ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья

Светлана Викторовна Тимофеева

    Все чаще возникает вопрос, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_timofeeva_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С.В.Тимофеева

МАОУ ДСОШ №4

Городского округа Домодедово

     Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают не только семья, работа, но и  служение Отечеству. Родина, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

   В последнее время многие ругают недавнее прошлое нашей страны, кричат о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы  она была  лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

    Все чаще возникает вопрос, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

    Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. И воспитывать это уважение необходимо еще в детстве.

    Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Преподавание ИЯ в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только в сравнении с  родной культурой.

   В учебниках нового поколения издательства «Просвещение» — УМК Spotlight каждая тема включает в себя  вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.

   Наряду с изучением реалий англоязычных стран, мы изучаем  государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи скептически. Однако, без знания традиций своей страны невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.

    В разделе Spotlight on Russia собрана информация о различных культурных памятниках России.   Тексты и задания учебника связанны с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живём. Это позволяет создать на уроках ситуации, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина. У детей развивается чувство гордости, уважения, сопереживания; появляется желание изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Прочитав информацию о достопримечательностях нашей страны, учащимся предлагается сделать мини-проекты по выбранным темам.

    Следует отметить, что использование на уроке проектной деятельности и ИКТ помогает организовать урок эффективно и интересно, делает его запоминающимся для участников этого процесса. Например, в 5 классе, изучая тему «Моя страна», учащиеся собирают информацию и готовят презентации о различных городах нашей Родины. По теме «Праздники в Великобритании» было проведено исследование наиболее популярных праздников в России и Великобритании. Учащиеся сравнили традиции празднования в двух странах, отметили особенности каждой страны. После изучения темы «Типичный английский дом», была проведена выставка работ  «Типичные дома в России». Учащиеся не только рисовали и фотографировали русские дома, но и собрали много информации об архитектурных стилях в нашей стране.

     В 8 классе мы познакомились с этикетом в Великобритании, сравнили правила этикета в России и в странах изучаемого языка. Учащиеся пришли к выводу, что, не зная правил общения в других странах, можно прослыть невежественным и грубым.

   После знакомства с темой «Традиционная английская еда», было проведено соревнование на лучшее блюдо по английским рецептам.  Учащиеся готовили блюда и рассказывали рецепты на английском языке.

   В  9 классе  раздел Culture Corner предполагает создание проекта о культурном событии в нашей стране. Мы подготовили проекты по событиям и праздникам в России, изучили традиции и обычаи разных городов нашей страны, сравнили их с традициями в Великобритании.

    Работая над темой «Символы Соединенного Королевства и Северной Ирландии», мы говорим и о символах России, сравниваем историю, например, государственного флага Соединенного Королевства и Российской Федерации, находим сходства и различия, сравниваем, обсуждаем.

       На уроке происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют сходства и различия, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

   При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

   Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им использовать в  беседе те факты и сведения, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни,  в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем лучше они знают  родную  культуру, тем плодотворнее будет проходить работа по ознакомлению с иноязычной  культурой.

   Можно приводить много других примеров работы по воспитанию школьников на материале УМК Spotlight. Главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь выпускнику школы сделать правильный профессиональный выбор, уметь общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и воспитать достойного гражданина России, патриота своей страны, человека, который уважительно относится к истории, культуре, традициям других национальностей и стремится рассказать на иностранном языке об историческом и культурном наследии своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка

Одним из методов коммуникативного обучения иностранным языкам (цель которого имеет четыре функций: познавательного, ценностно-ориентационную, этикетную), в частности, немецкому, является проектн...

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка

  Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Преподавание ИЯ в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, право...

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка

Статья содержит основные моменты по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся на уроках английского языка.Этому способствует коммуникативная направленность предмета,его обращенность к изучению б...

Программа гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка

Программа разработана с целью воспитания школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирования гражданской ответственности, любви к Родине, развития общегражданской идентичности чере...