Проблемное обучение на уроках английского языка
статья

Садиева Динара Азимовна

Обучение любой дисциплине не всегда может проходить гладко. Нередко на языке педагогики можно услышать понятие – проблемное обучение. Что же такое проблемное обучение, и какие методы обучения можно выделить в частности на уроках английского языка.

    В данной статье речь пойдет как раз об этом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках английского языка

    Обучение любой дисциплине не всегда может проходить гладко. Нередко на языке педагогики можно услышать понятие – проблемное обучение. Что же такое проблемное обучение, и какие методы обучения можно выделить в частности на уроках английского языка.

    В данной статье речь пойдет как раз об этом.

Для начала, введем понятие проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогике  процесс обучения, который изменил условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

    Причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.
Творческой считается
деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке продуктивность, оригинальность мышления.  Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Что же такое технология проблемного обучения?

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

 

Классификация методов обучения



Методы



Проблемно-диалогические



Традицион-

ные


постановка проблемы


побуждающий от проблемной ситуации диалог


подводящий к теме диалог


сообщение темы с мотивирующим приемом


сообщение темы


поиск

решения


побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог


подводящий от проблемы диалог


подводящий без проблемы диалог


сообщение знаний



Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:


Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);


Поиск решения (это этап формулирования нового знания).


Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:


Побуждающий


Подводящий.


Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, так как нельзя не понимать того, до чего додумался лично.


Приемы создания проблемной ситуации


Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к формулированию проблемы


1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.


-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?


Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?


2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал


-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?


3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.


-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?




Использованнаялитература:


Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997.


Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

  Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"

Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...