Технология развития критического мышления
презентация к уроку

Бобрик Светлана Владимировна

Одним из наиболее эффективных способов целенаправленного развития интеллектуальных умений является использование технологии «Развитие критического мышления». Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_rkm.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка «Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант

Слайд 2

Базовое положение концепции фундаментального ядра 1. развитие личности в системе общего образования, которое обеспечивает прежде всего формирование УУД 2. Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Слайд 3

Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения их, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. самоконтроль, целеполагание и рефлексия

Слайд 4

Методические принципы инновационного урока Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный : знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность : обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока. Рефлексивность : учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока. Импровизационность : учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Слайд 5

При конструировании учебных занятий по предмету «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом - содержанию учебного материала . Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить » : в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся , его учебная деятельность.

Слайд 6

СЕГОДНЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI ВЕКА ДОЛЖЕН: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 7

«Иностранный язык как никакой другой предмет способствует умственному развитию учащихся» В. Г. Белинский

Слайд 8

« Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…» Е. И. Пассов

Слайд 9

Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе; формируют интеллектуальные качества личности; вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования .

Слайд 10

Разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Цель - развитие мыслительных навыков обучаемых, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; создание на занятии атмосферы партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Технология развития критического мышления

Слайд 11

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)

Слайд 12

« Что такое критическое мышление ? » Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Слайд 13

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Слайд 14

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет : Готовность к планированию . Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Слайд 15

Технология критического мышления дает ученику : - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни .

Слайд 16

Технология критического мышления дает учителю : - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд 17

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию КМ; метод (отдельный прием, стратегия) занятия .

Слайд 18

Работа в технологии РКМ требует от педагога ставить перед собой задачи научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Слайд 19

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Слайд 20

Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. ликвидация чистого листа - « Что я знаю по данной теме, проблеме ?» Корректировка учеником поставленных целей обучения. «Что хочу узнать и что надо знать?» Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. « Что узнал?»

Слайд 21

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. В процессе реализации стадии вызова важно: 1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. 2) Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. 3) Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Слайд 22

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела.

Слайд 23

Стадия осмысления содержания Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией; сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Слайд 24

Учитель на данном этапе: Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении; Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом; Предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном

Слайд 25

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Слайд 26

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма Стадия вызова · «Инвентаризация» · «Верите ли вы…» · «Ключевые слова» · «Тонкие» и «толстые» вопросы · Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии

Слайд 27

Стадия осмысления · ИНСЕРТ (чтение с маркировкой) · Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др. · Зигзаг · Лекция · Поиск в тексте ответов на вопросы Стадия рефлексии · Ответы на вопросы · Кластер · Синквейн · Проверка и обсуждение таблиц · Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям · Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Слайд 28

КОРЗИНА ИДЕЙ Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Слайд 29

Приём КЛАСТЕР Знаменитые люди Композиторы Художники Певцы Политики Писатели Елизавета II Черчиль Милн Диккенс ?

Слайд 30

КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания .

Слайд 32

1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы. 2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. 3 этап: осуществляется систематизация материала, собранного учащимися. 4 этап: - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Правила составления кластеров:

Слайд 33

Возможные приемы и методы Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях); . «Тонкие» и «толстые» вопросы Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...? Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».

Слайд 34

Зигзаг –групповая работа с текстом

Слайд 35

Приём «Сводная таблица» - это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения.

Слайд 36

Comparison New York Chicago Los Angeles Detroit Boston State River Climate Places of interest

Слайд 37

Рефлексия (reflection) «Синквейн» или «Пятистишье» Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; требует от ученика кратко резюмировать информацию. Метод синквейна можно использовать при изучении и закреплении лексики, с помощью данного метода можно учить составлять мини-рассказы .

Слайд 38

Алгоритм написания синквейна Синквейн

Слайд 39

Прием синквейн по теме «Технология развития критического мышления» Технология Развивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаёт Помогает обучающемуся действовать самостоятельно Сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....