«Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС»
статья по английскому языку

Гверстонская Анна Павловна

Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности

по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issled._tehnologii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

А.П.Гверстонская

Учитель английского языка

ГБОУ школа № 561

«Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности

по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС»

         В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

       Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

       Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована, в том числе, с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

     Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи могут быть использованы ресурсы учебно-исследовательской, проектной деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и сотрудничество субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.    

     Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская  практика обучающихся по иностранному языку;

• образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение иностранного языка, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка,  представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на английском, немецком, французском и др. языках).

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

Рассмотрим основные положения разработки рабочей программы внеурочной деятельности по иностранному языку. Данная  программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.

Пояснительная записка к программе раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу программы, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание программы, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения учителей иностранного языка. После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения. После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей. По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.  Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,  способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Остановимся на рассмотрении воспитательных результатов на примере внеурочной деятельности «Клуба английского языка».

Первый уровень результатов  - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе на иностранном языке о толерантности ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если педагог сам следует принципам толерантности в повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с иноязычной информацией  воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При  исследовании  и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их с своей собственной.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

Так, например, участники «Клуба английского языка» могут организовать выездные спектакли на иностранном языке по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» для воспитанников детских домов, во время общения подарить им игрушки и книги. Знакомые и простые по лексическому содержанию сказки помогут малышам детского дома не только посмотреть спектакль, но и запомнить несколько фраз на английском языке.

Программы внеурочной деятельности могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 ч.) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 340 ч.) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]:  пособие для учителя / Д. В. Григорьев,  П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст]:  Начальное и основное образование  / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
  4.    Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение»  М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?» [Текст] / А.Уварова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. С.2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар в ГБОУ школе 543 "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения"

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации. В новом стандарте вн...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

«Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС».

laquo;Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновационная составляющая ФГОС»....

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

Технология сотрудничества на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языкаОбучение в сотрудничестве на уроках английкого языкаОбучение вТехнология сотрудничества на уроках английского языкакак средство реализации ФГОСТехн...

Методика преподавания английского языка и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС.

Традиционные модели обучения взаимодействуют с инновационными моделями, которые способствуют раскрытию всех граней ученика и занимают активное положение в образовательном процессе....