Коммуникативная игра на уроке иностранного языка
статья на тему

Вашлаева Наталья Ивановна

Статья об использовании коммуникативной игры как способа активизации языкового материала в ситуации, максимально приближенной к реальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_igra_na_uroke_iya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингводидактическая характеристика

коммуникативной игры

Для того чтобы выявить сущность понятия «коммуникативная игра», необходимо проанализировать понимание коммуникативной игры в методической литературе. Так, Д. Хадфилд подразделяет учебные игры на языковые и коммуникативные. По его мнению, к коммуникативным играм относятся игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить.

Данная характеристика построена на различных принципах действий, которые выполняют обучающиеся в процессе игры:

  • информационный пробел (information gap) — на этом принципе основаны игры-догадки, игры-поиски и т.д.;
  • соединение или подбор элементов (jigsaw or fitting together
    principle) — сюда относятся различные игры на подбор соответствий или на выстраивание информации в нужной последовательности;
  • обмен (barter principle) — сюда относятся игры на обмен информацией или атрибутами игры и т.д.

Риксон и Байрон в своей книге «Communication Games» говорят о коммуникативных заданиях, не предлагая готовые, а лишь включают задания, которые учитель может адаптировать для своей учебной ситуации: опиши и нарисуй; опиши и расставь; найди разницу; задай правильный вопрос; заполни это; какая моя страна.

В обучении иностранному языку в старших классах эффективны ролевые, деловые, ситуативные игры. Кавтарадзе Д.Н. и Крюкова Е.А. под ситуативными играми подразумевают коммуникативные игры, которые позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане ситуативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Они считают, что в ситуативных играх различают два основных типа:

  • состязательные игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;
  • кооперативные игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

По их мнению, ситуативные игры следует отличать от лингвистических игр, поскольку основная цель ситуативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Зверлова О.Ю. все игры предлагает разделить на две большие группы: обучающе-языковые и коммуникативные — по целям, функциям и заданиям. Для коммуникативных игр характерны:

  • комбинации различных целей, коммуникативные цели, внеязыковые цели;
  • свободная коммуникация;
  • деятельность учащихся продуктивна;
  • игра упражняется учащимися и ориентирована на решение проблемы;
  • ослабевает руководство игрой;
  • контроль частичный;
  • разнообразие задания (3-5 шагов).

Позиция автора в том, что оба вида игр различаются только теоретически, так как обучающе-языковые это или коммуникативные игры зависит от стиля работы учителя и языковых знаний учащихся.

Итак, анализ различных толкований показывает, что некоторые авторы коммуникативные игры называют ситуативными. Большинство же утверждает, что разница между языковыми и коммуникативными играми только в теории, в стиле работы учителя и уровне языковых знаний учеников. При этом они определяют коммуникативную игру как игру, которая помогает активизировать языковой материал в ситуации, максимально приближенной к реальной, учитель не контролирует речевую деятельность ученика, речь спонтанна, учитель выступает в роли наблюдателя. 

Т.о., под коммуникативной игрой понимается модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации.

Характеризуя коммуникативную игру, Кавтарадзе Д.Н. и Е.А. Крюкова выделяют различные типы коммуникативных игр, такие как состязательные и кооперативные игры, Д. Хадфилд строит классификацию коммуникативной игры на различных принципах действий (информационный пробел, соединение или подбор элементов, обмен). Наиболее подходящая характеристика коммуникативной игры по типам и по принципам действий предложена Маслыко Е.А и др., где они объединяют, рассмотренные выше точки зрения.

Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. выделяют такие типы коммуникативных игр:

1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования.

Данный приём предполагает распределение определённых предметов или явлений в порядке значимости / важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и обучающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.

2. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у обучающихся.

Этот приём предполагает неравномерное распределение определённой информации между партнёрами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить / уточнить неизвестные им факты / события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним.

3. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов.

В этом случае каждый обучающийся получает одну часть информации и должен найти у партнёра по общению недостающую.

4. Игры на поиск пары и координацию действий.

Каждый обучающийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

5. Интервью.

Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Проведению интервью предшествует составление вопросника, возможно, в виде таблицы (схемы), в которой фиксируются ответы опрашиваемых.

В данную характеристике типов коммуникативных игр включены как тип ролевые игры. Другие авторы-методисты рассматривают ролевую игру отдельно.

6. Ролевые игры.

Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.

Итак, анализ различных толкований показывает, что в процессе коммуникативной игры на уроке иностранного языка обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр — организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

В коммуникативной игре происходит выяснение и корректировка позиций, вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируется новый взгляд на тот или иной вопрос в учении.

Основой моделирования в игре является аутентичная ситуация, которая характеризуется наличием информационного пробела или дефицита информации, когда партнеры, как правило, не знают или не догадываются о речевых намерениях друг друга и пытаются в ходе общения ликвидировать этот дефицит или пробел информации. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача моделирует способ совместной деятельности речевых партнёров.

Как выше уже было сказано, в учебной практике отечественные и зарубежные методисты выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, коммуникативные, ролевые, деловые игры. Игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определённых знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого — создать условия для саморазвития личности. После рассмотрения различных точек зрения на классификации учебной игры (коммуникативной игры), можно отметить в ней следующие параметры:

  1. различие в степени информированности партнеров по общению;
  2. учебный материал как содержательная основа коммуникативных игр;
  3. парный и групповой характер социального взаимодействия.

Учебная (ситуационная «коммуникативная») игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого учебного задания, обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, является благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностных функций.

Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь на английском языке. Игру следует использовать на сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее отработанном, доведённом до автоматизма языковом материале.

Игры следует отнести к основной части языковой программы, а не к развлекательной деятельности. При помощи игр на продвинутом уровне обучения появляется возможность для реальной коммуникации.

Игра является диагностическим инструментом для учителя, который позволяет определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала.

Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык осваивается осмысленно.

Игра доставляет удовольствие не только её результатами, но и самим процессом. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.

Экспериментальным путем доказано, что использование коммуникативных игр способствует, во-первых, созданию мотивации изучения английского языка, во-вторых, более глубокому ознакомлению учащихся с культурой страны изучаемого языка и, в-третьих, развитию навыков говорения, максимально приближенных к естественной коммуникации.

Технология организации и проведения коммуникативной игры:

а) учитывает коммуникативный подход к обучению иностранным языкам,

б) раскрывает интеркультурный фон игры,

в) дифференцирует игры по видам речевой деятельности и
г) помогает преподавателю в деле организации игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учен...

Доклад:"Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка".

Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учен...

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...