Языковая мастерская
методическая разработка (10 класс)

Ларчикова Яна Викторовна

Программа по дополнительному образованию для группы учащихся, изучающих иностранные языки (немецкий, испанский языки через правила английского языка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

приказом

МБОУ «СОШ № 12»

от 31.08.2019 № 459

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Гагарина 38/14,

ОКПО: 46267606 ОГРН: 1024700881039 ИНН: 4704040487 КПП: 470401001

тел/факс: 8 (81378) 21-095, e-mail: sch12vbg@gmail.com

Дополнительная общеразвивающая программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

«Языковая мастерская»

ПРИНЯТА

Педагогическим советом                                

МБОУ «СОШ № 12»

протокол от 30.08.2019 № 1

г. Выборг

2019 год


Направленность программы – социально-педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа - 14-16 лет

Срок реализации программы - 1 год

Педагог, реализующий программу – Ларчикова Яна Викторовна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

Направленность программы - социально-педагогическая.

Актуальность программы

Знание иностранного языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание оптимальных условий для формирования и повышения мотивации у учащихся к изучению немецкого языка через использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Ознакомление с иноязычной культурой является социальным заказом общества и насущной потребностью каждого его члена с целью расширения возможностей общения и познания различных мировых культур, поэтому для реализации данного запроса особую актуальность и востребованность обретают различные центры изучения иностранных языков.

Иностранный язык становится средством жизнеобеспечения общества, поэтому изучения иностранного языка и иноязычная грамотность граждан РФ способствует формированию образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность представлять свою культуру и осваивать другую. Исходя из учета индивидуальных особенностей и разных стартовых возможностей обучающихся, а также новых требований к образовательным программам, появилась необходимость разработки программы дополнительного образования «Немецкий язык для начинающих», которая обеспечивала бы построение целостного образовательного процесса, направленного на свободное общение на иностранном языке, овладение основными видами деятельности – говорением, аудированием, чтением и письмом.

Педагогическая целесообразность

Результатом обучения и развития детей по данной программе является раскрытие их индивидуального возрастного потенциала в овладении базовыми элементами иностранного языка, выработка у них элементарных навыков общения на иностранном языке.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 о направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373). URL:http://www.edu.ru/db/mo//Data/d_09/m373.html/

Отличительные особенности программы проявляются в том, что она направлена на решение целого комплекса задач. С одной стороны, данная программа позволяет развить интерес и мотивацию к изучению иностранного языка а, с другой стороны, способствует общему интеллектуальному развитию детей.

Предлагаемая программа также учитывает методические принципы построения образовательного процесса при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста:

1. Принцип учета возрастных особенностей.

2. Принцип ролевой организации учебного материала и процесса.

3. Принцип коммуникативной направленности – отбор лексического и грамматического материала, представляющего значимость для ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в естественных и бытовых условий.

4. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Принцип межпредметных связей в процессе обучения иностранному языку.

Цели программы:

  • формирование умений устного (аудирование и говорение) и письменного (чтение и письмо) общения на немецком языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и реальных потребностей учащихся;
  • знакомство обучающихся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • развитие речевых, интеллектуальных способностей, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению немецким языком.

Реализация данных целей требует решения следующих задач:

  • формирование представлений о немецком языке как средстве общения;
  • формирование элементарных лингвистических представлений, доступных старшеклассникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке на элементарном уровне;
  • развитие эмоциональной сферы и творческих способностей, фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, просьбы, высказывания и т. д.), радости познания и любознательности;
  • развитие речевых механизмов (памяти, речевого слуха, вероятностного прогнозирования, внимания и др.) учащихся, их познавательных способностей, способности к быстрому запоминанию языковой информации, анализу и систематизации речевых потоков на разных языках, особой способности к имитации;
  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и немецкоговорящих стран;
  • развитие иноязычных коммуникативных умений, т. е. умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге наиболее типичных ситуаций и сфер общения.

Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте от 14 до 16 лет.

Особенности организации образовательного процесса: учебную группу составляют обучающиеся одной возрастной группы, являющиеся основным составом объединения. Состав учебной группы постоянный. Форма обучения: очная.

Режим занятий

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество учебных часов в год – 72, всего за период обучения – 72 часа

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа в день – итого 72 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные результаты выражаются в сформированности:

  • основ гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;
  • уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и учебные результаты;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе этических, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • представления о себе как о личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми можно встретиться в повседневной жизни;
  • первичных представлений о мире зарубежных сверстников в стране изучаемого языка.

Метапредметные результаты связаны с:

  • овладением начальными формами познавательной и личностной рефлексии, умениями планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;
  • овладением навыками и умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; умениями осознанно строить и понимать устное и письменное высказывание на немецком языке в доступных типичных речевых ситуациях с учетом своих коммуникативных потребностей и возрастных и речевых возможностей;
  • умением осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • формированием общего и лингвистического кругозора младших школьников;
  • развитием речевой культуры школьников и культуры общения, а также целенаправленным приобщением учащихся к различным учебным техникам, т. е. развитием общеучебных и специальных умений, обеспечивающих эффективное овладение иноязычным общением.

Предметные результаты

Речевая компетенция

Говорение

Выпускник научится:

  • в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
  • делать устные монологические высказывания (объемом не менее пяти предложений), выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой).

Аудирование

Выпускник научится:

  • понимать содержание учебных, а также небольших аудиотекстов, построенных на изученном языковом материале и соответствующих уровню развития детей и их интересам;
  • при непосредственном общении понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке, и вербально / невербально реагировать на них.

Чтение

Выпускник научится:

  • выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;
  • читать про себя с пониманием основного содержания короткие простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;
  • читать про себя с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале.

Письмо

Выпускник научится:

  • владеть техникой письма;
  • писать короткое личное письмо или поздравление с праздником с опорой на образец.

Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки)

Выпускник научится:

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки немец-
  • кого языка;
  • соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
  • соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
  • распознавать и употреблять в речи изученные в курсе начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише) и грамматические явления.

Социокультурная компетентность

  • Выпускник усвоит:
  • названия стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на немецком языке, небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни);
  • элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в немецкоговорящих странах.

Познавательная сфера

Выпускник овладеет:

  • умением сравнивать языковые явления родного и немецкого языков;
  • умением опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
  • умением систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;
  • умением действовать по образцу при порождении собственных устных и письменных высказываний в пределах тематики начальной школы;
  • умением пользоваться справочным материалом, двуязычным словарем учебника, компьютерным словарем;
  • умением осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
  • умением переносить опыт работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке (прогнозирование содержания, составление плана, фиксация информации в таблице и др.).

Ценностно-ориентационная сфера

Выпускник:

  • получит представление о немецком языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщится к культурным ценностям другого народа через текст и визуальную информацию.

Эстетическая сфера

Выпускник:

  • овладеет элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
  • познакомится с образцами зарубежной детской литературы, образцами поэзии, фольклора и народного литературного творчества.

Трудовая сфера

Выпускник овладеет:

  • умением следовать задачам познавательной деятельности;
  • умением на элементарном уровне использовать справочную литературу.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Формы аттестации

  • Игра
  • Соревнование
  • Открытое занятие
  • Праздник
  • Конкурс

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

• Журнал

• Тестирование

• Протоколы диагностики

• Видеозапись

• Фото

• Отзывы (детей и родителей)

• Аналитические справки

• Методические разработки

• Портфолио

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • Конкурсы, соревнования
  • Праздники
  • Итоговые занятия
  • Открытые занятия
  • Игры
  • Аналитическая справка
  • Аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики
  • Портфолио
  • Олимпиада

Оценочные материалы

Основными критериями оценивания учащихся является их участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, открытых занятиях и других мероприятиях. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся: освоение речевых образцов, развитие языковой догадки, познавательный интерес учащихся в области изучения иностранного языка.

Для изучения уровня овладения иностранным языком учащимися на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы.

Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения.

В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-й год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации / контроля

Вводный курс. Wie heißt du?

5

3

2

Конкурс, тестирование, соревнование

Wir und die Anderen

20

3

17

Конкурс, тестирование, соревнование, проект

Alltag

20

4

16

Конкурс, тестирование, соревнование, проект

Glauben und wissen

20

4

16

Конкурс, тестирование, соревнование, проект

Повторение изученного материала

7

-

7

Интеллектуальная игра, конкурс, тестирование

Итого

72

14

58

Содержание программы

Раздел 1. Вводный курс. Wie heißt du?

Теория: Приветствие. Знакомство. Вежливые слова. Прощание. Как сказать, сколько тебе лет. Как сказать, какое у тебя настроение и как идут дела. Как назвать предмет. Изучение букв алфавита.

Практика: Употребление в речи вежливых слов. Представление себя и других людей. Определение своего возраста на немецком языке.

Раздел 2. Wir und die Anderen

Теория: Название стран. Заимствованные слова. Алфавит. Артикли имен существительных в именительном падеже. Счет от 1 до 12. Отрицательные конструкции. Притяжательные местоимения. Род имен существительных. Предложения с вопросительным словом и без него. Словообразование. Родительный падеж. Отрицание с «kein».

Практика: Называние / идентификация предмета. Грамматические упражнения. Как спросить о возрасте другого человека. Как спросить о предпочтениях. Как выразить интерес (отсутствие интереса). Рассказ о собственной семье. Рассказ о профессии. Формулирование предположений.

Раздел 3. Alltag

Теория: Еда и напитки. Школьные предметы, виды деятельности. Артикли в винительном падеже. Местоимение «man». Глаголы, меняющие корневую гласную. Повелительное наклонение. Модальные глаголы müssen, können. Цвета, слова, выражающие чувства. Модальные глаголы wollen, dürfen.

Практика: Выражение желаний. Озвучивание цен. Грамматические упражнения. Как давать советы. Формулирование требований. Представление о способностях. Постановка вежливых вопросов. Выражение намерений. Предлоги с Akkusativ. Вежливая форма повелительного наклонения с Sie. Сообщение времени. Беседа о свободном времени и телевизионных пристрастиях. Глаголы с отделяемыми приставками.

Раздел 4. Glauben und wissen

Теория: Средства передвижения. Места и здания. Части тела. Месяцы. Времена года. Местность. Город. Страна. Растения. Погода. Страны света. Жилое помещение. Мебель и ее размещение в доме.

Практика: Указание местоположения. Определение расстояния. Вопросы о пути. Описание пути. Постановка вежливых вопросов. Дательный падеж. Предлоги с Dativ. Слияние предлога и артикля. Описание болевых ощущений. Согласование встречи. Указание даты. Временной предлог im. Порядковые числительные.Präteritum von sein und haben. Объяснение обстоятельств дела. Беседа о деятельности в прошлом. Perfekt mit sein und haben. Притяжательные местоимения в номинативе (unser, euer). Описание жилища. Локализация местоположения. Беседа о работе по дому. Предлоги места (an, in). Предлоги дательного и винительного падежа. Вопросительные слова. Вопросительные местоимения.

Раздел 5. Повторение изученного

Практика: Диалоги на немецком. Песни. Игры. Мини-постановки.

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Немецкий язык для начинающих»

1-й год обучения

П/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

4

Wie heißt du?

Наблюдение,

анализ ответов

2

4

Ja, klar! Das weiß ich.

Анализ ответов детей

3

4

Kennst du Mafalda?

Наблюдение,

анализ ответов

4

4

Was machst du heute?

Анализ работы детей

5

4

Wie mein Vater, wie meine Mutter

Анализ работы детей

6

2

Landeskunde.

Анализ ответов

7

1

Projekt: eine Posterpräsentation

Наблюдение,

анализ ответов

8

1

Тест

Анализ работы детей

9

4

Wie schmeckt das?

Ответы детей

10

4

Warum lernen…?

Наблюдение,

анализ ответов

11

4

Brauchen Sie Hilfe?

Анализ работы детей

12

4

Der Krimi fängt gleich an!

Анализ работы детей

13

2

Landeskunde.

Ответы детей

14

1

Projekt: Eine Umfrage in der Klasse.

Наблюдение,

анализ ответов

15

1

Тест

Анализ работы детей

16

4

Wo ist das nur?

Анализ работы детей

17

4

Glaubst du das?

Ответы детей

18

4

Wer hat das gemacht?

Наблюдение,

анализ ответов

19

4

Das ist seltsam…

Анализ работы детей

20

2

Landeskunde.

Анализ работы детей

21

2

Projekt: Informationen über die Stadt

Анализ работы детей

22

1

Проверочная работа

Наблюдение,

анализ ответов

23

7

Wiederholung

Анализ работы детей

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в светлом, просторном, хорошо оборудованном помещении, рассчитанном на 15 человек. Учащиеся занимаются за столами. В кабинете есть плакаты, раздаточный материал соответствующий тематикам программы.

Информационное обеспечение включает следующие интернет-источники:

  • Deutsche Welle: https://www.dw.com/ru/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B4%D0%BD%D1%8F/s-9119
  • Немецкий язык онлайн: http://www.de-online.ru/
  • Немецкий. Информация: https://deutsch.info/ru

Реализация программы предполагает активное использование педагогом аудио- и видеоаппаратуры, а также интернет источников, сопровождающих и дополняющих содержание изучаемого материала.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс организуется в очной форме.

Реализация программы предполагает использование следующих методов:

- методы организации образовательной деятельности (объяснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, наблюдение);

- методы дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки обучающихся);

- методы проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает готовых знаний, а ставит перед детьми проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); вся учебная деятельность строиться как поиск решения данной проблемы.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Основные формы организации учебного занятия: игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог, постановка, игра, открытое занятие, праздник, экскурсия.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как: изучение нового материала; занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей; проверочные занятия; комплексные.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, наглядные пособия, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, наборы карточек и развивающих игр.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература для педагогов:

  • Krenn W., Puchta H., Rose M. Ideen 1. Lehrerhandbuch. Ismaning Deutschland, 2014.
  • Видеопрограмма по грамматике немецкого языка с приложением. Изд. интеллект.
  • Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно Видеолингафонный курс для детей «Приключения Бипа», М., 2001.
  • Дьячкова Е.В. Немецкие тесты. М., Дрофа, 2003.
  • Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М, 2007.
  • Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., Академия, 2006.
  • Радченко О.А., Иванов И.А. «Немецкий язык». М., Росмен, 1996.
  • Учебник «Немецкий язык для детей» Богданова Н.В.
  • Учебник для малышей «Немецкий язык» Дядичева А.В.
  • Ушакова О.Д. Грамматика немецкого языка. СПб, Литера, 2008.
  • Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., Академия, 2007.

Литература для детей:

  • •        Krenn W., Puchta H., Rose M. Ideen 1. Arbeitsbuch. Ismaning Deutschland, 2014.
  • Krenn W., Puchta H., Rose M. Ideen 1. Kursbuch. Ismaning Deutschland, 2014.

Бим И.Л. Немецкий язык сборник упражнений, пособие для учащихся, М. 2010.

  • Видеолингафонный курс для детей «Приключения Бипа», М., 2001.
  • Иллюстрированный учебник для детей «Kennst du das?»
  • Радченко О.А., Иванов И.А. «Немецкий язык». М., Росмен, 1996.
  • Яцковская Г.В. Учебные ступеньки. Изд-во Дом педагогики. М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Программа онлайн-площадки "Языковой кейс: мастерская речи"

Программа направлена на интенсивное интеллектуальное и речевое развитие выпускников. На основе кейс-метода демонстрируется теоретический материал с опорой на реальные события из жизни, осуществляется ...

Результаты работы по Программе "Языковой кейс: мастерская речи"

Отчёт состоит из нескольких разделов:1 кейс – введение в задачу Формирование групп и изучение критериев оценивания сочинения-рассуждения по русскому языкуСсылка  на презентацию по напи...