Повышение мотивации к изучению английского языка. в старших классах.
проект (8 класс)

Мугинова Альфия Мухтаровна

Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению? Предложите средства, которые необходимо использовать учителю для  развития мотивации учения у школьников (на материале преподаваемого Вами предмета).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_shkolnikov_k_ucheniyu.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению? Предложите средства, которые необходимо использовать учителю для  развития мотивации учения у школьников (на материале преподаваемого Вами предмета).

Пояснительная записка

     С каждым годом английский язык проникает во все сферы нашей жизни. Это определяется многими факторами: экономическими, политическими, стратегическими, культурными и бытовыми.  В настоящее время английский язык окончательно превратился в международный язык общения. Изучение языка в современном мире становится все более актуальным. В связи с этим перед преподавателями и учителями стоит важнейшая задача – создать обстановку иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям.  Это особенно актуально в связи с принятием новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. 

     Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Практический опыт  также убеждает нас, что главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка, ведь  именно мотивация вызывает целенаправленную активность. Формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике,  быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, слушать, понимать и петь популярные песни на английском языке, смотреть  любимые фильмы без субтитров или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками.

     Предложенные средства  развития у учащихся мотивации к изучению предмета:

- учитывают их возрастные особенности. Анализ уровня познавательного интереса к изучению английского языка показывает, что среди младших школьников наблюдается высокий уровень интереса к изучению иностранного языка. Детям представляется захватывающей и интересной способность говорить на другом языке. Кроме того, занятия на данном этапе обучения иностранному языку проводятся больше в игровой форме, что само по себе является достаточно сильным стимулом учения. Но в среднем звене, в 7-8 классах, на смену игровому содержанию приходит изучение достаточно объемного лексико-грамматического материала, запоминание огромного количества новой информации, чтение  текстов - все то, что связано с повседневной кропотливой работой, необходимой для овладения иностранным языком.
Именно в этот период, на средней ступени обучения, возникает необходимость в повышении интереса к изучению иностранного языка.

 - учитывают влияние мотивации учения на развитие личности ученика. Следует отметить, что если мотив для школьника имеет личностный смысл, то это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, когда обучающийся с удовольствием работает над освоением учебного предмета, активно ищет дополнительные знания за пределами школьной программы, обнаруживает широкую любознательность. А учитель на уроке предоставляет учащимся самим определить свою роль в выполнении тех или иных заданий.

 - учитывают  положительное влияние внеурочной деятельности учащихся на развитие интереса к изучению иностранного языка. С помощью многих из предложенных средств оказалось возможным планирование успешной внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность создает условия для более полной реализации потенциала обучающихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной деятельности  можно применять: концерты, инсценировки, игры, викторины, выпуск  газеты, придумывание и разгадывание кроссвордов и ребусов. Таким образом, внеурочная деятельность является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету.

 - учитывают и соответствуют возможностям внешкольной образовательной среды для развития мотивации, что позволяет создать благоприятные психологические и педагогические условия. Благодаря этому, педагог может полноценно работать, используя современные методы обучения, проектировать и осуществлять внешкольную деятельность, а у воспитанников имеются прекрасные возможности для раскрытия способностей и потенциала. Уроки, проведенные в библиотеке или музее по соответствующим темам являются тому ярким примером..

 - позволяют стимулировать развитие положительной мотивации учения. Немаловажное значение имеет  применение эмоциональных методов таких, как учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, поощрение, создание ситуаций успеха. Последний метод особенно эффективен в работе с учащимися с низким уровнем мотивации и проблемами в обучения.

- предусматривают использование современных средств оценивания мотивации учения. Мотивирующая деятельность пронизывает весь учебный процесс от начала до конца. Школе требуется такая система оценивания, которая точно и объективно позволяла бы оценивать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях обучающихся, о достижении ими планируемых результатов обучения. При оценивании знаний педагог может применять специальные опросы, тесты, контрольные работы, тренажеры.

 - позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, направленное на развитие учебной мотивации учащихся. Некоторые  наши проекты, мероприятия имели тесную межпредметную связь и были осуществлены совместно с педагогами других отделений. Проведение интегрированных уроков – один из способов такого взаимодействия. Также важное значение имеет сотрудничество с родителями. Открытые уроки с приглашением родителей – яркий тому пример. 

 - способствуют применению современных технологий обучения.  Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся. Применение технологии  личностно – ориентированного  обучения предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Также эффективны технология проблемного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, создание ситуации успеха, информационно – коммуникационные технологии.     

- позволяют проектировать содержание и формы внеклассной работы по предмету, направленные на развитие мотивации учения. Внеклассная работа по предмету  дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, концертов, тематических вечеров и т.д.) способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка, улучшению качества знаний, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению раннее изученных слов и выражений, расширению словарного запаса. Такая работа ставит не только учебные, но и воспитательные задачи; учащиеся знакомятся с традициями, обычаями и культурой другого народа, его литературным наследием.

     Что же мы понимаем под мотивацией? Мотивация – это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речи, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка. Выделяют внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация – это широкая социальная мотивация, т.е. общепринятое в обществе мнение о том, что каждый образованный человек должен владеть английским языком, она нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация подразделяется на несколько подвидов – 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности – «язык пригодится в жизни», 2) коммуникативная мотивация – «нравится общаться на иностранном языке», или «язык удовлетворяет мои интересы», 3) учебная мотивация – это интерес учащихся к английскому языку как к учебному предмету, т.е. «интересно читать, выполнять упражнения». Данный вид мотивации имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Любая деятельность, как правило, вызывается совокупностью мотивов, которые совместно активизируют деятельность.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; при которых учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

     Поэтому, свою задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. В данной работе мне хотелось бы представить свой опыт решения задачи, связанной с повышением уровня мотивации учащихся, предложить средства для ее развития, которые были опробованы мной в моей педагогической деятельности. В ходе подготовки и проведения собственных уроков я использую различные приемы и методы, найденные в методической литературе, заимствованные из опыта других учителей или придуманные мной самой.

     1.Игровые технологии. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения. Л.С. Выготский говорил, что игра  ведет за собой развитие.

      Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

    При работе со словарными словами использую игру «Снежный ком». Первый ученик называет одно из словарных слов, второй ученик повторяет это слово и называет свое и т.д. В рамках личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку я предлагаю начать игру более слабым ученикам, т.к. к концу игры список слов возрастает. Игра не только способствует совершенствованию навыков произношения, но развивает память и внимание.

     Еще одна игра при работе со словарными словами – игра с мячом. Я по очереди бросаю мяч обучающимся и называю слово на английском языке, они возвращают мне мяч, называя перевод слова или наоборот.

     Младшим школьникам очень нравятся игрушки. Их можно использовать во многих случаях: при изучении лексики по теме «Животные», «Цвета», прилагательных для описания внешности или эмоционального состояния, конструкции «I have», «I can». Например, предлагаю на английском языке взять со стола конкретную игрушку или на выбор и сказать, что есть у обучающегося (какого цвета его игрушка, как выглядит, что умеет или не умеет делать и т.д.). Такого рода игры исключают монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. При общей задаче для всех и едином речевом образце, каждый выражает свое коммуникативное намерение, свою мысль, а это всегда интересно.

     При отработке употребления утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений в грамматических временах использую игру в оптимистов, любопытных и зануд. Обучаюшиеся могут сами выбрать, кем они хотят быть или назначаю сама. Оптимистом может быть более слабый ученик, а любопытным и занудой более сильный. Оптимист строит утвердительное предложение, а любопытный и зануда переделывает его в отрицательное или вопросительное. Так игра позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроках иностранного языка, способствует увлекательному и эффективному овладению школьниками предлагаемым материалом, необходимым набором универсальных учебных действий.

     На первых занятиях во втором классе использую игру «Жмурки». Выбирается один ученик, которому завязывают глаза, остальные становятся в круг. Они поочередно дотрагивается до него. Водящий должен угадать имя этого ученика, задавая вопрос на английском языке: «Are you …?». Игра продолжается до тех пор, пока имя дотронувшегося не будет угадано. Так, в процессе игры школьники решают определенную коммуникативную задачу.

     2. Использование на уроках музыки, песен, стихотворений. Это создает благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства эмоции детей. Благодаря использованию песен и стихотворений, происходит более прочное усвоение и расширение лексического запаса, грамматических структур, совершенствуются навыки произношения,  достигается точность в артикуляции, ритмике и интонации, углубляются знания по английскому язык, развиваются навыки и умения чтения и аудирования, стимулируется монологическое и диалогическое высказывание, развивается как подготовленная, так и спонтанная речь.

     3. Применение на уроках образных наглядных материалов также поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение. Многие таблицы, схемы, рисунки готовлю сама. Также сотрудничаю со своими студентами художественного отделения. Так, на уроке появляются разные сказочные герои, как положительные, так и отрицательные. На мой взгляд, приход «гостя» - это не только увлекательно, но и полезно. Например, чтобы угадать, кто сегодня пришел на урок, выделить или помочь решить проблему, с которой пришел «гость», надо послушать текст. Иногда примеряя на себя роли различных сказочных героев, младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса. При изучении алфавита использую сказку о мальчике Пете, который попал в сказочную страну, где живут буквы. Все буквы яркие, необычные, вызывают интерес. Так, вместе с жителями сказочной страны  обучающиеся знакомятся с буквами, произношением, правилами чтения и лучше запоминают образ буквы.

     4. Применение мультимедийных систем, интерактивных компьютерных средств, цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов является одним из важнейших аспектов мотивации, а также совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Моим ученикам  нравятся презентации, они очень наглядны. Иногда вместо объяснения нового грамматического материала самой, эффективнее показать презентацию. В моей копилке несколько презентаций на одну тему, что позволяет мне выбрать соответствующую в зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся. Некоторые  презентации я создаю сама. Помимо презентаций включаю в работу таблицы, схемы и видеоуроки, ставшие в последнее время популярными.

     5. Онлайн-олимпиады, дистанционные олимпиады – эффективный способ самореализации и повышения образовательного уровня школьников они мотивируют на проверку собственных знаний и умений, и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению предмета.

     6. Интегрированные уроки вовлекают каждого учащегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса, побуждают учащихся к активному творческому познанию окружающей действительности. Форма проведения таких уроков нестандартна, что и делает сам урок ярким и запоминающимся. При изучении материала страноведческого характера провожу урок совместно с преподавателем географии ,государственный строй Великобритании изучаем на уроке, интегрированном с историей, с флорой и фауной англоязычных стран знакомлю в сотрудничестве с преподавателем биологии.

     7. Проектная методика – путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информацию в сети Интернет, обобщать ее, учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление, в том числе реагировать на вопросы, вступать в дискуссию, учатся анализировать работу и давать самооценку, развивать творческие способности. На уроках обучающиеся готовят проекты по разным темам: “Cinema”, “Olympic Games”, “Theatre”, “Science and Technology” и другие.

     8. Внеклассная работа позволяет учащимся преодолевать трудности в самоутверждении, раскрывает их возможности и способности, максимально увеличивает область для развития творческой и познавательной активности, а также тех способностей ученика, которые не были востребованы в неурочное время. Обучающиеся любят принимать участие в концертах, капустниках, они поют, танцуют, ставят спектакли.

     9. Групповая форма организации учебного труда также способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе.  Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учении. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы. Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Наиболее эффективными и доступными являются такие формы работы,  как драматизация, ролевая игра и  дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные  для учащихся вопросы. Используются коллективные формы работы, парные, групповые, где успех каждого материализуется в успехе всей группы. 

    10.От использования современных средств оценивания мотивации учения во многом зависит успех в обучении. В своей практике я использую в основном традиционные контрольные работы, диктанты, тестирование. Очень нравится моим учащимся запрограммированный диктант. За короткое время можно проверить усвоение материала. В настоящее время. как и многие преподаватели образовательных учреждений  достаточно широко применяю тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Использую различные типы заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установление соответствий. Тесты могут быть на бланке или компьютерные. В последнее время компьютерные тесты приобретают большую популярность, т.к. имею ряд преимуществ. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты  тестов  анализируются и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой стороны – самооценкой работы самого учителя, что позволяет внести необходимые коррективы в процессе обучения.

     11. Педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Создание на уроке ситуации успеха позволяет учащимся раскрепоститься, поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат.  

     Таким образом, я привела примеры способов и приемов развития и поддержания мотивации на уроках английского языка, в зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей. Каждый учитель применяет различные методы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование мотивации учения у школьников требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников. Это процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы Рекомендации, описанные в данной работе, я считаю, обеспечат создание устойчивой положительной мотивации учащихся, будут способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции учащихся.

     В заключение хочется сказать, что впереди много нового и неизученного, новые методики исследования, эксперименты, но то, что я иду в верном направлении для меня бесспорно. Влюбить ученика в свой предмет, помочь ему осознать собственный смысл в изучении английского языка – вот моя главная задача на сегодняшний день.

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Средства развития у учащихся мотивации к изучению предмета:

  1. Учитывают возрастные особенности учащихся

2

0

  1. Учитывают влияние мотивации учения на развитие личности ученика

2

0

  1. Учитывают особенности влияния внеурочной деятельности школьников на развитие положительной мотивации учения

2

0

  1. Учитывают возможности внешкольной образовательной среды для развития мотивации учения

2

0

  1. Позволяют стимулировать развитие положительной мотивации учения

2

0

  1. Предусматривают использование современных средств оценивания мотивации учения

2

0

  1. Предусматривают взаимодействие с учителями других предметов, педагогами  учреждений дополнительного образования, родителями в целях изучения мотивации учения школьников

2

0

  1. Позволяют проектировать содержание и технологии обучения, способствующие развитию мотивации учения

2

0

  1. Позволяют проектировать содержание и формы внеклассной работы по предмету, направленные на развитие мотивации учения

2

0

  1. Позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, направленное на развитие учебной мотивации учащихся

2

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

Языковой электронный портфолио как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

Опыт работы в этой области позволяет говорить о разных типах электронного портфолио в зависимости от его целенаправленности. Из всех возможных форм портфолио, на мой взгляд, самым интересным является ...

Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения

Создание игровых ситуаций можно рассматривать как очень важный момент в реализации педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой обсуждается использование различных игр на уроках ан...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.

Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...

Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....