Анализ работы классного руководителя по созданию условий для социальной адаптации обучающихся
статья (11 класс) на тему

Татьяна Геннадьевна Сивожелезова

Анализ деятельности классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы классного руководителя  по созданию условий для социальной адаптации обучающихся

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация  одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Социализация подростков в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Соль-Илецка Оренбургской области осуществляется в учебной и во внеурочной деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной социализации школьников.

  В 2005-2006 учебном году я приняла классное руководство в 5 классе, где основным направлением работы была адаптация детей к обучению в новых условиях. Главной целью воспитания я считаю формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе путем личностного роста. Технология воспитания, используемая мною в  педагогической деятельности, представляет собой синтез двух основных методик воспитания: педагогики сотрудничества, у истоков которой стоял И.П.Иванов и педагогической поддержки ученика в учебном процессе О.С. Газмана. Сочетание лучших идей и принципов этих двух технологий, психологические особенности детей вверенного мне класса позволили мне составить программу развития личности школьника. Для изучения психологических и личностных особенностей детей был  проведен ряд специальных диагностик, анализ результатов данных исследований лег в основу программы «Развития личности ребенка».

  Ориентиром для построения воспитательной системы класса послужил системный подход, при котором объект изучения рассматривается как система. Таким образом, выбор тематики классных часов и иных форм работы не бывает случайным, что способствует целенаправленности и управляемости процесса воспитания. Основные  педагогические усилия в данной программе ориентируются на духовно-нравственное развитие личности, формирование у ребенка активной жизненной позиции, готовности  самостоятельному нравственному выбору, становление у подростка системы духовных ценностей и способности реализовать их. Программа направлена на формирование у ребенка определенного отношения к себе и окружающему миру, развитие эмоционально-чувственной и деятельностной сфер  личности.                                                                                   

  Основные принципы: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры; индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;  включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях; учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья; сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.              

1

  Программа  рассчитана на семь лет, разбита на определенные возрастные этапы, включает в себя следующие разделы: программа психологического развития личности,  система часов общения, работа с активом класса, работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, диагностика и мониторинг. Все разделы объединены общей целью воспитанием  личности, способной к самоопределению, осознанному выбору личностной позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях.    Формы и методы воспитания: тренинги, беседы, психологические, ролевые, деловые игры, система часов общения, индивидуальные, коллективные и групповые и т.д.

              Большие усилия были приложены для формирования самоуправления в классе. Путем совместного поиска наиболее рационального варианта, дети совместно с родителями и классным руководителем в 2005-2006 уч.г. создали высший орган самоуправления в классе - Совет класса. На классном собрании был разработан устав класса, определены традиции и законы классной жизни, направления деятельности. С течением времени, этот орган самоуправления заметно изменился: значительно снизилась доля участия в нем классного руководителя и родителей и значительно возросла роль актива класса. За семь лет в активе класса сумели поработать все учащиеся, что способствовало выработки у них определенных черт характера и приобретению ими социального опыта.

              Большинство учащихся класса  приобщены к волонтерскому движению. В рамках данного движения ребята организовывали и принимали участие в различных массовых мероприятиях: благоустройстве школьного двора (посадка деревьев), в составе агитбригады в мероприятиях, посвященных Дню конституции (8 человек), в областной акции «Спорт вместо наркотиков» (6 человек), в фестивале «Этнографическая ярмарка» (6 человек), акции «Поздравь своего учителя» (весь класс), операции «Рассвет»(весь класс) и многих других.

             Самые активные ребята вошли в Совет старшеклассников, принимают активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий для своих товарищей, педагогов, ветеранов педагогического труда, дня самоуправления.

             Внедрение программ Intel® «Обучение для будущего» и Intel® «Путь к успеху» определило организацию тьюторского  движения и развитие проектно-исследовательской деятельности. Ребята организовали по окончании курсов обучение для младших товарищей и ребят из семей социального риска.

             В рамках Всероссийской акции « Я- гражданин России», учащимися класса под руководством классного руководителя был создан проект «Рукописная книга толерантности», который занял на муниципальном этапе  2 место. Ребята помогли мне одержать победу в конкурсе «Самый классный классный» на городском и муниципальном уровне.

           Большое внимание я уделяла вовлечению учащихся класса в систему дополнительного образования. Правильная и целенаправленная работа по организации внеурочной деятельности школьников, привлечение ребят к проектно-исследовательской деятельности способствовала снижению уровня тревожности у подростков, сохранению качества знаний и поддержанию успеваемости учащихся.

Диаграмма1. Участие детей                                 Диаграмма 2. Занятость детей в сфере

в олимпиадах и конкурсах  (%)                           дополнительного образования (чел.)

                                                     

 

2

     Работа по созданию условий для социальной адаптации учащихся охватывает не  только классный коллектив, но и всех учащихся школы. В кружке «Юный химик» занимается 30 детей, пять из малообеспеченных и многодетных семей, факультативные курсы посещают 20 учащихся, к проектно-исследовательской деятельности привлечены 7 детей из семей социального риска.

Диаграмма3. Результаты успеваемости(%)   Диаграмма4. Адаптация учащихся(чел.)

 

   

              Для учета личностного роста обучающихся используется институт «Портфолио». Все учащиеся имеют личные папки - «Портфолио», в которых фиксируется их индивидуальный путь и личностные достижения. Регулярный самоанализ собственной деятельности способствовал достижению многими ребятами значительных успехов: Музапарова А. стала призером муниципального этапа конкурса «Ученик года» в 2011г., Карагулова А. является стипендиатом губернатора Оренбургской области, Остояч А. получил спортивный разряд  по прыжкам с парашютом, Лукьянова К. стала победителем регионального музыкального  конкурса. Более десяти учащихся являются призерами дистанционных конкурсов, интеллектуальных марафонов и заочных олимпиад.

              Успех каждого ученика радует учителя, родителей и друзей, поэтому в классе по результатам диагностики школьного психолога благоприятная психологическая атмосфера. За последние три года процент посещаемости родительских собраний составил 90%, считаю, что причиной послужило изменение методики проведения родительских собраний и индивидуальный подход в работе с детьми и родителями.

Диаграмма 5. Психологический климат в классе    Диаграмма 6. Мнение родителей

3

В этом учебном году мои ученики оканчивают школу, работа по программе развития личности ребенка завершена и достигла поставленных целей. Считаю, что проведенная работа способствовала реализации следующих поставленных задач: развитию личности ребенка в целом,  проявлению творческой индивидуальности  каждого ученика,  формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитию познавательного  интереса детей,  формированию классного коллектива, привлечению к участию в общественном деле каждого члена коллектива. Программа опубликована на портале Завуч.инфо, принимала участие во Всероссийском конкурсе «Мастерская учителя» и отмечена дипломом II степени. Опыт работы по данной программе обобщен и представлен на сайте РУО.

Сивожелезова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа№7  г.Соль-Илецка» Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС

Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...

презентация к выступлению "Социальные акции и проекты как способ воспитания у обучающихся гражданского самопознания" создание условий для социальных проб личности.

Социальное проектирование - это новая технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности.Виды социальных проект...

Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска

Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска...

«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...