«Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС».
статья на тему

«Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_inostrannomu_yazyku.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС».

…замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется ещѐ что-то замечательное, кроме уроков,

где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы

развития учащихся вне урока. В.А.Сухомлинский

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа первого и второго уровней реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Реализация внеурочной деятельности в рамках основного общего образования позволяет (помимо заявленных выше) решить ещѐ ряд задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребѐнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся,
  • способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • способствовать формированию интереса к миру профессий и оптимальной предпрофильной подготовке.

Иностранный язык в роли учебного предмета отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Сложность организации образовательной деятельности обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, поддерживая, так называемую, близкую мотивацию. В ходе учебного процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, умений, навыков, а это поддерживает положительное отношение к учению. В стандартах подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарѐнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий. Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

  • Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.
  • Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)  
  • Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов, выполнение социально-значимых проектов.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретѐнное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Формы организации внеурочной деятельности Внеурочную деятельность по иностранному языку предлагается разделить на направления:

  • общеинтеллектуальное (научное, творческо-деятельностное);
  • общекультурное.

Научное направление:

 проектная работа;

 научно-исследовательская деятельность; Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

• макеты, модели, схемы, план-карты;

• постеры, презентации;

• альбомы, буклеты, брошюры, книги;

• реконструкции событий;

• эссе, рассказы, стихи, рисунки;

• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

 • документальные фильмы, мультфильмы;

• выставки, игры, тематические вечера, концерты;

• сценарии мероприятий;

• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции – поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; • ученическое научно-исследовательское общество форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.

Творческо-деятельностное направление:

  •    организация театра на иностранном языке; ·
  • издание газеты на иностранном языке; ·
  • проведение тематических праздников; ·
  • конкурсы чтецов; ·
  • конкурсы эссе; ·
  • викторины; ·
  • литературные гостиные; ·
  • клуб английской (немецкой, французской) песни; ·
  • конкурс видеоклипов; ·
  • неделя иностранных языков; ·
  • марафон по иностранным языкам.

Театральный вид деятельности популярен среди обучающихся. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию обучающихся сфер искусства. Он доставляет им радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому становлению личности, создает положительный эмоциональный фон. Театр способен оказать на обучающихся огромное влияние по двум направлениям: когда он выступает в качестве зрителя и когда осваивает игру актѐра.

Общекультурное направление: ·

  • посещение спектаклей иностранных авторов в театрах; ·
  • организация экскурсий на иностранном языке; ·
  • виртуальтный туризм; ·
  • видеоклубы.

Организация экскурсионной деятельности - это не только экскурсии на иностранном языке, но и работа в школьном экскурсионном бюро. Обучающиеся старших классов готовят экскурсии и становятся гидами по историческим местам. Конечно, проведению экскурсий предшествует кропотливая работа педагога с обучающимися: нужно составить маршрут, подобрать информацию, проверить грамотность, отработать устную речь, написать краткий путеводитель. И всѐ это на иностранном языке. Работа видеоклуба представляет собой организацию видеозанятий как способа постижения иноязычной культуры.

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует формированию коммуникативной компетенции у школьников, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для обучающихся. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения иностранному языку, предоставляя школьникам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии ее на мотивацию изучения иностранного языка представляется сегодня очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки обучающихся по всем предметам, в том числе и по иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь урока и внеурочной деятельности по иностранному языку

Как лучше овладеть иноязычным общением в условиях,которые только моделируют естественное общение? Для этого нужно сохдать мотивацию учения и практического применения знаний. Необходима единая система ...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Статья Пятиной Н.А. Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновация ФГОС

В данной статье рассматриваются особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку в рамках федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, а также ведущи...

«Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС»

Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции" 9 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса (французский язык как второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции"....