ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: РАЗДЕЛ «ПИСЬМО»
статья

В статье актуализируются основные проблемы и техника подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к единому государственному экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_problemy_podgotovki_k_ege.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.016: 811.112.2 (045)

ББК 81.43.24 р

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

               ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: РАЗДЕЛ «ПИСЬМО»

ВОРОЖЕЙКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

natalia-blair11@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЕГЭ (единый государственный экзамен), КИМ (контрольно-измерительный материал), языковая компетенция.

АННОТАЦИЯ: В статье актуализируются основные проблемы и техника подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к единому государственному экзамену.

PROBLEMS OF PREPARATION TO THE UNIFIED STATE EXAMINATION ON GERMAN LANGUAGE: PART «WRITING»

VOROZHEYKINA NATALIA ALEXANDROVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

KEYWORDS: Unified State Examination, control learning material, language competition.

ABSTRACT:   In article are considered the questions of problems and technology of preparation pupils to the Unified State Examination.

На сегодняшний день единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой аттестации выпускников XI классов в общеобразовательных школах, централизованно проводимый в Российской Федерации с целью их государственной аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений, что позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Основной целью единого государственного экзамена по иностранному (немецкому) языку является определение уровня иноязычной языковой компетенции выпускника. В качестве задачи экзаменационной части в разделе письмо выступает проверка уровня сформированности умений участника ЕГЭ использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач и создавать письменные тексты различных типов в зависимости от их назначения [3].

Раздел «Письмо» ЕГЭ по немецкому языку включает два задания со свободно конструируемым ответом: задание С1 – личное письмо и С2 – развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Оба задания базируются на тематике общения, которые составляют основу школьной программы.

Для абсолютного большинства участников экзамена самым сложным является задание С2 - развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения "Мое мнение". Самые низкие показатели связаны с критериями «лексика» и «грамматика» [1]. Задание С2 позволят  проверить эффективность владения всеми компонентами когнитивно-коммуникативной компетенции экзаменуемого: умение обрабатывать письменное высказывание; владение лексикой, грамматикой, орфографией изучаемого языка; владение знаниями о стране изучаемого языка и своей стране и навыками культуры поведения; высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование проблемы, умение делать обобщения и выводы.

После более детального анализа можно выделить следующие проблемные зоны при выполнении задания С2:

-невнимательное прочтение инструкции, что приводит к невыполнению или частичному выполнению коммуникативной задачи;

-неумение определить проблему в начале высказывания и сделать вывод в конце;

- несоответствие заданному формату (деление на абзацы, отсутствие обязательных частей эссе);

-отступление от темы;

-недостаточная формулировка  всех аспектов содержания, которые необходимо раскрыть, неадекватный подбор аргументов;

-неумение высказать свою или другую точку зрения;

-отсутствие использования или неправильное использование средств логической связи (союзов, вводных слов, местоимений и т.п.)

- грамотность сочинения (орфография, грамматика, лексика, пунктуация);

- неправильное употребление или отсутствие пунктуационных знаков;

-несоответствие количества слов указанному в задании (превышение/недостаток количества слов в письменном высказывании).

Появление ошибок связано с недостаточным знанием коммуникативных стратегий и умения их применения на практике. Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», позволяет сформулировать ряд рекомендаций для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по немецкому языку.

Во-первых, следует ознакомить учащихся с разными видами заданий по письму и обратить их внимание на инструкцию к заданию,  извлекать из нее максимум информации,  видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения. При планировании письменного высказывания нужно разделить текст на абзацы и продумать ключевые фразы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста. Каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее ее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т. д.). Введение следует начать  с общего представления темы и перефразировать её, не повторяя дословно. В основной части необходимо сначала высказать свое мнение и аргументировать его, затем представить другие точки зрения и дать аргументацию. В заключении важным является еще раз указать на проблемный характер темы, подчеркнуть видение других мнений  и сделать акцент на своей точке зрения, которая кажется вам более убедительной.

Во-вторых, рекомендуется тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом,  указанным в тестовом задании. Для овладения умениями письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении. После написания работы учащиеся должны сфокусировать своё внимание на проверке задания и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы.

В-третьих, учащиеся должны формировать навыки самоконтроля при проверке работы, сосредоточиться в первую очередь на тех проблемных областях, где обычно допускается больше всего ошибок: орфография, порядок слов, видовременные формы глаголов, наличие глагола-связки, местоимения, предлоги, артикли, пунктуационное завершение каждого предложения.

Анализируя результаты ЕГЭ 2012-13 годов по немецкому языку можно прийти к выводу, что продуктивные умения в письменной речи имеют стабильно невысокий уровень. Экзаменуемые, заявившие знания и умения написания ситуативного (личное письмо) и проблемного письма, имеют недостаточную грамматическую базу и не владеют стратегиями уклонения и достижения, логическими и причинно-следственными связями [4].

Анализируя КИМ за 2011- 2014 год и УМК И.Л. Бим 11 класс можно прийти к выводу, что задание С2 демонстративных вариантов не часто соответствует учебной программе старшей ступени обучения [2]. Ситуации и проблемы, используемые в данном задании имеет высокую степень сложности, что вызывает особую трудность у учащихся при его выполнении. В данном случае неотъемлемой частью является самостоятельная подготовка ученика. 

Исходя из проведенного анализа результатов тестов, можно прийти к выводу, что важно помочь учащимся правильно развивать универсальные учебные умения, в том числе навыки автономного обучения (самоподготовки, самоконтроля и самокоррекции достижений); использовать образовательные ресурсы профильной школы (элективных курсов предметного и межпредметного содержания) для освоения иностранного языка на повышенном и высоком уровнях; создавать школьный ресурсный банк учебно-тренировочных и контрольных материалов в формате КИМов ЕГЭ.

Задача учителей состоит в и том, чтобы формировать у учащихся навыки работы с творческими заданиями проблемного содержания. Кроме этого, необходимо учитывать, что эти навыки развиты не у всех учащихся одинаково.

Список использованных источников

1. Анализ результатов выполнения экзаменационных работ ЕГЭ по немецкому языку 2008 –2013 г.г., Журавлева О.А.

2. Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ 2009-14 гг. Немецкий язык, 11 класс.

3.Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.

4.Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2011 года по немецкому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо знать для успешного сдачи ЕГЭ по английскому языку (Раздел "Письмо")

В данной методической разработке размещён материал для успешного сдачи ЕГЭ по английскому языку. Здесь учащиеся и учителя найдут требования, предъявляемые для написания письма и эссе, и критерии оценк...

Подготовка к ГИА по английскому языку. Раздел «Письмо»

Подготовка к ГИА по английскому языкуРаздел «Письмо» Требования и типичные ошибки...

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 1. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема: Знакомство. Приветствие Цели и задачи урока:1.      Научить учащихся понимать на слух в мини-диалогах элементарные формы приветствия и прощания и воспроизводить их.2....

Конспект урока по немецкому языку. Раздел 1, урок 2. Немецкий язык. 5 класс. (Горизонты) Аверин М.М. и др

Тема:Цель урока:·         Научить учащихся знакомиться на немецком языке, а именно называть своё имя, место жительства и расспрашивать об этом собеседник...

Подготовка учащихся к итоговой аттестации. Раздел «Письмо: эссе» (из опыта работы).

Каждый учебный год ставит перед учителем достаточно сложную задачу, а именно подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая требует от каждого учителя высокого мастерства, трудолюбия, ...

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел Письмо.

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел Письмо....

Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 5: «Образование и роль иностранного языка в современном мире».

В данном разделе представлен лексический материал по теме   «Образование и роль иностранного языка в современном мире». Ниже представлена ссылка на тренажер, где можно потрениров...