Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы
методическая разработка

Полосенко-Рублева  Нина Ивановна

Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_smeshannogo_obucheniya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы

В современных условиях цифровизации образования обществу необходимы специалисты, обладающие мобильностью и автономностью, способные быстро найти, обработать и проанализировать информацию, быстро найти выход из проблемной ситуации, постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции. В этой связи актуальной становится модификация традиционных форм обучения, а именно: создание цифровой образовательной среды, использование системно-деятельностного и индивидуального подхода в образовании, предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной траектории.

Технология смешанного обучения обладает преимуществами для эффективного преподавания иностранного языка, т.к. она объединяет («смешивает») формальные средства обучения (аудиторная работа, парная и групповая работа, выполнение письменных заданий) с неформальными (электронная почта, он-лайн курсы, мобильные приложения, интернет-конференции). Кроме того, смешанное обучение позволяет наиболее эффективно организовать рабочее время учителя и ученика и делает изучение иностранного языка увлекательным и доступным, тем самым повышая мотивацию к его изучению.

Модели смешанного обучения

На сегодняшний день не существует единой классификации моделей смешанного обучения. Однако, все они сходятся на том, что смешанное обучение может быть реализовано на двух уровнях – на уровне учебной аудитории, внутри образовательного учреждения, и на уровне личности обучающегося, включая в себя обязательное и дополнительное образование.

Существует 6 моделей смешанного обучения с разными целями, потребностями и объемами затрат.

Face-to-Face Driver (модель, направленная на подкрепление традиционного очного обучения). Преподаватель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости включая онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя аудиторную работу на компьютерах.

Rotation Model (ротационная модель). Происходит чередование традиционного очного аудиторного обучения и самостоятельного онлайн обучения в индивидуальном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; на специальном сайте).

Flex Model (гибкая модель). По большей части используется онлайн- платформа, преподаватель оказывает помощь ученикам по мере необходимости, время от времени работает с небольшими группами или с одним индивидуально.

Online Lab (онлайн-лаборатория). Онлайн-платформа используется для проведения всего курса обучения на аудиторных занятиях. Такое обучение проходит под руководством и контролем преподавателя. Данная программа может сочетаться с традиционной в рамках обычного расписания.

Self-Blend Model (модель "Смешай сам"). Обучающийся самостоятельно решает, какие из традиционных курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн-занятиями.

Online Driver Model (преимущественно дистанционное онлайн-обучение). В основном эта модель предполагает обучение в режиме онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо тьютором.

В своем выступлении хотелось бы рассмотреть конспект учебного занятия по английскому языку с применением модели «Ротация станций».

Раздел “Profession”.

Тема: “Planning your future career”

Технология: коммуникативный подход, смешанное обучение (модель «Ротация станций»)

Цели учебного занятия:

-формирование коммуникативной компетенции по теме “Future Career”;

-развитие умения социального общения в совместной деятельности;

-формирование умения обосновывать свою точку зрения на иностранном языке.

Задачи учебного занятия:

-учебная: формировать умения аудирования, чтения, устной речи (диалогическая, монологическая формы) по материалам темы “Key factors for career choice” с использованием лексического, грамматического материала (-ing and -ed adjectives);

познавательная: познакомить с основными факторами, влияющими на выбор профессионального пути;

развивающая: развивать интерес к учебно-познавательной деятельности на иностранном языке, развивать логику и целостность высказывания;

-воспитательная: формирование ценностных установок касательно будущей профессии.

Дидактический материал:

1. Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями для  контроля аудирования;
  • карточки для контроля чтения;
  • карточки-схемы Guided dialogue

2. Подкасты

  1. https://www.businessenglishpod.com/2017/08/27/925-english-lesson-14-how-to-talk-about-your-career-in-english/
  2. https://www.businessenglishpod.com/2010/05/02/bep-159-int-talking-about-your-job/
  3. http://esl-lab.com/careersearch/careersearchrd1.htm
  4. Интернет платформа для изучения иностранного языка Duolingo https://www.duolingo.com/
  5. Видео “Choosing a career”  https://www.youtube.com/watch?v=ajRj0hMqX6k

Формы работы: работа по «станциям»: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая сменный состав пар и групп.

Методы: репродуктивный, продуктивный, проектный.

Приемы: видео наглядность, работа с карточками, тестами, текстами, презентация по теме “Career Choice”, дифференциация грамматического материала на два уровня (средний и повышенный).

Структура учебного занятия:

I. Организационный момент (общая установка)

II. Работа с грамматическим материалом (Группа 1)

III. Фонетическая разминка (Группа 2)

IV. Речевая разминка (Группа 3)

V. Чтение с детальным пониманием прочитанного. (Группа 4)

VI. Аудирование с целью извлечения нужной информации (Все группы)

VII. Практика устной речи учащихся по теме “Key factors for career choice”(Все группы)

VIII. Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Заключение.

Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала обучающихся.

Советы учителю по организации смешанного обучения

Выбрав модель смешанного обучения, нужно учесть организационные моменты. Вот несколько советов по переходу на частично дистанционное обучение в школе:

1. Составьте расписание очных и дистанционных уроков, чтобы ученики и их родители понимали, когда подключаться к видеоконференциям, когда сдавать задания, а когда приходить в класс. Расписание можно выложить в открытый доступ с помощью онлайн-сервисов – например, Google Календарь или Google Таблицы. 

2. Заранее подберите все необходимые инструменты и учебные материалы для реализации смешанного обучения. Убедитесь, что знаете, как работать с Zoom и Skype, как выводить документы на экран, вести прямые эфиры в Instagram и Facebook и пользовать образовательными платформами. Протестируйте первый дистанционный урок на коллегах или друзьях. Перед уроком откройте все нужные вкладки, проверьте уровень заряда устройств и приготовьте средства связи на случай форс-мажора. 

3. Спланируйте уроки и учебную неделю. Выбрав модель смешанного обучения, по которой вы будете двигаться, спланируйте расписание занятий на неделю вперед. Решите, какие темы дети будут проходить самостоятельно, а какие нужно объяснять сразу. Пропишите сценарии уроков с обозначением примерного времени, которое займет каждое задание. 

4. Выбирая формат обучения, ориентируйтесь на возраст учеников. Чем старше дети, тем больше они могут изучать самостоятельно. В начальной школе важно соблюдать требования для безопасной работы за компьютером и следить, чтобы время работы детей онлайн в рамках дистанционного обучения не превышало нормы СанПин.

5. Для групповой работы как очно, так и в удалённом формате заранее поделите детей, дайте задание, установите срок его выполнения и объясните, какой результат ждете. Назначьте время и выберите формат для обсуждения результатов. Для групповой работы в удалённом формате подойдут онлайн-доски, на которой могут писать несколько человек одновременно, или сессионные залы в Zoom, когда конференцию делят на отдельные комнаты для обсуждения. 

Почему смешанное обучение актуально? 

1. Это отвечает потребностям детей 

Смешанное обучение – дань реальности. Жизнь онлайн и оффлайн перестали быть изолированными друг от друга, и сейчас каждый второй подросток и только каждый пятый взрослый живет в смешанной реальности.

2. Смешанное обучение можно реализовать в дистанционном формате

В таком случае занятий в классе нет, дети взаимодействуют с учителем с помощью компьютерных технологий. Такое дистанционное обучение в школе объединяет синхронную и асинхронную формы – занятия в реальном времени под контролем учителя и и самостоятельную работу с информацией. На практике это выглядит так: вебинары и видеоконференции вы чередуете с записанными уроками и заданиями на онлайн-платформах.

3. Это экономит время учителя

Смешанное обучение позволяет оптимизировать процесс обучения. Во-первых, в каждой модели смешанного обучения предполагается самостоятельная работа онлайн, и детям даётся шанс самим научиться находить информацию и перерабатывать ее. Ученики задают меньше вопросов, которые не попытались решить сами, и это экономит время учителя. Во-вторых, многие контрольные работы дети выполняют на образовательных платформах, и учитель получает данные о результатах без проверки тетрадей. В результате высвобождается время для других важных вопросов обучения.

4. Дети учатся самостоятельности

В каждой модели смешанного обучения есть самостоятельная работа на компьютере. Ученики учатся искать информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы. 

5. Вы ориентируетесь на учеников со всеми типами восприятия информации

По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Кто-то легко усвоит материал, прослушав лекцию, кому-то нужно обязательности вести записи, а кому-то необходим визуальный ряд. В смешанном обучении в школе у детей больше шансов усвоить тему – можно пообщаться с учителем, посмотреть видеолекцию, решить тест на онлайн-платформе. Все эти виды работы есть в каждой модели смешанного обучения. К тому же скорость усвоения информации у всех разная – ученикам удобнее изучать материал в своем темпе. 

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Игра занимает огромное место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в ...

Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках английского языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дистанционного обучения

Реализация  ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению  современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном ...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.Метод проектов...

Выступление на тему "Цифровая образовательная среда на уроках иностранного языка и её роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся"

Выступление на районном мероприятии для учителей иностранного языка  «Методический поезд»  «Использование современной информационно-образовательной среды на уроках иностран...

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка...