Программа гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка
материал

Программа разработана с целью воспитания школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирования гражданской ответственности, любви к Родине, развития общегражданской идентичности через обучение иностранному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


ВВЕДЕНИЕ

Педагогика ‒ это наука не только об обучении, но и также о воспитании личности в детско-юношеском возрасте. В рамках образовательного процесса для обучающихся проводится немалое количество воспитательных мероприятий с целью гармоничного формирования и развития их личности. В настоящее время особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию школьников, так как именно подрастающее поколение будет определять пути развития государства в будущем. В этот период формируются и развиваются две социально важные роли личности ‒ гражданин и патриот. От того, насколько успешно обучающимися будут освоены эти роли, будут зависеть многие сферы развития государства и общества.

Гражданско-патриотическое воспитание ‒ это комплексный целенаправленный процесс формирования у учащихся любви и сопереживания к Родине, осознании своего места в обществе, а также развития активной гражданской позиции. Для осознания учащимися важности и необходимости такого аспекта воспитания используется комплексная система мероприятий по формированию необходимых знаний, навыков, умений. Это могут быть как тематические классные часы, так и походы в культурные учреждения, беседы, семинары, встречи с ветеранами, литературные и исторические гостиные и многое другое.

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках уроков иностранного языка позволяет школьникам взглянуть на уже известные сведения, факты под другим углом. Это способствует тому, что в процессе обучения иностранному языку учащиеся не только приобретают речевые навыки другого языка, но и приобретают новые знания, умения для формирования гражданско-патриотического потенциала, укрепляют эти знания и расширяют свой кругозор. Таким образом, учащиеся могут рассказывать и о культуре страны изучаемого языка, и о культуре своей Родины на иностранном языке, могут делиться этой информацией носителями других языков, больше общаться и проявлять интерес к изучению различных сфер науки и культуры как на родном, так и на иностранном языках. А это в свою очередь является основой для гражданско-патриотического воспитания, формирования личности и развития чувства любви к Родине.

Цель программы: воспитание школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирование гражданской ответственности, любви к Родине, развитие общегражданской идентичности через обучение иностранному языку.

Задачи программы:

  1. Формировать через призму иностранного языка представления и знания как о своей малой Родине, так и о России в целом, способствовать расширению этих знаний у учащихся;
  2. Развивать гражданственность учащихся, способствовать формированию гражданской ответственности;
  3. Обеспечивать активное участие учащихся в уроках и мероприятиях гражданско-патриотического плана на иностранном языке;
  4. Развивать и поддерживать в учащихся чувство патриотизма, любви к Родине.

Этапы программы

1 этап: подготовительный (организационный)

Задачи этапа:

  • Изучение теоретической и нормативной базы по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка;
  • Диагностика и выявление особенностей проведения уроков такой направленности;
  • Анализ возможностей реализации программы в конкретном учебном заведении, подготовка условий для успешной организации работы;
  • Подбор методологических приемов для проведения уроков гражданско-патриотического направления на уроках иностранного языка.

2 этап: практический (основной)

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка.

Задачи:

  • Применение полученных в результате подготовительного этапа знаний и наработок по обучению иностранному языку в рамках гражданско-патриотического направления;
  • Корректировка и обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • Активное участие и вовлечение учащихся в работу по гражданско-патриотическому воспитанию на занятиях по иностранному языку;
  • Разработка собственных методических рекомендаций по проведению уроков иностранного языка по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Соблюдение правил и норм проведения уроков, анализ и мониторинг процесса реализации программы.

3 этап: аналитический (заключительный)

Цель: анализ результатов реализации программы в учебном году

Задачи:

  • Оценить эффективность введения программы в образовательную деятельность по критериям;
  • Выявить проблемы и затруднения при реализации программы, найти пути решения и скорректировать программу на основе полученных выводов.

Критерии эффективности программы

  1. Активная работа и включенность обучающихся в мероприятия гражданско-патриотического плана;
  2. Положительная динамика развития гражданско-патриотического потенциала учащихся;
  3. Умение учащихся самостоятельно подбирать и интерпретировать необходимую информацию;
  4. Умение работать как самостоятельно, так и в группе, коллективе;
  5. Формирование и развитие у учащихся таких аспектов личности и ценностей, как:
  1. Любовь к Родине;
  2. Уважение окружающих людей, природы, культуры родного края;
  3. Общегражданская идентичность;
  4. Сопереживание ближнему;
  5. Активная гражданская позиция;
  1. Развитие речевых навыков на иностранном языке, укрепление общекультурных знаний;
  2. Готовность учащихся проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию или же помогать в их подготовке.

Ожидаемые результаты:

  1. На уровне образовательного учреждения:
  1. Введение программы гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка;
  2. Повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  3. Формирование методологической базы проведения уроков гражданско-патриотического направления;
  1. На уровне учеников:
  1. Расширение и укрепление знаний о Родине, Малой Родине, о правах и обязанностях гражданина, о патриотизме;
  2. Формирование у учащихся чувства любви к Родине, гордости за свою Родину, эмпатии, желании помочь ближнему;
  3. Активное участие в проводимых мероприятиях, желание много работать и узнавать новое;
  4. Желание продолжать работу над развитием гражданственности, патриотизма.

Социальная и воспитательная значимость реализуемой программы

Социальная значимость проводимой программы заключается в необходимости развития у современных учеников чувства патриотизма, гордости за свою Родину, активной гражданской позиции. Это необходимо для того, чтобы в будущем нынешнее поколение не допускало ошибок прошлого, развивало общественную деятельность, принимало активное участие в развитии государства и повышении национального самосознания.

Воспитательная же значимость отражает необходимость формирования осознания обучающимися ценностей, ориентиров для гармоничного формирования личности в различных аспектах. Только при комплексной работе педагога, совместной деятельности с детьми достижение этих целей будет реальным, что, в конечном счете, будет направлено на повышение гражданственности среди учащихся.


План мероприятий по реализации программы на учебный год

Наименование мероприятия

Период исполнения

1

Разработка теоретического материала, приемов и средств проведения уроков иностранного языка, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Постоянно

2

Разработка сборника методических рекомендаций по проведению уроков иностранного языка гражданско-патриотического плана

Постоянно

3

Проведение тематических уроков на иностранном языке, посвященных различным аспектам гражданско-патриотического направления

В течение года

4

Организация и обеспечение активного участия конкурсов сочинений, стихотворений, рассказов на иностранном языке по гражданско-патриотической тематике

2 полугодие

5

Организация и проведение конкурса чтецов на иностранном языке по стихотворения на военную тематику

1 полугодие

6

Участие в общешкольных мероприятиях, связанных с гражданско-патриотическим направлением (День народного единства, день защитника Отечества, день России и т.п.)

В течение года

7

Проведение встреч с интересными личностями, носителями языка в рамках занятий по гражданско-патриотическому направлению

В течение года

8

Организация экскурсионной деятельности, посещение музеев, выставок, конференций в рамках обучения иностранному языку

1 полугодие

9

Проведение междисциплинарных уроков с другим учителем-предметником, посвященных гражданско-патриотической тематике

2 полугодие

10

Организация школьных праздников или активное участие в них (школьные спектакли, фестивали, выставки, конкурсы)

В течение года

11

Показ и обсуждение кинокартин, мультфильмов, документальных фильмов на иностранном языке на гражданско-патриотическую тематику

1-2 раза в полугодие

Тематическое содержание программы

Для начальных классов:

  1. My little homeland
  2. My family ‒ my fortress
  3. What do I know about my country?
  4. My favourite attraction of the city
  5. How I help around the house
  6. Family traditions
  7. My favourite holiday of the year
  8. Heroes of our country
  9. Who is a patriot?
  10. The capital of Russia is its heart
  11. Why is it important to help the younger and weaker ones?
  12. National symbols of Russia

Для средних классов:

  1. Guests from abroad in my city: guide of tourist attractions
  2. Outstanding personalities of Russia in the 20th century
  3. The history of my street
  4. I am a responsible Russian citizen
  5. How do I protect my motherland?
  6. If you help at home ‒ you help your country
  7. State symbols of my little homeland
  8. The history of a museum in my city
  9. Russian citizen in 50 years: what’s going to change?
  10. School education and I
  11. Russian regions and their history
  12. I do care about nature

Для старших классов:

  1. Russia 100 years ago
  2. Rights and obligations of a Russian citizen
  3. Horrors of the Great Patriotic War
  4. The idea of patriotism in fiction literature
  5. Breakthroughs of eminent scientists of my city
  6. Outstanding personalities of Russia in the 21st century
  7. Guide to the main attractions of Russia
  8. What does it mean to be a patriot in the modern world?
  9. 10 values of a Russian citizen


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.

Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....

Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...