Адаптированная рабочая программа
рабочая программа (5 класс)

Жернокова Юлия Алексеевна

АРП ОВЗ ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_5_klass.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Разработано

на ШМО учителей

гуманитарно-

эстетического цикла

Протокол №1 от

«31» августа 2018 г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1 от

«31» августа 2018 г.

Утверждено

Директор

_________ Сташевский В.А.

Приказ №75-О от

«31» августа 2018 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Иностранный язык.

Немецкий язык. Английский язык» 5 класс

в соответствии с ФГОС ООП ООО

для обучающихся с задержкой психического развития

Срок реализации 1 год.

Составители:

учитель немецкого языка Жернокова Ю.А.,

учитель английского языка Брусникина А.В.

г.о. Шуя, 2018 год

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» предназначена для обучающихся с ОВЗ 5 класса ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».

     Адаптированная рабочая программа  – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с задержкой психического развития   с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

      Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) планируемые результаты освоения учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности;

8) материально-техническое и информационное обеспечение;

9) система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования;

10) список используемой литературы.

        Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение в полном объеме программой массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыках, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на всех этапах обучения в школе.    Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

      Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории обучающихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами.

       При составлении адаптированной рабочей программы для обучающихся с ЗПР  использованы нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и  дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК».
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  7. Устав ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».
  8. Примерные программы  основного общего образования по иностранным языкам и  авторских программ  И.Л. Бима, Л.И.Рыжовой «Немецкий язык» 5-9 классы; В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др. «Английский язык» 5 – 9   классы.

      АРП разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

• нормализация учебной нагрузки обучающихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

• соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

• личностная ориентация содержания образования;

• деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

• усиление воспитывающего потенциала;

• формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

       Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок;  использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.

       Содержание АРП  включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.

       Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

        Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:

  • вести учёт особенностей ребёнка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
  • реализовывать  коррекционно-педагогические процессы  педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, их психологическое сопровождение специальными психологами;
  • предоставлять обучающемуся с ОВЗ медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь;
  • привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.

      Адаптированная образовательная программа  направлена на:

  • преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
  • психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и поведении;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями;
  • создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной   программы;
  • индивидуализацию обучения, учитывая  состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

      Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

      Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

      Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

      Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

      Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

      Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

       Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

      Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

      Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 

     Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

      Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.

АРП, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой подход позволит учителям обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания филологического (языкового) образования.

      Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность обучающихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук.

     Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля.

Общая характеристика учебного предмета.

       Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к иностранному языку. Она позволяет сформировать у обучающихся  5  класса  достаточно широкое представление о языковой картине мира.

        Для решения основных задач обучения иностранному языку в 5 классе  требуются следующие учебники:

И.Л. Бим, Л.И.Рыжова «Немецкий язык» 5 класс;

В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, И.П.Костина  «Английский язык» 5 класс.

       Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышение коммуникативных компетенций школьников, совершенствование их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный  язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности, готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

        УМК ориентируется на действующий базисный учебный план  для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательный стандарт по иностранному языку для основного общего образования и примерную программу изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

       Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

        Данный курс соответствует основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное изучение иностранного языка – с другой.

Место предмета в учебном плане.

    Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». В ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»  на обучение предмету «Иностранный язык» в 5 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

Коррекция:   Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

     При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

        В процессе обучения обучающиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

        В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе.

        Требования к практическому владению обучающимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.

Планируемые результаты обучения

             В результате  изучения иностранного  языка обучающиеся должны знать\понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразований (аффиксация, словосложение, конверсия);
  • особенности структуры простых и сложных предложений  языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
  • роль владения иностранным языком в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры страны изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходства и различия в традициях своей страны и страны изучаемого языка;

  уметь:

говорение

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
  • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
  • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

аудирование

  • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
  • использовать переспрос, просьбу повторить;

чтение

  • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
  • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

  • заполнять анкеты и формуляры;
  • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
  • создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого языка в этом мире;
  • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
  • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира. 

Использование методов и педагогических технологий, направленных, на реализацию образовательной программы по иностранному языку.

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,
  • технологии интегрированного обучения,
  • технология игрового обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,
  • технология развивающего обучения,
  • технологии индивидуального обучения,
  • технология проектного метода, технология  объяснительно - иллюстративного обучения, в основе лежит информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них умений и навыков;
  • личностно-ориентированная технология обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технология развивающего обучения, в центре внимания которой – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, технология нацелена на развитие творческих способностей обучающихся;
  • здоровьесберегающая технология – создание комфортного психологического климата.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг, возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формы организации образовательной деятельности.

Реализация программы в учебной деятельности  предусматривает использование следующих форм организации  учебно-познавательной деятельности:

комбинированный урок,

урок-игра,

урок-путешествие,

интегрированный урок,

урок-беседа,

урок домашнего чтения,

повторительно-обобщающий урок,

урок - практикум

урок - круглый стол

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Типовые задачи на формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображение предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

- работа с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

- работа с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

- работа с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;

-    учебно-исследовательская работа: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами  (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту, участвовать в работе над долгосрочным проектом, взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

-   самостоятельная работа, рационально организовывая  свой труд в классе и дома.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  в процессе проведения тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы «Иностранный язык».

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной  программы основного общего образования материал учебников 5 класса направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов

       Личностные результаты

Учебники  для 5 класса обеспечивают:

■ устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка, желание самостоятельно совершенствовать свои умения и навыки в этом предмете;

■ стремление к изучению культуры своего народа, своего края, осознание своей этнической принадлежности, ответственность за сохранение природы;

■ формирование ответственного отношения к учебе, таких качеств личности как целеустремленность, самодисциплина, трудолюбие, способность к самообразованию;

■ формирование устойчивых познавательных интересов, инициативности, умения работать в команде, освоения социальных норм и правил поведения в обществе;

■ формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.

      Метапредметные результаты

В процессе изучения иностранного  языка у обучающихся 5 класса развиваются следующие умения:

■ самостоятельно планировать свою учебную деятельность на основе личных мотивов и интересов;

■ осуществлять общение в реальных или возможных речевых ситуациях;

■ осуществлять поиск нужной информации, систематизировать и использовать ее в связи с поставленными целями;

■ ориентироваться в текстах различных жанров, используя языковую и контекстуальную догадку, выделять существенную информацию и комментировать ее, пользоваться различными источниками информации;

■ осуществлять самоконтроль, осознанно и адекватно оценивать свою учебную деятельность.

     Предметные результаты

Предметные результаты освоения предмета «Иностранный язык» в 5 классе включают: владение английским, немецким языками как средствами  общения, что предполагает формирование следующих речевых умений:

  В говорении:

■ начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая и уточняя;

■ расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на просьбы и предложения согласием или отказом (в пределах изученной тематики общения, с использованием изученных речевых и языковых средств);

■ рассказывать о себе, своей семье и друзьях, интересах, планах на будущее;

■ делать краткие сообщения о своем городе/селе, о своей стране;

■ описывать события, явления, передавать основное содержание (мысль) прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), давать краткую характеристику персонажей.

  В аудировании:

■ воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников на иностранном  языке;

■ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;

■ воспринимать на слух и выборочно понимать запрашиваемую информацию в несложных аутентичных прагматических аудио – и видеотекстах с опорой на языковую догадку и контекст.

     В чтении:

■ читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

■ читать аутентичные тексты с выборочным пониманием запрашиваемой информации;

■ читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста, а также справочных материалов. Уметь оценивать полученную информацию.

     В письменной речи:

■ заполнять анкеты и формуляры;

■ писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;

■ составлять план, тезисы устных и письменных сообщений, выполнять письменные проекты по тематике общения.

    В формировании языковой компетенции:

■ применение правил орфографии при написании изученных слов;

■ правильное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка, соблюдение правил ударения и интонирования; понимание основных значений изученных слов и правильное употребление в речи различных лексических единиц, включая слова, словосочетания, реплики-клише и т.д.;

■ знание основных способов словообразования (аффиксации, конверсии, словосложения);

■ распознавание в речи и правильное употребление основных морфологических форм и синтаксических конструкций; знание признаков изученных грамматических явлений;

    В формировании социокультурной компетенции:

■ знание национальных особенностей речевого и неречевого поведения в родной стране и применение этих знаний в различных ситуациях общения;

■ понимание основных норм речевого этикета в устной и письменной речи;

■ понимание фоновой лексики и реалий англоязычных стран, образцов фольклора (поговорок, стихов, песен и т.д.);

■ знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;

■ представление о сходствах и различиях, особенностях образа жизни, быта, традиций иноязычных стран и родной страны;

■ понимание роли владения иностранным языком в современном мире.

     В формировании компенсаторной компетенции:

■ умение выходить из трудных ситуаций в условиях дефицита информации, языковых и речевых средств за счет использования языковой догадки, переспросов, замен, мимики и жестов, иных стратегий речевого и неречевого поведения.

         Социокультурные знания и умения

   Учебники для 5 класса знакомят обучающихся с обширной и интересной социокультурной информацией о России и иноязычных странах:

■ история возникновения куклы Барби, история зоопарков, московский дом бабочек;

■ школы в Великобритании, США и России, Германии и Берлине, детские и молодежные организации;

■ сведения об истории и географии Великобритании, Новой Зеландии, Германии и России;

■ достопримечательности Берлина, Мюнхена, Бремена, Лондона, Эдинбурга, Йорка, Москвы, старинные города России, национальные парки Уэльса, Новой Зеландии, Канады и России, необычные Российские музеи – Малые Карелы, Музей утюгов, Музей чайников; государственные символы России, Великобритании, США и Новой Зеландии, Германии;

■ сведения об истории и географии Америки и Германии, знаменитые достопримечательности США и Берлина;

■ основание Санкт-Петербурга Петром I, Бородинская битва (Россия), война 1812 г. в США;

■ кадры из популярных фильмов «Властелин Колец», «Гарри Потер», «Пираты Карибского моря», «Хроники Нарнии», «Алиса в Стране Чудес»;

■ известные путешественники, исследователи, ученые, первооткрыватели, мореплаватели, космонавты, спортсмены, поэты и писатели иноязычных стран и России;

■ детские стихи и отрывки из художественных произведений, соответствующие возрасту обучающихся 5 класса. 

Содержание учебного предмета.

Предметное содержание речи в учебнике 5 класса представлено следующими ситуациями общения:

■ Взаимоотношения в семье

■ Школьное образование

■ Страны изучаемого языка и родная страна

■ Здоровый образ жизни

■ Досуг и увлечения

■ Каникулы в различное время года

В пятом классе продолжается параллельное обучение всем четырем видам речевой деятельности – аудированию, говорению, чтению и письму. Однако, в отличие от начальной школы, при этом не используется принцип устного опережения. Поскольку у пятиклассников уже в значительной степени сформировано умение чтения, новые речевые единицы предъявляются им с помощью звучащего и печатного текста одновременно.

Обучение говорению

1. Диалогическая речь.

В соответствии с ФГОС, в основной школе продолжается развитие речевого умения вести диалоги различного характера. По сравнению с начальной школой:

■ усложняется предметное содержание речи в соответствии с тематикой и проблематикой общения;

■ расширяется репертуар языковых средств и речевых моделей общения;

■ увеличивается количество реплик в диалоге со стороны каждого из участников общения.

Диалог этикетного характера (до 3 реплик со стороны каждого участника).

Школьники учатся:

■ начинать, поддерживать и завершать разговор;

■ поздравлять, выражать благодарность;

■ выражать пожелание / согласие / несогласие / отказ и реагировать на них;

■ вежливо переспрашивать собеседника;

Диалог – расспрос (до 4 реплик со стороны каждого участника) развивает умения:

■ запрашивать / сообщать фактическую информацию;

■ переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего

Диалог – побуждение к действию (до 2 реплик со стороны каждого участника) предполагает умения:

■ обратиться с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;

■ дать совет и принять / не принять его;

■ пригласить к действию и согласиться / отказаться принять участие в нем, объяснить причину.

Диалог – обмен мнениями (до 2 реплик со стороны каждого участника):

Обучающиеся учатся:

■ выражать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника, соглашаться или не соглашаться с ней;

■ выражать сомнение;

■ выражать чувства и эмоции (радость, удивление, огорчение, поддержку).

Комбинированные диалоги

– сочетание вышеперечисленных разновидностей диалогов и их речевых функций.

2. Монологическая речь.

В 5 классе обучающиеся овладевают следующими умениями в монологической речи:

■ кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

■ передавать содержание / основную мысль прочитанного с опорой на текст;

■ делать сообщение в связи с прочитанным / прослушанным текстом;

■ представлять свой проект.

Объем монологического высказывания – 8–10 фраз.

Обучение аудированию

Обучение аудированию осуществляется с помощью несложных текстов (длительность звучания до 2 минут) с разными коммуникативными задачами. Их содержание соответствует интересам обучающихся и имеет образовательную и воспитательную ценность.

Материал этих текстов обеспечивает развитие у обучающихся умений:

■ выделять основную мысль;

■ выбирать главные и опускать второстепенные факты;

■ понимать необходимую информацию, игнорируя незнакомый языковой материал, не мешающий выполнению речевой задачи.

Обучение чтению

В 5 классе школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты, используя различные виды чтения.

1. Чтение с пониманием основного содержания.

Для данного вида чтения необходимы умения:

■ определять тему и прогнозировать содержание текста по заголовку, по иллюстрациям и другим опорам выделять основную мысль;

■ отделять главные факты от второстепенных.

2. Чтение с полным пониманием текста:

Обучающиеся совершенствуют умения:

■ полно и точно понимать содержание текста, используя языковую и контекстуальную догадку, выборочный перевод, комментарии и т.д.;

■ устанавливать логическую последовательность основных событий и фактов в тексте, причинно-следственные связи;

■ выражать свои мнения и суждения по поводу прочитанного.

3. Чтение с выборочным пониманием информации

Для этого вида чтения обучающимся необходимы умения:

■ просмотреть текст и выбрать нужную запрашиваемую информацию;

■ игнорировать незнакомые языковые и речевые средства, не влияющие на ход выполнения задания.

Тексты для чтения, представленные в Учебниках, относятся к разным функциональным типам: интервью, личные письма, электронные письма, стихи, отрывки из художественных произведений, прагматические тексты – расписание уроков, схематические тексты – таблицы. Это дает возможность учителю обучать школьников решению различных речевых задач в процессе чтения.

Обучение письму

      В 5 классе письмо как средство обучения предполагает дальнейшее развитие орфографических навыков и их применение при выполнении лексико-грамматических и творческих упражнений, различных видов диктантов и проектных заданий.

Овладение письменной речью предусматривает развитие у обучающихся умений:

■ писать короткие поздравления, выражать пожелания (до 30 слов);

■ заполнять бланки;

■ писать личное письмо (50 – 60 слов);

■ выполнять письменные проекты по тематике общения.

Языковая грамотность

    Учебники обеспечивают дальнейшее развитие у обучающихся навыков написания новых слов, слухо-произносительных навыков, соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации в различных типах предложений. За счет лексических средств, используемых в новых ситуациях обучения, расширяется объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Увеличение последнего осуществляется за счет интернациональной лексики и овладения новыми способами словообразования.

Учебники обеспечивают расширение объема знаний грамматических явлений, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

Требования к организации пространства.

Уроки иностранных языков проводятся в специально оборудованном кабинете. Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники. А именно, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. Однако, обучающиеся с задержкой психического развития постоянно должен находиться в зоне внимания педагога (поэтому желательна первая парта).

Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  1. обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  2. урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  3. адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  4. одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  5. использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  6. формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  7. взаимообучение, диалогические методики;
  8. дополнительные упражнения;
  9. оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Формы индивидуальной работы при обучении иностранным языкам  детей с ЗПР:

  1. Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы, занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
  2. Специальные индивидуальные задания на уроке.
  3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
  4. Предупреждающие опросы.
  5. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
  6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
  7. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:

1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.

4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Учебный и дидактический материал

При освоении вариант 7.1. АООП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.

Материально-техническое и информационное обеспечение.

CD-проигрыватель;

Компьютерные классы;

Ноутбук с DVD проигрывателем;

Предметные интернет-ресурсы;

Цифровые образовательные ресурсы.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения  Программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критерии оценки письменных развернутых ответов. Оценка «5» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Критерии оценки устных развернутых ответов. Оценка коммуникативного взаимодействия, произношения, лексико-грамматической правильности речи. «5» Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Речь звучит в естественном темпе, обучающийся не делает грубых фонетических ошибок. Лексика адекватна ситуации, редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. «4» Коммуникация затруднена, речь обучающегося неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (например, замена  фонем сходными русскими). Общая интонация в большой степени обусловлена влиянием родного языка. Грамматические и/или лексические ошибки заметно влияют на восприятие речи обучающегося. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена, ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка ”5” ставится, если ученик: - выполнил работу без ошибок и недочетов; - допустил не более одного недочета. Оценка ”4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух недочетов. Оценка ”3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - три грубые ошибки; - или не более двух грубых и двух негрубой ошибки и одного недочета; - или не более трех-четырех негрубых ошибок; - или одной негрубой ошибки трех недочетов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов. Оценка ”2” ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10-9 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» -18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 11-13, «2»- менее 10.

Список используемой литературы.

  1. «Английский язык»  Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. 5 класс
  2. «Английский язык». Рабочая тетрадь. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. 5 класс
  3.  Книга для учителя. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. 5 класс
  4. «Немецкий язык» И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 5 класс
  5. «Немецкий язык». Рабочая тетрадь.  И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 5 класс
  6. Книга для учителя. «Немецкий язык» И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 5 класс
  7. Лексико-грамматический практикум к учебникам «Немецкий язык» 5 класс, «Английский язык» 5 класс
  8. Колегаева С.А. Обучение иностранному языку в классах ЗПР и КРО. [Электронный ресурс]//Сеть творческих учителей: сайт. - [Б.м.], 2011. –  URL: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx? Id=16378 (18.08.2014).
  9. Рублева И.И. Развитие познавательных умений и навыков по иностранному языку в специальных коррекционных классах VII вида. [Электронный ресурс] – URL: http://dopoln.ru/literatura/189707/index.html (18.08.2014).
  10.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. Create PDF files without this message by purchasing nova PDF printer (http://www.novapdf.com) II. Молодые исследователи социальной работы
  11.  Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) / Р. Жаворонков // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 22–28.
  12.  Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)? [Электронный ресурс]. — М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index. php?p=teor_mpio, свободный. .
  13.  Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. – М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. –– Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio, свободный.
  14.  Основные принципы инклюзии — Иллюстрация [Электронный ресурс] // Сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов (РООИ) «Перспектива». – М., 2005. – Режим доступа: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612, свободный.
  15.  Понятовская О. Такие же, как все / О. Понятовская // Социальная защита. – 2004. – № 2. – С. 10–13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена (специальность "Поварское и кондитерское дело")

Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», на...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...