Методическая разработка "Формы и приемы визуальной арт-технологии"
методическая разработка на тему

Степанова Виктория Алексеевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_priemy_vizualnoy_art-tehnologii.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Методическая разработка по теме:

«Формы и приемы визуальной

арт-технологии»

подготовила

учитель английского языка

Степанова Виктория Алексеевна

г. Волоколамск

2016 г.

    Формы и приемы современных арт-технологий и арт-терапии многообразны, что дает возможность использовать их на разных этапах урока: его начало, изложение нового информационного блока, закрепление пройденного, минутка гимнастики, домашнее задание.

    К визуальной арт-технологии относится применение, прежде всего, иллюстративного материала, средств наглядности (картинок, таблиц, слайдов, карикатур, коллажей, диаграмм, кукол, масок).

    Техника коллажирования – повсеместно применяемая разновидность арт-технологий. Ее применение помогает ученикам побороть при выявлении креативности робость, порожденную мнимым или реальным отсутствием художественного дара и творческих навыков.

    Коллаж (от французского collage – наклеивание), технический прием, компоновка на выбранной основе инородных по фактуре и расцветке материалов; коллажем также называется художественный объект, исполненный в данной технике. Коллаж применим преимущественно там, где он способствует усилению эмоциональной остроты от восприятия произведения, создает эффект неожиданности от сочетания разнородных элементов.

   Коллаж – прием, использование которого позволяет из разнообразных кусочков предметов, несущих вполне конкретную смысловую нагрузку, создать новое изображение, исполненное другим смыслом, то есть по сути это поэтическая метафора, но не словесная, а изобразительная. Коллаж – это графическое целое, произведенное, смонтированное в композицию из разнородных частей.

    По сравнению с традиционным рисунком коллаж предоставляет своему автору большую свободу в исполнении. Так, наклеенные картинки могут выступать за края основы, перекрывать друг друга, складываться гармошкой.  Не обязательно использовать ножницы – картинки можно отрывать руками для создания должного эффекта. Главное в коллаже – не аккуратность (хотя ее наличие или отсутствие может быть диагностическим критерием), а широкое поле возможностей для самовыражения мыслей, идей относительно темы.  

   Визуальная арт-технология имеет большой адаптивный потенциал, позволяющий использовать ее приемы в сочетании с другими арт-технологиями. Например, такой прием как иллюстрирование может использоваться и в музыкальной арт-технологии, и в драматехнологии, и в нарративной арт-технологии. Рассмотрим две последние технологии, которые часто объединяются термином сказкотерапия.

   Сказкотерапия – направление арт–терапии, применяемое в воспитании, образовании, развитии и в тренингах, и как психотерапевтический инструмент. В разных контекстах этот термин приобретает иные оттенки значений. Широта применения такой терапии связана с тем, что смысл сказки воспринимается на сознательном и подсознательном уровнях. Использование сказок на занятиях направлено на оптимизацию учебной деятельности детей. Оно способствует ненавязчивому формированию лингвистической компетенции обучающихся неродному языку. Содержание текстов расширяет активный словарный запас учеников. Драматизация сказок создает психологически комфортный климат на уроках иностранного. Сказки разгружают сознание учащихся, устраняют негатив, создают эмоционально благоприятную коммуникативную атмосферу на уроке, которая необходима и педагогу, и ученикам. К тому же терапия сказками – действенный метод воздействия на нравственное воспитание личности.

   Иллюстрирование можно использовать на протяжение всей работы с аутентичной сказкой: с его помощью ученики могут знакомиться с героями, национальными традициями, делать обобщения, учиться предугадывать события. С помощью иллюстрирования учитель может развивать множество навыков и умений школьников, учить пересказывать содержание, распознавать эмоциональные состояния персонажей, изображённых на иллюстрациях.

   Заучивание рифмованных текстов сказок, их иллюстрирование, самодеятельная инсценировка на школьных праздниках - все эти действия способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся и стимулируют их интерес к неродному языку.

   Информация, переосмысленная в творческом ракурсе, не забывается, а попадает в «активный» багаж знаний, становясь пережитым опытом, а не сухой теорией. Такие креативные уроки иностранного языка способствуют не просто активному совершенствованию знаний учеников, но и поддержанию постоянного интереса к дальнейшему обучению. Дети учатся пользоваться языком непринужденно в неформальной, внеклассной обстановке – ведь закрепощенность, скованность препятствует применять навыки разговорной речи. Но именно для свободного использования этих навыков изучается иностранный язык.

   Потенциал применения средств искусства в образовании огромен. Искусство несет развивающую функцию. Учителя и психологи по возможности стараются внедрять в процесс обучения элементы творческих заданий, чтобы повысить к нему интерес школьников. При включении арт-техник в обучение достигается значительный педагогический эффект:

1) развитие творческих задатков у детей;

2) повышение их самооценки, возрастание самосознания;

3) культивирование эмоционально-нравственных качеств;

4) прививание способности выражать эмоции;

5) формирование умения разрешать конфликтные ситуации – снятие напряжения, релаксация;

6) совершенствование коммуникативных навыков на родном и иностранном языке, поощрение к взаимному доверию и социальной поддержке.

   Таким образом, поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология). Приемы визуальной арт-технологии отличаются адаптивностью и используются как элементы других арт-технологий. Например, прием иллюстрирования рисунком, фотографией, скетчем, карикатурой. Отметим, что использование многообразных элементов арт-терапии в школе содействует духовно-нравственному воспитанию учеников. Беспрепятственное самовыражение помогает ребенку ликвидировать признаки негативного психоэмоционального настроя, разрешить накопившиеся психологические конфликты. Уроки с использованием арттехнологий пробуждают силу воображения, развивают образное мышление, создают эффект проживания изученного, формируют мобильность личности учеников и расширяют их кругозор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".

Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и...

Статья "Методические и организационные приемы, используемые только в работе при обучении на профильном уровне".

Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовател...

Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».

  В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы: интерактивная, проектно-исследовательская, игровая,  информационная технологии.В итоге...

Публичная презентация опыта «Инновационные направления деятельности педагога в процессе обучения «Технологии» и разработке методического инструментария и приемов деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся»

Обеспечение   качественной организации образовательного процесса на основе эффективного использования инновационных  образовательных технологий, в том числе дистанционных в рамках препо...

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....