Методический семинар на тему:«Повышение уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка».
методическая разработка (11 класс) на тему

Накшинова  Бактыгуль Мухамеджановна

Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями, среди 58 учащихся, которых я обучаю,  таких  трое.

Я хочу подробнее остановиться на теме «Повышение  уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ  на уроках  английского языка».Наша школа вступила в федеральный проект «Доступная среда» с 2016г.

И я являюсь непосредственным участником этого проекта.Развитие личности ребёнка в школе происходит в первую очередь на уроке, поэтому задача учителя  - вовлечь  каждого ребенка в различные виды работы во время учебной  и вовнеурочной деятельности.

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс изменений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Воробьёвская средняя ощеобразовательная школа имени

 Героя Советского Союза

Н.Т.Воробьёва»

Методический семинар

«Повышение  уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ  

на уроках  английского языка».

Накшинова Б.М., ВКК ,учитель английского языка

с.Воробьёвка,2018г

                                                             Методический семинар

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Слайд №1 

Накшинова Б.М., учитель английского языка, ВКК

Слайд №2

Давайте вспомним, что говорил король в одной из сказок Антуана Де Сент Экзюпери «Маленький принц»: «… если я отдам приказ своему генералу обернуться морской чайкой, и у него не получится выполнить приказ, то это будет не вина генерала, а моя». Мораль состоит в том, что мы, учителя, являясь наставниками, должны ставить реальные цели  как перед учениками, так и, прежде всего, перед собой.  

Слайд №3

Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями, среди 58 учащихся, которых я обучаю,  таких  трое.

Я хочу подробнее остановиться на теме «Повышение  уровня социальной адаптации обучающихся с ОВЗ  на уроках  английского языка».

Слайд №4

Наша школа вступила в федеральный проект «Доступная среда» с 2016г.

И я являюсь непосредственным участником этого проекта. 

Слайд №5

   Инклюзивное образование – часть государственной образовательной политики РФ

 Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования  в РФ закреплены: в Конституции РФ, в Законе  «Об образовании РФ»,

Конвенции о правах ребёнка;

 Конвенции о правах инвалидов;

а также в Федеральных законах;

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

 

 Слайд №6  

Развитие личности ребёнка в школе происходит в первую очередь на уроке, поэтому задача учителя  - вовлечь  каждого ребенка в различные виды работы во время учебной  и вовнеурочной деятельности.

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс изменений.  

Слайд №7

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптирование  учебного  процесса к особенностям его развития.

         Содержание учебного материала, темп обучения, требование к результатам обучения, как правило, для детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются непосильными. Отсутствие у данных детей мотивации , несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно проявить себя в учебной деятельности, а также формирует у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по английскому языку для общеобразовательных школ была мной пересмотрена таким образом, чтобы обучение английскому языку осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Таким образом,  для каждого из них составлена индивидуальная адаптированная программа обучения и динамика развития ребёнка.

Слайд №8

Индивидуальный план работы

учителя английского языка с ребенком, имеющим ОВЗ

Киевским Андреем (3 класс) на 2017-2018 учебный год

Формы, методы и приемы работы

Сроки выполнения

1

Частая смена деятельности, дозировка речевого материала (учитывать утомляемость).

    На каждом уроке

2

Многократное аудирование вводимых структур.

На каждом уроке

3

Преемственность и постоянное повторение материала,  работа над словарным запасом языка, работа со словарем.

    В течение года.

4

Создание ситуации успеха.

На каждом уроке

5

Погружение в языковую среду.

На каждом уроке

6

Снятие языковых трудностей

На каждом уроке

7

Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей (работа над проектами).

В течение года.

8

Вовлечение в парную (составление диалога) и групповую работу, повышая активность ребенка.

В течение года.

9

Оказание помощи при возникновении трудностей.

В течение года.

10

Дифференцированная домашняя работа.

В течение года.

11

Использование индивидуальных заданий при выполнении лексико-грамматические упражнений, чтении текста.

На каждом уроке

12

Дистанционное обучение.

   Во время заболеваний.

                                               Учитель:                                     Накшинова Б.М.                  

  Слайд №9

                                                         Динамика развития ребенка

Киевского Андрея, учащегося 3 класса

предмет

Динамика

Английский язык

1четверть

Начало года: слабо развита речь (устная и письменная); на уроке нет сосредоточенности; домашнее задание выполняет изредка.

2 четверть

На уроке стал иногда поднимать руки; любит выполнять задания по рабочей  тетради.

3 четверть

Пока ещё трудно даётся понимание грамматического материала  по английскому языку.

4четверть

Год

Учитель:                  Накшинова Б.М.

Слайд №10

Цели обучения английскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Формирование  у учащихся уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка;
  2. Воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  3. Развитие  языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
  4. Создание условий для социальной адаптации учащихся .

                        В процессе обучения английскому языку  ставится задача-  
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности .

 

                В классах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, основой обучения  для  меня является изучение особенностей личности каждого ученика, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение учеников в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности, положительного отношения к учебе.

  Слайд №11

Следующий прием – создание проблемной ситуации – суть заключается в том, чтобы каждый ребенок не просто отвечал «да» или «нет» на заданный вопрос, но и умел анализировать, сравнивать, сопоставлять. (Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать  ответы , применять на практике)

Слайд №12 УДЕ

 Технология обучения укрупненными блоками  (УДЕ) в сочетании с методикой педагогики сотрудничества способствует повышению эффективности педагогического руководства познавательной и творческой деятельностью учащихся. В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества».

Использование принципов данной технологии предполагает вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. На уроке организую  подачу теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями, с опорой на обобщающие таблицы, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи. Так, при прохождении темы «Страноведение» я применяю блочную подачу материала. Данный блок включает в себя нескольких тем: “The Russian Federation”, “The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland” , “The United States of America”, который  состоит  из  3 частей, далее отдельно  рассматриваем каждую  часть  детально,   Они, в свою очередь, состоят из подтем: “Geographical Position”, “Climate”, “Population”, “Capital”, “The Largest Cities”, “Educational System”, “Holidays” и пр. Например: при изучении темы “The Russian  Federation”,  помимо нашей страны, я знакомлю ребят с родной Калмыкией, ее географическим положением, климатом, флорой, фауной, столицей,  национальными праздниками и т. д.    После прохождения блока для закрепления материала и систематизации знаний обучающихся, я применяю  матрицы, обобщающие таблицы по страноведению, по  грамматике.

                          Метапредметный подход, который  заложен в основу новых стандартов, используется в моей методике преподавания, так как  метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в реальной жизни.

Слайд №13. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья –получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Примером этому могут служить утренники, школьные и муниципальные олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Вывод: Используя разнообразные технологии обучения, систематически целенаправленно развиваю у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулирую процессы переключения от одного вида деятельности на  другой, активирую поисковую деятельность, учу рассуждать, гибко подходить к   возникающим проблемным ситуациям на уроке, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, неординарные  решения, получать хорошие результаты, получать удовольствие от учения.

Слайд №14.  Результатыь

Программа инклюзивного образования работает в России не так давно. Соответственно, нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Однако главные участники проекта инклюзивного обучения – дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классах появились новые ученики, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в  мире, в обществе, в  стране.

Слайд №15 Я выбрала профессию  учителя  английского языка, и  не сомневаюсь в правильности  своего выбора. Давно  убедилась, что работа с детьми: со слабыми или одаренными, с мотивированными  или не мотивированными -это  моё призвание, моя жизнь.  И те   знания,  которые я им даю ,   надеюсь, пригодятся детям в жизни.

 Стихотворение

У великих профессий устав непростой-

Подвиг духа вершить неустанно.

Не с того ли выбран был мудрой судьбой

Для учительства знак Пеликана?

Есть легенда,  далёкий прошедшая путь:

Если смерть вдруг птенцов настигает,

Разрывает тогда пеликан свою грудь-

Кровью сердца к ним жизнь возвращает.

Белоснежная стая летит в облаках,

Осеняя земную обитель…

Да пребудет священно на всех языках

Твоё гордое имя, Учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Мой профессиональный выбор. Методическое пособие к воспитательной программе по профориентации и социальной адаптации обучающихся 8 класса.

Данное методическое пособие составила в оказании практической помощи классным руководителям в реализации воспитательной программы по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессионал...

Доклад заочного семинара «Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся»

На заочном семинаре выступила с докладом "Использование элементов информационных технологий как средство активизации знаний обучающихся"...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...

Реализация социально-значемых проектов,способствующих социальной адаптации обучающихся , проживающих в общежитии.

Проекты реализуемые для обучающихся , проживающих в общежитии образовательного учреждения.....