Главные вкладки

    мастер-класс
    материал (9 класс)

    Мухамедова Лейсан Вазиховна

    Мастер - класс по теме "Рефлексия как этап современного урока иностарнного языка в условиях ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_po_refleksii.docx26.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

    Мастер – класс

    по теме « Рефлексия как этап современного урока иностранного языка  в условиях ФГОС»

            Выполнила:

    учитель английского языка

    Мухамедова Лейсан Вазиховна

    2016 год

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи:

    • познакомить коллег с понятием рефлексия
    • дать представление о классификации рефлексии
    • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
    • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    Ход мастер-класса

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

    Актуализация мастер-класса.

    Слайд 1 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

    Структура урока по стандартам II поколения  обязательно включает в себя урок рефлексии. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия?

    Раскрытие темы мастер-класса.

    Слайд 2 Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”.

    Рефлексия содержания мастер класса.

    Слайд 3 Я предлагаю Вам заполнить  таблицу -фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите. Приложение 2.

    Таблица для слушателей.

    Понятие

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Рефлексия

     

     

     

    А теперь давайте поразмышляем.  Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу. (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

    Слайд 4 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке  ведет к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

    • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
    • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
    • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Рефлексивная деятельность на уроке способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

    Слайд 5 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Это  размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ деятельности и её результатов.

    Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

    Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

    Слайд 6  Рефлексия бывает:

    а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

    б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

    Слайд 7   Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    • рефлексия деятельности;
    • рефлексия содержания учебного материала.

    Слайд 8 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

    Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

    Что можно применять?

    • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. слайд 9
    • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.  слайд 10

    “Мои ожидания”:

    - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

    Слайд 11   Рефлексия содержания учебного материала.

    используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    “Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Приложение 6.

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
    • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
    • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    + (плюс)

    - (минус)

    (интересно)

     

     

     

    Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).Это способ синтезирования материала. Позволяет излагать мысль в нескольких значимых  словах и выражениях.

    Слайд 12

    первая строка – название темы (одно существительное);

    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

    Слайд 13      Пример синквейна по теме «Food»

    Слайд 14  Рефлексия деятельности.

    Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

    Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

    “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

    Слайд 15     “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Приложение 8.

    Слайд 16        “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

    Слайд 17    Итог мастер-класса.

    Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    А теперь заполните пожалуйста графу таблицы – фиксация знаний. Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

    Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Рефлексия мастер-класса.

    А теперь хотелось бы подвести итого нашего мастер – класса. Раздаются карточки (плюс,минус, интересно) для подведения итогов мастер – класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

    Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

    Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

    Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

    Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н...