Занимательная литература страны изучаемого языка
рабочая программа (11 класс)

Елена Шепетун

Элективный курс по английской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_angl.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

   Сегодняшние школьники знают, что без владения английским языком выбор их будущей профессии может оказаться значительно суженным, поскольку практически невозможно найти область деятельности, в той или иной мере не связанную со знанием этого языка.

   Реализация идеи как предпрофильного, так и профильного образования способствует не только расширению возможностей углубленного языкового образования, но и развитию творческо-личностного потенциала учащихся.

           Предлагаемый школьный курс «Удивительная классика» относится к числу  для  расширения кругозора учащихся, и рассчитан на три года обучения (9, 10,11 классах -1 час в неделю).

          Курс «Удивительная классика Англии и Америки» призван через знакомство с лучшими образцами англоязычной поэзии и прозы способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.

   Чтение художественной литературы окажет существенное влияние на интеллектуальное развитие обучающихся, на духовное и эстетическое обогащение личности, на умение критически ориентироваться в художественном материале, поможет развить художественный вкус.

   От существующей программы курса «Художественная литература Британии», опубликованной в «Сборнике программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку»; М. «Глобус», 2007 (стр.19), данная программа отличается тем, что не ставит своей целью знакомство учащихся с основными направлениями, видами и жанрами художественной литературы.

   Основной целью  курса является: научить учащихся ориентироваться в мировой литературе и воспринимать произведения англоязычной литературы как уникальную часть мировой культуры.

   Образовательная ценность курса заключается:

- в приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям через знакомство с произведениями великих английских и американских писателей;

- в осознании безграничности смыслового потенциала художественного текста;

- в осознании того, что даже самый замечательный перевод не может в полной мере заменить оригинальный текст произведения.

Этот курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

- развитие лингвистической компетенции  (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения);

-  развитие социокультурной компетенции, (расширение знаний культурных особенностей носителей языка, их традиций, норм поведения, этикета и умения понимать и адекватно использовать их в процессе общения);

- развитие социолингвистической компетенции, (умения выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения);

- развитие дискурсивной компетенции, (умения строить целостные и логичные высказывания в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов);

- воспитание чувства гармонии и сопричастности к мировой литературе.

        Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

-  расширить нравственный кругозор обучающихся;

- познакомить обучающихся с произведениями талантливых мастеров художественного слова;

- расширить филологический кругозор обучающихся;

- в области говорения: обучать аргументировано выражать свое мнение о поведении главных героев, о прочитанном;

- в области письма: совершенствовать навыки составления плана и написания эссе, описания впечатлений о прочитанном тексте;

- в области аудирования: совершенствовать умения слушать аутентичные художественные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации, с детальным пониманием;

- в области чтения: совершенствовать умение читать аутентичные художественные адаптированные и оригинальные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием, развивать начальные навыки литературного перевода.

   В результате прохождения курса обучающиеся

* узнают основные факты биографий и творчества писателей Великобритании и США;

* значительно расширят лексический запас;

* научатся:

                  - давать характеристику литературным персонажам;

                  - отделять основную информацию от второстепенной;

                  - обобщать описываемые факты;

                  - превращать тексты рассказов в тексты пьес;

                  - аргументировать мысли и суждения;

                  - передавать при переводе точный смысл предложения или текста;

                  - выносить развернутое оценочное суждение об образах        

                    литературных героев с привлечением фактологической

                    информации.

2. Структура курса, организация обучения и контроля.

      Курс рассчитан на 90 учебных часов (по 30 часа в каждом учебном году при одном часе занятий в неделю) и состоит из двух блоков.

1 блок (9 класс)- состоит  из следующих тематических разделов:

1. Специфика формирования английского языка.

2. Британия в средние века.

3. Литература эпохи Возрождения.

4. Литература эпохи Просвещения.

Каждый раздел предваряется исторической справкой, которая дает учащимся представление о данном периоде: смене монархий и династий, господствующих сословий, развитии философии, искусства, архитектуры  и жизни народа в целом.

    Первый блок построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких как история Великобритании и мира в целом; литература и иностранный язык.

    Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют требованиям к владению АЯ в системе уровневых стандартов Совета Европы-В1- intermediate.

В рамках данного блока решаются следующие задачи:

        - расширяется нравственный и филологический кругозор обучающихся;

        -обучающиеся изучают теоретический материал о наиболее известных английских писателях и поэтах до конца 18 века;

        - овладевают навыками работы с аутентичными текстами различных стилей, в том числе с адаптированными и оригинальными текстами стихов У. Шекспира и Р. Бернса;

       - осваивают навыки составления плана и написания эссе;

      - значительно расширяют лексический запас.

         

2 блок (10-11 классы) состоит из следующих тематических разделов:

         1. Литература 19 века.

         2. Литература 20 века.

         3. Современные писатели и их произведения.

Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют уровню В2-upper intermediate.

   Второй блок, так же как и первый, посвящен знаменитым писателям и содержит биографические данные и описание творчества. Но биография писателей не самоцель - фактов о жизни и творчестве недостаточно для понимания произведений и развития литературного вкуса, поэтому основная задача второго блока - чтение оригинальных литературных произведений и работа с видеоматериалами снятыми по этим произведениям.

  В данном блоке, кроме формирования механизма работы с аутентичными текстами различных стилей,  говорения и письма развиваются навыки:

  1. аудирования- за счет выполнения таких заданий как :
  • прослушивание текста с одновременным проговариванием его за диктором;
  • прослушивание текста и воспроизведение его содержания по памяти, без каких-либо опор;
  • передача смысла прослушанного с помощью ключевых фраз с последующим воспроизведением первоначального текста.
  1. лексический запас расширяется не только за счет заучивания новых слов и выражений, но и за счет:
  • толкования слов;
  • проведения синонимических замен;
  • передачи информации другими словами;
  • группировки слов, словосочетаний и разговорных клеше по темам.

       Таким образом, помимо воспитательной и развивающей задач данный блок имеет большое практическое значение. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт на уроках литературы и английского языка, а так же при подготовке к олимпиадам и к экзамену.

       Основная форма обучения - урочная и самостоятельная работа обучающихся.

   Урочная форма обучения проводится в виде занятий в кабинете английского языка с использованием магнитофона или в кинозале с использованием видеомагнитофона и интерактивной доски для мультимедийных наглядных пособий и презентаций. Самостоятельная работа осуществляется главным образом дома.

   Каждая глава программы состоит из 3 образовательных блоков: теория, практика, творческое задание.

  Одной из форм проведения теоретических занятий может быть лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучающихся в роли лекторов по заранее подготовленным темам. Задания, предлагаемые в ходе лекции помогают:

  • практиковать  умение выделять главное,
  • вести конспект лекции,
  • тренировать память.

  В основе практической работы лежит выполнение литературного перевода, написание плана для пересказа, эссе, сочинения. Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.          

          Творческие задания включают в себя создание инсценировок, озвучивание отрывка фильма по произведению или дублирование отрывка на английский язык.

   В содержание курса включены итоговые контрольные уроки, которые представляют собой тесты и викторины.

  1. Формы контроля.

     Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля:

  • вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
  • выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста;
  • перевод;
  • микродоклады и сообщения;
  • взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачетных заданий, викторин и их проведение в классе;
  • тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;
  • написание сочинений, эссе.

4.Ожидаемые результаты обучения.

   Изучение данного курса должно обеспечить развитие у обучающихся следующих умений и навыков:

- раскрытие содержания текста, высказывание суждения об образах литературных героев и т.д. в монологической форме;

- участие в обсуждениях и отстаивание своей точки зрения;

- анализ отрывков оригинальных художественных произведений;

- перевод отрывков оригинальных художественных произведений;

- письменное изложение мыслей по поводу литературного произведения.

4. Учебно-тематическое планирование.

п/п

Темы занятий и подтемы

Кол.

часов

Виды деятельности, формы и методы проведения.

Формы контроля.

I

Специфика формирования английской культуры.

1. Краткая история английского языка.

2.Легенды о короле Артуре.

3. «Беовульф»-первый шедевр британской литературы.

3

Лекции. Составление плана для пересказа. Перевод отрывка из «Легенд о короле Артуре».  Анализ отрывка художественного произведения

Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Выделение ключевых слов с последующим воспроизведением лекции. Монологическое высказывание по теме.

II

Британия в средние века.

1.Особенности социального и культурного развития Британии в средние века.

2. Жизнь и творчество Дж. Чосера. «Кентерберийские рассказы.»

7

Лекция. Перевод отрывка из «Кентерберийских рассказов.» Анализ отрывка. Переделывание текста стихотворения в прозу.

Пересказ исторической справки. Монологическое высказывание по теме. Анализ перевода. Анализ отрывка художественного произведения. Тестовые задания на аудирование

III

Литература эпохи Возрождения.

1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения.

2. Англия эпохи возрождения.

3. Томас Мор и его «Утопия».

4. Шекспир и его творчество.

10

Лекция. Техника чтения. Анализ сонетов. Аудирование.

Видеоуроки.

Подготовка проекта по творчеству Шекспира.

 Монологические высказывание. Дискуссия по проблемам «Утопии». Обсуждение санетов. Написание эссе. Декламация отрывков из произведений. Защита проектов.

IV

Литература эпохи Просвещения.

1. Социально-историческая характеристика эпохи Просвещения.

2.Даниэль Дефо и его творчество.

3. Джонатан Свифт и его творчество.

4. Роберт Бернс и его творчество.

5. Александр Поуп и его творчество.

10

Лекции.

Видеоурок по фильму «Робинзон Крузо». Подготовка к дублированию отрывков из фильма на русский язык. Подготовка к дискуссии по книге «Робинзон Крузо».

Подготовка к дискуссии по книге «Путешествие Гулливера».

Техника чтения, анализ стихов, перевод в стихотворной форме на русский язык стихов Р. Бернса. Лекция по творчеству А. Поупа.

Монологические высказывания. Пересказ главы из книги «Робинзон Крузо». Дублирование отрывков из фильма. Дискуссия «Положительный ли герой Робинзон?» Викторина по книге «Путешествие Гулливера». Викторины по творчеству Р. Бернса и А.Поупа.

Декламация стихов Р.Бернса.

Итого: 30 часов

                                  10 класс

V

Литература 19 века.

1. Особенности развития английского общества в 19 веке.

2. Писатели 19 века и их творчество.

а) Чарльз Диккенс;

б) Шарлота Бронте

в) Льюис Кэрролл

г) Оскар Уальд;

д) Артур Конан Дойл;

е) Джером Клапка Джером;

ж)  Редьярд Киплинг;

3. Особенности развития американского общества в 19 веке.

а). Жизнь и творчество Эдгара По.

б). Жизнь и творчество Дж. Лондона.

в) Жизнь и творчество М.Твена

г) творчество О.Генри.

30

Лекция. Техника чтения. Анализ и перевод отрывков художественных текстов. Аудирование Пересказ..Видеоуроки.

Помощь в подготовке  к дублированию.

Монологические высказывания. Анализ переводов. Анализ творчества писателей. Анализ художественных отрывков. Анализ эссе. Пересказ отрывков из произведений.   Конкурс на лучшее дублирование фрагментов и на лучший перевод (как с английского на русский, так и с русского на английский).

11 класс

VI

Литература 20 века.

1.Вирджиния Вульф и ее творчкство.

2. Жизнь и творчество Б. Шоу.

3. Дэвид Герберт Лоуренс и его творчество.

4.Джордж Оруэлл и его знаменитые романы.

5. Вудхауз Пелэм Грэнвилл и его знаменитые литературные герои.

6. Роберт Асприн и его «литературный попкорн».

12

Лекция. Техника чтения. Анализ и перевод отрывков художественных текстов. Аудирование Пересказ. Видеоуроки.

Помощь в подготовке  к дублированию.

Монологические высказывания. Анализ переводов. Анализ творчества писателей. Анализ художественных отрывков. Анализ эссе. Пересказ отрывков из произведений.  Конкурс на лучшее дублирование фрагментов и на лучший перевод (как с английского на русский, так и с русского на английский).

VII

Литература 21 века.

1. Дэн Браун и его книги.

2. Дж. К. Ролинг и ее творчество.

3. Лорен Вайсбергер и ее известные романы-фэнтэзи.

14

Лекция. Видеоуроки. Пересказ. Аудирование. Пересказ. Видеоуроки.

Помощь в подготовке  к дублированию.Помощь учащимся в подготовке интеллектуальных викторин.

Лекция. Монологические высказывания. Дискуссия о важности стиля «интеллектуальный детектив». Конкурс интеллектуальных викторин по произведениям.

VIII

Заключительный урок-конференция «Удивительная классика».

4

Помощь учащимся в подготовке докладов, переводов, викторин.

Защита викторин, переводов, дублирования отрывков из х/ф. по пройденным произведениям.

5. Содержание программы.

Уроки 1-3

     I.   Специфика формирования английской культуры.

     1.  Краткая история английского языка.

     2.  Чтение отрывка  «Легенды о короле Артуре» .

     3. «Беовульф»-первый шедевр британской литературы.

Уроки 4-10

  1. Британия в средние века.
  1. Особенности социального и культурного развития Британии в средние века.

а) влияние завоеваний на язык и культуру Британии;

б) жизнь простых людей;

в) рост и развитие городов;

г) литература и культура.

     2. Жизнь и творчество Дж. Чосера.  «Кентерберийские рассказы»- первый  шедевр современной английской литературы.

Уроки 11-20

  1. Эпоха Возрождения.

1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения.

      а) гуманизм;

      б) развитие искусства;

      в) развитие книгопечатания;

      г) научные и географические открытия.

2. Англия эпохи Возрождения.

       а) династия Тюдоров.

       б) биография и литературное творчество Томаса Мора.  «Утопия»

       в) рассвет литературы в эпоху правления Елизаветы 1.

 3. В. Шекспир и его творчество:

       а) биография поэта и характеристика периодов его творчества;

       б) сонеты; общая характеристика;

       в) «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Генрих VIII».

       г) вклад В. Шекспира в мировую культуру.

Уроки 21-30

  1. Эпоха Просвещения.
  1. Англия начала 18 века. Социально-историческая характеристика.

а) политическая система;

б) конец династии Стюартов;

в) жизнь среднего класса

г) развитие литературы и искусства.

2. Даниэль Дефо и его творчество.

    а) памфлеты

    б) «Робинзон Крузо»- первый приключенческий роман.

3. Джонатан Свифт и его творчество.

    а) биография;

    б) поэзия;

    в) памфлеты;

    г) «Путешествие Гулливера»- роман-сатира.

4. Роберт Бернс и его творчество.

   а) стихи знакомые с детства;

   б) песнь о Хагисе.

5. Александр Поуп и его творчество.

 10 класс

Уроки 1-30

V. Литература 19 века.

1. Особенности развития английского общества в 19 веке. (Викторианская эпоха)

2. Королева и монархия.

3. Писатели 19 века и их творчество.        

    а) Чарльз Диккенс; «Рождественская песнь в прозе»; «Оливер Твист».

    б) Шарлота Бронте и ее роман «Джейн Эйр».

    в) Оскар Уальд и его эстетические взгляды; сказка «Счастливый принц»,

        «Портрет Дориана Грея».  

    г) Артур Конан Дойл - детективный жанр писателя; «Собака  

         Баскервилей».

   д) творчество Дж. К. Джерома; «юмор ситуации» в его произведениях;

        «Трое в лодке не считая собаки»; «Мое знакомство с бульдогами»;

        «Рассеянный человек».

   е) творчество Р. Киплинга; «Книга джунглей»; стихотворение «Если…»

 3. Особенности развития американского общества в 19 веке.

     Разнообразие литературных жанров.

     а) жизнь и творчество Эдгара По; «малоформатная проза»; Вильям

 Вильсон»; «Маска красной смерти»; «Падение дома Ашеров».

     б) жизнь и творчество Дж. Лондона; «Разжечь огонь».

     в) жизнь и творчество М.Твена; «Принц и нищий», «Приключения Тома

         Сойера».

     г) творчество О. Генри; «Вождь краснокожих».

11класс

Уроки 1-12

V.  Литература 20 века. Первая и вторая мировая войны и их влияние на жизнь общества. Борьба идей в литературе.

     а) творчество В.Вульф; главы из романа «Миссис Дэллоулэй»;

     б) жизнь и творчество Б. Шоу. «Пигмалион»;

     в) творчество Д. Лоуренса; стихотворение «Последний урок»; главы из

         произведений «Англия, моя Англия», «Сыновья и любовники».

     г) Джордж Оруэлл и его притча- аллегория «Скотный Двор» на    

         революцию 1917 года и последующие события в России; «роман-

        антиутопия»- продолжение «Скотного двора».

     д) Вудхауз Пелэм Грэнвилл и его литературные герои Дживс и Вустер-

         символы британского характера.

     е) творчество Роберта Асприна; главы из фантастического романа «Холодная война наличных»; «литературный попкорн» мифических историй.

Уроки 13-26

  1. Дэн Браун и его интеллектуальный детектив «Код Давинчи».
  2. Дж. Роулинг. Романы о Гарри Потере.

        3. Лорен Вайсбергер и ее известные романы-фэнтэзи «Дъявол носит Прадо»; «У каждого своя судьба».

Уроки 26-30

 Заключительный творческий отчет обучающихся по теме «Удивительная классика».

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Трусова В.Р. «Английская литература»;  Учебное пособие для школ с углубленным изучением английского языка; М. «Просвещение» 2004.
  2. Ю.Б. Голицынский « Great Britain» Каро, Санкт-Петербург , 2005
  3. К. Васильев “Английская литература»; Санкт- Петербург «Авалон», 2002.
  4. Шишкина Т.Н. «What is the English we read”; «Универсальная хрестоматия текстов на английском языке»; МГУ им. Ломоносова, Факультет иностранных языков, 2003.
  5. «Literature Guide for Russia”; Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; “Macmillan”, 2005.
  6. David McDowall. “All illustrated history of Britain”; “Longman”, 2003.
  7. Ethel Tiersky. “The USA”; “Longman”, 2006.
  8. Diana L. Friend-Booth. “Project Work”, “Oxford”, 2006/
  9. “Penguin Classics”
  1. Geoffrey Chaucer “The Canterbury Tales”;
  2. Charlotte Bronte “Jane Eyre”; “ Sense and sensibility”, “Pride and prejustise”
  3. Oscar Wilde “The Picture of Dorian Gray”;
  4. “Stories from Shakespeare”;
  5. Charles Dickens “Great Expectations and others”; “Oliver Twist”;
  6. Edgar Allan Poe. “Tales of Mystery and Imagination”.
  1. Jerome K. Jerome. «Three Men in a Boat (to say nothing of the dog)”; “Short Stories”; М. «Радуга», 2004.
  2. Arthur Conan Doyle “Stories”; М. «Айрис Пресс», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)

ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...