Функциональная грамотность
презентация к уроку

Фирсова Ирина Михайловна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка учитель иностранных языков МОУ лицей Фирсова Ирина Михайловна

Слайд 2

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 3

Умение работать с информацией - важный метапредметный результат освоения основных образовательных программ.

Слайд 4

Естественно- научная грамотность

Слайд 5

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 6

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 7

Аспекты читательской грамотности беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Слайд 8

Современные учебно-методические комплексы по иностранным языкам способны решать задачи по развитию читательской грамотности.

Слайд 9

Задачи читательской грамотности : понимать коммуникативную цель чтения текста; определять основную мысль текста; фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; комментировать и оценивать информацию текста.

Слайд 11

В обучении иностранному языку выделяют группы читательских умений: Ориентация в содержании текста Преобразование и интерпретация текста Оценка информации

Слайд 12

Критерии отбора текстов Воспитательная ценность. Познавательная ценность. Соответствие содержания текстов возрасту учащихся. Соответствие содержания текстов уровню подготовки учащихся. Объём текста. Новизна. Аутентичность.

Слайд 13

Отличительные особенности заданий на формирование читательской грамотности Аутентичность Разнообразие жанров и типов текста Методы конкретных ситуаций (кейсов) Задания близки к реальным проблемным ситуациям Проверяют читательские умения (когнитивные стратегии и способы работы с текстом) Взяты из жизни Имитируют внешкольные ситуации Создают цель чтения Создают контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст

Слайд 14

Форматы текстов Сплошные тексты . Последовательность элементов может быть подчеркнута с помощью нумерации или числительных (первый, второй и т.д.); логические связи выделены с помощью слов указателей (поэтому, следовательно, с тех пор как и т.д.) Несплошные тексты (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы) Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Слайд 15

Форматы текстов

Слайд 16

Этапы работы с текстом: предтекстовая деятельность текстовая деятельность послетекстовая деятельность

Слайд 17

Основные приёмы работы с текстом

Слайд 18

Приём « Insert »/ «Вставка » (пометки) П риём технологии развития критического мышления через чтение Учащиеся читают текст , маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Слайд 19

Затем заполняется таблица: V + — ? Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Слайд 20

Isaac Newton Newton, one of the greatest scientists of all times was born in 1642 in the little village in Lincolnshire, England. His father was a farmer and died before Newton was born. His mother was a clever woman whom he always loved. After the school, Newton studied mathematics at Cambridge university and received his degree in 1665. Then the university was closed because of the danger of plague and Newton went home for eighteen months. It was most important period in his life when he made his three great discoveries — the discoveries of the differential calculuses , of the nature of white light, and of the law of gravitation. These discoveries are still important for the modern science. Newton had always been interested in the problems of light. Many people saw colours of a rainbow but only Newton showed, by his experiments, that white light consists of these colours . It is interesting how he discovered the law gravitation. Once, as he sat at the garden, his attention was drawn by the fall of an apple. Many people saw such an usual thing before. But it was Newton who asked himself a question: "Why does that apple fall perpendicularly to the ground? Why doesn't it go sidewards or upwards?" The answer to this question was the theory of gravitation, discovered by Newton. Newton died at the age of 84, and was buried in Westminster Abbey, where his monument stands today

Слайд 21

Приём «Тонкие и толстые вопросы» Существуют вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы ), например, Who…? When…? What…? И вопросы, на которые невозможно ответить определённо – толстые вопросы . Это проблемные вопросы, например, Explain why? If you were… would you?

Слайд 22

My Mother’s Birthday My name is Kate. My family is a typical Russian family. There are four of us. I have got a mother. Her name is Ann. She is a teacher. She is very kind. Her hobbies are singing and shopping. My mother is fond of reading detective stories. My father`s name is Peter. He is a driver. He is clever and sporty. My father is fond of fishing. My brother Nick is small. He is only four. He likes playing with his toys. We are a close and friendly family. We like to spend time and holidays together. Tomorrow it will be my mother’s birthday. My brother and I will go shopping together with our father. We are going to buy our mum a birthday present. It will be a nice scarf. She would like to have a white one. And we shall buy flowers for her, too. Tomorrow my brother and I will clean the flat. We won’t be lazy. Father will help us. Then we’ll make our kitchen clean and bright. Tomorrow we will lay the table. We would like our mother to be happy Task 1. Answer the following questions. 1. Whose birthday will the family celebrate tomorrow? 2. What present will mother get for her birthday? 3. Do you think Kate’s family is friendly? Why?

Слайд 23

Чтение с остановками 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста дети должны предположить, спрогнозировать о чём будет текст. 2 стадия - осмысление. Когда обучающиеся прочитали часть текста, они могут уточнить своё представление о прочитанном материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Здесь обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Это заключительная беседа. На этой стадии текст представляет собой единое целое. Формы работы с обучающимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Слайд 24

CLEVER MAX (1 стадия – учащиеся читают заголовок и пытаются определить, о чём пойдёт речь в тексте) Mike and Liza are going to visit their grandmother. It is her birthday today. They have cards and balloons. Mum is carrying a birthday cake. Dad is carrying a present. They are going to go to Grandma's house by car. Max, their dog, cannot go to Grandma's house with them. The car is very small. Dad opens the car and puts the present on the roof of the car. They all get inside. And off they go! The present falls down on the ground. They are at the grandma's house. She likes the cads and the balloons. She likes the cake, too. She is very happy. “Where is the present?” asks Mum. “I don't know”, says Dad. (2 стадия – чтение текста прерывается и учащиеся осмысливают прочитанный материал, задают свои вопросы учителю) There is a knock at the door. It's Max! He has Grandma's present. “You are a clever dog, Max!” they all say. Grandma's present is new pullover. She likes it very much. “What a lovely pullover!” she says. The family is very happy. And Max is happy, too. Dad gives him a big piece of cake, “Here you are, Max. Thank you very much.” (3 стадия – учитель предлагает детям ответить на вопросы по тексту) Task 1. Answer the following questions. Where are Mike and Liza going? What is Mum doing? What is Dad doing? Where is the present? Who finds and brings the present? What is the present?

Слайд 25

Приём « True or false »

Слайд 26

Приём «клоуз-тест» Этот приём для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n-е слово. Задача обучающихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные по смыслу слова, исходя из контекста.

Слайд 27

Приём «клоуз-тест»

Слайд 28

Оценка читательской грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...