«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».
методическая разработка (10 класс)

 Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все эти вопросы «нет».  Время движется вперед, меняется все, в том числе и сама жизнь. Современные технологии упрощают ее, открывают безграничный ресурс знаний и возможностей. Не секрет, что общение в сети интернет бьет немыслимые рекорды по своему масштабу. Но сеть - это не только средство коммуникации, игры или готовое домашнее задание. Это безграничный ресурс новых знаний и возможностей, доступных тогда, когда тебе удобно, и там, где тебе удобно. Главный вопрос - как превратить Интернет из "ГДЗ, игр и противника образования" в одного из главных помощников в обучении и воспитании современного поколения школьников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_andreeva_m.yu_._pechat.doc47.5 КБ
Файл forumy_prezentatsiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Андреева

Учитель иностранных языков

МОУ СОШ № 7

г. Балашов

«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект  - эволюция образования».

Как и абсолютное большинство моих коллег, я люблю свою профессию и горжусь ей. Когда я была ещё студенткой института и проходила практику в школе, меня заинтересовало применение веб-технологий на уроках иностранного языка. Интернет – величайшая копилка знаний, естественно, при правильном его применении.

Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? Думаю, что «нет». Время движется вперед, меняется всё, в том числе и сама жизнь. Не секрет, что общение в «сети» бьет немыслимые рекорды по своему масштабу. Но «сеть» - это не только средство коммуникации, игры или готовое домашнее задание. Это безграничный ресурс новых знаний и возможностей, доступных тогда, когда тебе удобно, и там, где тебе удобно.

Российская система образования функционирует сегодня в стремительно изменяющемся социально-экономическом пространстве, характеризующемся глобализацией большинства процессов, расширением масштабов межкультурного взаимодействия. Все это оказывает закономерное влияние на требования, которые государство и общество предъявляют к личности образованного человека. Одним из основных требований является владение как минимум одним иностранным языком, причём владение на таком уровне, который позволил бы осуществлять полноценное межкультурное общение. Знание иностранного языка выступает сегодня как необходимое условие успешной жизни человека в поликультурном мире.

Одно из моих достижений - использование современных мессенджеров (WhatsApp, Viber, Telegram) и веб-квестов при обучении иностранному языку, и в частности – разработка методики и полноценная практическая апробация проведения дискуссии с их помощью.  

Говоря о преимуществах использования онлайн-дискуссий в обучении, стоит заметить, что мессенджеры являются в том числе и средством межкультурной коммуникации, что в рамках обучения иностранному языку является важным фактором. Без сомнения, можно сказать, что во время проведения онлайн-дискуссий на иностранном языке, в первую очередь повышаются навыки письменной речи. Режим подобного общения подразумевает также и развитие таких навыков, как аргументация, комментирование, описание, полемика, логическое мышление.

Новизна моей работы заключается в том, что мной впервые:

  • разработана вспомогательная программа (веб-квест) для самостоятельной работы обучающихся средней школы по предмету «иностранный язык»;
  • разработана методика проведения групповой дискуссии в мессенджерах и применены на практике дискуссии более чем по десяти темам на английском и немецком языках, например «Familie 2019 in BRD»; «Naturschutzgebiete in Gefahr» , «We are what we eat»; «How to break the ice»;
  • обучающиеся выступают как активные участники диалога;
  • продолжение обучения в периоды болезней/карантина, учитывая, что со смартфоном дети не расстаются.

Особенностью онлайн-диалога является то, что обучающиеся сами управляют им, создают группы, администрируют и модерируют их.

По итогам изученной темы обучающие сами выбирают важный и интересный для них вопрос. Мы тщательно готовимся, разбираем материал, находим основу для обсуждения (видео, статью или отрывок из книги) и в итоге выходим в интернет.

В качестве примера одной из последних дискуссий хочу рассказать о форуме с обучающимися 9 класса МОУ СОШ № 7 по теме «Naturschutzgebiete in Gefahr». Дискуссия проводилась согласно следующему алгоритму:

Первый этап: Для того чтобы обучающиеся в своей письменной речи использовали характерные для дискуссии (диалога) фразы и клише предлагается применять различные упражнения для их запоминания (слайд 6)

Второй этап: ознакомление, тренировка и применение в речи лексики по теме. В процессе онлайн-дискуссии очень важно, чтобы обучающиеся внимательно следили за репликами друг друга и вовремя реагировали на высказывания собеседника, поэтому на этапе подготовки дискуссии полезно проводить игры, которые тренируют обучающихся быть внимательными к мнению собеседника.

Третий этап: анализ литературы по предложенной теме, составление мини-рассказа.

Четвертый этап: аудирование текста по теме дискуссии, постановка проблемных вопросов, обсуждение после просмотра основной темы и идеи текста, использование таблиц-подсказок;

Заключительным этапом является онлайн-дискуссия, а также подведение ее итогов в ходе классной работы. Представленную групповую учебную дискуссию можно преломлять к любой теме на форуме по предмету иностранный язык.  

К сожалению, полноценное проведение онлайн-дискуссии возможно лишь на уровне среднего общего образования, так как для проведения ее необходимо, чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт, а также умели формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, и, следовательно, продуцировать более распространенное, нежели в проблемных заданиях, высказывание. В данное время я пробую внедрять использование веб-квестов с заданиями различной степени сложности для обучающихся основного общего образования. 

Стоит сделать вывод, что такой диалог обладает солидными преимуществами по сравнению с общением, которое не контролируются обучающимися и/или учителем и служит целям получения информации. Ведение тематических онлайн-дискуссий является мощным инструментом для повышения языковой компетенции, причем не только такого аспекта, как письменная речь, но и устная. Обладая высокой степенью интерактивности и предлагая пользователям аутентичное общение на изучаемом языке, форум является отличным средством для развития лингвокультурной компетенции и выступает одним из инструментов формирования языковой личности.

После практического применения моей методики, я пришла к выводу, что она действительно работает, поскольку позволяет поддерживать

- высокую учебную мотивацию школьников;

- усиливать ситуацию успеха в учебной деятельности;

- поощрять их активность и самостоятельность;

- расширять возможности обучения и самообучения;

 -развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Уважаемые коллеги, все это я применяю на практике. Мои дети с удовольствием познают новое, чувствуют себя открывателями. Каждый день мы начинаем с нашего девиза: «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». (слайд 10)

           Современное образование невозможно без инновационных технологий. Нельзя стоять на месте, и при этом двигаться вперед. Современная жизнь дает массу возможностей для образования и самообразования. О себе я могу сказать одно – я открыта к новым знаниям. Мне, как молодому педагогу, начавшему работу в условиях ФГОС, наверное, легче. Мне не нужно менять свою методику, рушить многолетний опыт. Я строю, обучаюсь, открываю. Я испытываю все новые технологии на практике. Да, результат не всегда сразу положительный, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

В данный момент основное мое внимание сосредоточено на использовании искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Да, да, именно искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – эволюция образования. Как вы уже поняли, это совершенно новый взгляд и новое направление, инновации, которые необходимы современному образованию. В данный момент завершена теоретическая часть этого проекта, следующий этап - практическое применение. Искренне надеюсь, что к следующей конференции уже появятся положительные результаты, которые, действительно, смогут удивить своей пользой.

В завершение хочется привести слова В. Сухомлинского: «Ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Все обучающиеся разные, все отличаются друг от друга степенью мотивации, работоспособностью, даже характером. Поэтому моя основная задача при подготовке урока – заинтересовать, вовлечь ребенка, поставить перед ним цель не призрачную и далекую, а достижимую, реальную. Именно поэтому я стараюсь разнообразить каждый урок с помощью новых методик, новых технологий и возможностей. Я надеюсь, что благодаря этим стараниям, все мои ученики достигнут главной цели образования – станут личностью. 

Благодарю за внимание и с удовольствие отвечу на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андреева Мария Юрьевна МОУСОШ №7 г.Балашова

Слайд 5

Этап 1 Ознакомление с характерными для дискуссии фразами и клише: Ich bin (nicht) der Auffassung, dass Das halte ich darauf an, wer/ w…/ ob… Das kommt diese Ansicht (nicht). Ich teile für richtig / für falsch Ich möchte fraglich, dass… Das scheint mir darauf eingehen

Слайд 6

Этап 2 Знакомство с лексикой по теме, её тренировка и применение: fossile Energieträgerhervorheben schadenbegrenzende Maßnahmen treffen die Schätzung (-en) urwüchsige Natur Wildschutzgebiet, n Umweltkatastrophe, f rapid = schnell verzichten auf A.

Слайд 7

Этап 3 Тренировка лексики и составление мини-рассказа: Diskussionsleiter: Die Erzählung handelt über Probleme mit der Welt, Umweltprobleme so zusagen. Es gibt viele Gründe dazu. S1 – Es ist kennzeichnend, dass unsere Welt zu unserer Verfügung steht. S2 - Man muss die Rücksicht darauf nehmen, dass unsere Tätigkeit für Ökosituation hinderlich ist.

Слайд 8

Этап 4 Аудирование текста по теме дискуссии, постановка проблемных вопросов, обсуждение после просмотра основной темы и идеи текста, использование таблиц-подсказок; 1. Was für Problem sehen wir im Fokus. 2. Was für negative Seite können wir im Wirtschaftswachstum ansehen? 3. Wissenschaftliche Untersuchungen zeigen folgendes Bild.

Слайд 9

Этап 5 Завершающий этап - обсуждение в классе реплик и высказываний в дискуссии, подведение итога дискуссии. Jeder Schüler hat eigene Meinung sehr deutlich formuliert. Trotz Ihren Meinungsverschiedenheiten haben Sie gut dieses Problem in der Umweltsituation und Ihre Gründe dazu verstanden. Interessant sind auch Ihre persönliche Ansichten auf dieses Problem.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Применение современных технологий при обучении иностранному языку

В настоящее время в педагогическую практику прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Другими с...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...