Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку при реализации ФГОС в СКК
статья

Оксана Васильевна Евсеева

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Каменский

 

  • Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.
  • Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evseeva_o.v._statya.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Евсеева Оксана Васильевна

СОШ № 18, учитель английского языка

oksana.zakharova@gmail.com

+79141176659

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку при реализации ФГОС в СКК (на примере 5 «В» класса МБОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри)

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Каменский

  • Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.
  • Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.

Личностный подход получил распространение в рамках личностно-деятельностного и коммуникативного подходов к обучению.

Личностно-ориентированный подход направлен на развитие и формирование личности с набором определенных качеств.(компетенций).

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать, как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

Деятельностный подход к изучению предмета подразумевает освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям

Согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям. Деятельность ученика на уроке и во внеурочное время (при выполнении домашних заданий должна быть осмысленной).

Нормативно-правовая документация

  • В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит личностно-ориентированное образование и, в частности, профилизация старшего звена школы, как способ конкретизации данного подхода.
  • В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393) подчеркивается, что должна отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Подчеркивается необходимость отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Урок как «субъектно-объектное взаимодействие» учителя и ученика.

Классический урок представляет собой «субъектно-объектное взаимодействие» учителя и ученика, в котором ученик является объектом воздействия учителя, выполняя в первую очередь подражательные (имитационные) упражнения, позволяющие выработать определенный навык.

  • Учитель как субъект взаимодействия. (задает тему, координирует учебные действия (порядок, последовательность, качество исполнения)
  • Ученик – как объект (воспринимает, реагирует, копирует действия учителя, выполняя подражательные упражнения).

СЛАЙД   7  ЦЕЛЬ:

Формирование субъектной направленности действий учащихся на уроке и дома подразумевает развития у них большей самостоятельности в:

  • Целепостроении,,
  • Самоконтроле качества действий,
  • Контроле качества исполнения поставленных задач другими учениками,
  • Прогнозировании последующих действий и результатов

СЛАЙД   8  ЗАДАЧИ:

В контексте основных образовательных и воспитательных целей и задач способствовать:

Реализации основных принципов дидактики, обозначенных Я.А.Каменским

  • 1) принцип сознательности и активности;
  • 2) принцип наглядности;
  • 3) принцип постепенности и систематичности знаний;
  • 4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

СЛАЙД   9 – Я.А.КАМЕНСКИЙ

Ян Амос Коменский (1592 – 1670)

(чеш. Jan Amos Komensky)

  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Основные труды: Дидактика (1628-1630), Открытая дверь языков (1631), Великая дидактика (1633-1638

СЛАЙД   10  Деятельностный подход. (Леонтьев Алексей Николаевич)

Создание «моделей действий»

Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

СЛАЙД   11 ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в психологии

СЛАЙД    12  Действие – это:

4 основных компонента-характеристики понятия «действие».

  • акт сознания
  • акт поведения
  • субъектная активность.
  • предметно-социальная направленность.

акт сознания в виде постановки и удержания цели (в нашем случае познавательной цели).

акт поведения, связанный с сознанием. Поведение должно быть осознанным.

субъектная активность. Принцип активности, в противопоставление принципу реактивности.

Активен субъект взаимодействия. Реактивен ешл лбъект. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

предметно-социальная направленность. Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

От операции к действию

  • Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

СЛАЙД    13  Содержание курса «английский язык» для 5 классов СОШ (СКК)

  • Английский алфавит в картинках
  • Таблица звуков [транскрипционных знаков]
  • 12 тематических разделов

Каждый раздел содержит блок ЛЕ и РО, фонетических и грамматических правил, наглядный материал, звуковые задания.

СЛАЙД    14   Формируемые УУД

  • Личностные,
  • Познавательные,
  • Коммуникативные
  • Регулятивные (целеполагание, планирование),
  • Оценивание, самооценка

СЛАЙД    15   Общая динамика развития по предмету  в 3-4 семестрах
13 учеников (5 девочек, 8 мальчиков)

  • Положительная - 4
  • Волнообразная - 3
  • Достаточная - 4
  • Отрицательная - 2

СЛАЙД    16  Индивидуальная динамика развития по предмету

Владислав, 12 лет, 5 «В» класс

Динамика                 

  • 1-2  семестры волнообразная
  • 3 семестр положительная
  • 4 семестр положительная

Некоторые трудности:

  • произношение ЛЕ
  • Восприятие речи на слух

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преодоление основных трудностей, связанных с личными особенностями учащихся и выработка умения контролировать собственную учебную деятельность и эффективно управлять ею – основа успешного овладения программой по изучаемому предмету.

СЛАЙД    17    ЦИТАТЫ Я.А.КАМЕНСКИЙ

Литература

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№1897);
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа, 2011;
  3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009;
  4. Учебный план МБОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри для 5-х классов, реализующих ФГОС, на 2014 – 2015 учебный год, утвержденный приказом УО НРА 20.05.2014 г. № 244.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012.-202 с.
  6. Инновации в образовании, журнал / Миняйленко Н.Н., Литвиненко Н.М./ К вопросу об инновационных направлениях развития высшей школы. – М.: – 2010, № 12, декабрь, С. 89-95
  7. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц /Щукин А.Н. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 746, [6] с.; [150] фот.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят...

Индивидуальный мониторинг как важнейший инструмент в реализации личностно ориентированного подхода при обучении английскому языку в гимназии

Актуальность личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку в системе гуманитарного гимназического образования определяется концепцией индивидуального мониторинга уровня овладения язы...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку при реализации ФГОС в СКК

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку при реализации ФГОС в СКК(на примере 5 «В» классаМБОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри)...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...