчества - продукт творческой деятельности личности учителя, творческие способности. Отличительная черта творчества - его продуктивный результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_probleme_tvorchestva_uchitelya_inostrannogo_yazyka_2-2.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

К проблеме творчества учителя иностранного языка

  Одним из профессиональных качеств учителя является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия «творческий компонент педагогической деятельности» включает сам процесс творчества - продукт творческой деятельности личности учителя, творческие способности. Отличительная черта творчества - его продуктивный результат. Продуктом педагогической творческой деятельности является человек. Творческий потенциал предполагает не только определение его элементов, но и установление взаимосвязи между ними, выявление систематизирующего фактора.

Педагогическое творчество рассматривается как процесс решения педагогом бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Оно имеет много общего с другими видами творчества, но обладает и рядом особенностей. К таким особенностям в педагогической литературе относятся: нацеленность творческой деятельности на формирование другой личности; стремление преподавателя к положительным результатам (педагогическое творчество как сотворчество); необходимость управлять своим психическим состоянием, вызвать творческий настрой, причем при этом отмечается лимитированность педагогического творчества [2]. Творческая деятельность достигается на основе приобретенного преподавателем мастерства. От чего же зависит уровень педагогического мастерства? Общая культура преподавателя, его разносторонние профессиональные знания, в том числе и по истории, общей теории обучения, теории обучения своей учебной дисциплине, опора на собственный опыт являются научной базой педагогического мастерства. Мастерство преподавателя, его вдохновение тесно связаны и с его личностными качествами, характером, отношением к педагогической профессии, умением управлять развитием учебных навыков и умений, т. е. с педагогическими способностями. Структура педагогических способностей может включать различные компоненты: педагогическую наблюдательность, эрудированность, спо собность к анализу, гибкость мышления, педагогическое воображение и предвидение, такт, ораторские способности и т. д. Р. П. Мильруд, систематизируя группы качеств личности педагога, определяющие успешность его деятельности, выделяет следующие:

дидактические, конструктивные, научно-познавательные, коммуникативные и организаторские. Не менее важны и такие качества преподавателя, как музыкальность, артистичность, литературные способности. Такое сочетание находится в постоянном движении и развитии в зависимости от конкретных условий, в которых работает педагог, когда те или иные из них становятся ведущими. Современный подход в обучении иностранному языку характеризуется стремлением к коммуникативности и системности в деятельности преподавателя и студента. Ею называют то коммуникативно-деятельностным, то системно-коммуникативным. Конечным результатом такого обучения должна стать всесторонне развитая личность, способная использовать иностранный язык как средство общения для решения целого комплекса коммуникативных задач; личность, приобщенная к истории и куль туре другого народа. Но для решения коммуникативных задач студентам необходимо овладеть мотивированными речевыми действиями. Достигается это реализацией всех основных функций общения: познавательной, ценностно-ориентационной, регулятивной и конвенциональной [1]. Однако при коммуникативном подходе в обучении нельзя недооценивать необходимость овладения системой языка и в целом системного овладения общением. Без этого невозможно достигнуть планируемого результата обучения. Как же может проявляться творчество преподавателя иностранного языка? Прежде всего, он должен правильно понимать цели обучения, которые ставит перед ним учебная программа, а его творчество проявляется в умении приложить эти цели к своим условиям работы. Это требует учета множества факторов: имеющийся уровень обученности  в средней школе каждого студента, прогнозирование трудностей, умение наметить перспективы развития для каждого студента и отдельных групп, т. е. дифференциация целей, преобразование и оригинальная формулировка задач на каж дом этапе обучения. Применительно к содержанию обучения творчество преподавателя будет проявляться в умении увязать предлагаемую программой тематику устной речи и чтения с ситуациями общения, включая события, волную щие молодежь. Для этого надо уметь актуализировать материал, имею щийся в пособиях и учебниках, газетах и журналах, подобрать дополни тельную информацию для чтения и аудирования, соотнеся это с задачами и реальными условиями. Это требует серьезной аналитической деятельно сти и инициативы. Широкое поле для творчества открывается при выборе методов и приемов обучения для достижения поставленных целей. Творчески работающий  преподаватель берет на вооружение такие формы, приемы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, данной группе и каждому студенту. Для достижения своих целей преподавателю часто необходима перекомпоновка учебного материала или иная его методическая организация. Одной и той же методической цели разные преподаватели достигают различным сочетанием методов обучения. Творческие поиски одних устремлены, главным образом, на формирование познавательной деятельности студентов при овладении ими языковыми средствами. Другие направляют свои усилия, прежде всего, на развитие коммуникативных умений студентов, применяя при этом ситуативные упражнения, ролевые игры. Они используют в своей работе элементы театрализации, невербальные средства коммуникации (мимику, жесты). Но важно, чтобы при этом преподаватель использовал различные виды мотивации: и познавательную, и коммуникативную, в том числе,

 эстетическую, эмоционально-ценностную, и тем самым развивал бы интерес к иностранному языку, стране изучаемого языка. Важную роль играют и средства обучения. Творчество здесь может выражаться в подборе и изготовлении учебных пособий к уроку, нестандартном оформлении средств наглядности, рациональном их сочетании. Основных творческих усилий требует от преподавателя иностранно го языка организация процесса обучения и комплексное использование технических средств обучения. Здесь необходимо взаимодействие различных форм работы (индивидуальных, парных, групповых), которое ведет к подлинному сотрудничеству и сотворчеству преподавателя и студента. Творчество проявляется и в организации внеаудиторной самостоятельной работы, которая выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Именно проведение такой работы систематизирует и закрепляет полученные теоретические знания и практические умения студентов, формирует умение использовать справочную и специальную литературу, развивает познавательные способности и активность студентов, их творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность, формирует самостоятельное мышление, способность к саморазвитию и самореализации. Огромные возможности в обучении творчеству открывает внеаудиторная работа на иностранном языке. Такая работа выполняет функцию организованного досуга, в ходе которой у студентов формируются организаторские умения и развиваются желание и способность применять на практике приобретенные знания и умения. Информация, новый лексический материал переносятся студентами в преобразованном виде на сцену, в стенную газету, радиопередачи, журнал и одновременно предоставляют широкое поле для творческой деятельности студентов. Таким образом, каждому преподавателю иностранного языка необходимо тщательно изучать и использовать существующие методики по строения теоретической и практической педагогической деятельности для построения собственной системы творчества студентов в аудиторной и внеаудиторной работе не только с целью расширения сферы применения навыков и умений, развития коммуникативной и познавательной деятельности, но и создания условий для активной интеллектуальной и эмоциональной деятельности, которая не ограничивает инициативу и самостоятельность, а предоставляет широкий простор для творческой активности личности, поддерживая положительную мотивацию к изучению иностранного языка в колледже.

Список литературы:

1. Бим И. Л., Смирнова Т. В. К проблеме системности в овладении осно вами общения на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1988, № 6.

 2. Загвязинский В. И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1985.

3. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., Просвещение, 1985. -- - 95с.

 4. Маврин С.А.Педагогические теории и системы. Ч.2. :Учебное пособие для студентов педвузов .- Омск: Изд-во ОМ ГПУ -1997.-89с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Работа учителя иностранного языка с одаренными учащимися: проблемы и решения

Как подготовить победителя предметной олимпиады? Какие трудности могут возникнуть у учителя с появлением одареного ученика в классе? В статье изложены некоторые проблемы, с которыми я столкнулась и оп...

Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»

В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...