Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
статья
Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
Процессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одно из основных условий обучения говорению. Ситуация (в широком смысле) - это обстановка, сочетание обстоятельств (явлений, предметов) действительности.
Не каждая ситуация содержит побуждение к речи, т. е. может называться речевой. Некоторые ситуации, какими бы жизненными и естественными они ни являлись, нельзя назвать речевыми. Обстоятельства действительности иногда не вызывают речевой реакции или оттого, что информация о ситуации не интересна человеку, или по причине отсутствия возможности для речевой реакции на воспринятую информацию (например, при отсутствии собеседника) .
Ситуативность – одна из главных психологических особенностей диалогической речи. Диалогическая речь считается преимущественно ситуативной, поэтому часто её содержание может быть понято лишь с учётом той ситуации, в которой создаётся. Ситуация общения может быть экстралингвистической, наглядно (визуально) воспринимаемой.
Речевая (коммуникативная) ситуация – это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия. Узкое понимание ситуации подразумевает актуальное присутствие, наличие предмета, человека, движения, события, воспринимаемых нашими чувствами в момент нашей речи .
Под речевой ситуацией понимаются либо экстралингвистические обстоятельства, либо чисто лингвистический контекст, либо то и другое вместе взятые, которые побуждают человека реагировать речевыми поступками, решать определённые речевые задачи. По характеру отношения к реальной действительности ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми, воссоздаваемыми путём описания или наглядно.
Речевая ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность общения (официальная - нейтральная - дружеская; шутливая – серьезная и т.д.);
5) цель;
6) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
7) место общения .
Коммуникативная ситуация понимается как динамическая система, состоящая из четырех групп взаимодействующих факторов:
- обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация;
- отношений между коммуникантами;
- речевого побуждения;
- реализации самого акта общения, создающего новые стимулы к речи.
Каждая из указанных групп факторов оказывает влияние на процесс общения, определяя:
- выбор темы и направление ее развития,
- отбор языковых средств,
- эмоциональную окраску речи,
- ее развернутость или свернутость.
Представленная любым из возможных способов на уроке речевая ситуация неизбежно становится учебной речевой ситуацией. Сравнивая речевую ситуацию с учебной речевой ситуацией, Д.И. Изаренков приходит к следующим выводам:
1. Учебная речевая ситуация воспроизводит основные условия естественной речевой ситуации, которые необходимы и достаточны для осуществления речевого действия.
2. Учебная речевая ситуация имеет ту же структуру, что и естественная речевая ситуация.
3. Как в естественной речевой ситуации, так и в учебной речевой ситуации коммуникативная направленность и характер речевой реакции предопределены и однозначны: одинаковые условия порождают и одинаковый продукт.
4. Учебную речевую ситуацию можно повторить, разыграть. «Естественная речевая ситуация так же может повторяться, как в жизненной практике разных людей, так и в жизненном опыте одного человека».
В. Л. Скалкин, анализируя учебные речевые ситуации, приходит к выводу, что «они ставят учащихся в условия, однотипные с естественными. В структуру учебной речевой ситуации включаются: 1) условия ситуации (информация об обстановке и участниках разговора, речевой стимул); 2) речевая реакция учащихся». В структуру речевой ситуации входит, таким образом, не только совокупность условий, вызывающих общение, но и его продукт — диалог
Задачей преподавателя, управляющего иноязычным общением в учебных условиях, является формирование и поддержание коммуникативной потребности, реализующейся в ситуации общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка
Процессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одно из основных условий обучения говорению. Ситуация (в широком смысле) - это обстановка, сочетание обстоятельств (явлений, предметов) действительности.
Не каждая ситуация содержит побуждение к речи, т. е. может называться речевой. Некоторые ситуации, какими бы жизненными и естественными они ни являлись, нельзя назвать речевыми. Обстоятельства действительности иногда не вызывают речевой реакции или оттого, что информация о ситуации не интересна человеку, или по причине отсутствия возможности для речевой реакции на воспринятую информацию (например, при отсутствии собеседника) .
Ситуативность – одна из главных психологических особенностей диалогической речи. Диалогическая речь считается преимущественно ситуативной, поэтому часто её содержание может быть понято лишь с учётом той ситуации, в которой создаётся. Ситуация общения может быть экстралингвистической, наглядно (визуально) воспринимаемой.
Речевая (коммуникативная) ситуация – это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия. Узкое понимание ситуации подразумевает актуальное присутствие, наличие предмета, человека, движения, события, воспринимаемых нашими чувствами в момент нашей речи .
Под речевой ситуацией понимаются либо экстралингвистические обстоятельства, либо чисто лингвистический контекст, либо то и другое вместе взятые, которые побуждают человека реагировать речевыми поступками, решать определённые речевые задачи. По характеру отношения к реальной действительности ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми, воссоздаваемыми путём описания или наглядно.
Речевая ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность общения (официальная - нейтральная - дружеская; шутливая – серьезная и т.д.);
5) цель;
6) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный);
7) место общения .
Коммуникативная ситуация понимается как динамическая система, состоящая из четырех групп взаимодействующих факторов:
- обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация;
- отношений между коммуникантами;
- речевого побуждения;
- реализации самого акта общения, создающего новые стимулы к речи.
Каждая из указанных групп факторов оказывает влияние на процесс общения, определяя:
- выбор темы и направление ее развития,
- отбор языковых средств,
- эмоциональную окраску речи,
- ее развернутость или свернутость.
Представленная любым из возможных способов на уроке речевая ситуация неизбежно становится учебной речевой ситуацией. Сравнивая речевую ситуацию с учебной речевой ситуацией, Д.И. Изаренков приходит к следующим выводам:
1. Учебная речевая ситуация воспроизводит основные условия естественной речевой ситуации, которые необходимы и достаточны для осуществления речевого действия.
2. Учебная речевая ситуация имеет ту же структуру, что и естественная речевая ситуация.
3. Как в естественной речевой ситуации, так и в учебной речевой ситуации коммуникативная направленность и характер речевой реакции предопределены и однозначны: одинаковые условия порождают и одинаковый продукт.
4. Учебную речевую ситуацию можно повторить, разыграть. «Естественная речевая ситуация так же может повторяться, как в жизненной практике разных людей, так и в жизненном опыте одного человека».
В. Л. Скалкин, анализируя учебные речевые ситуации, приходит к выводу, что «они ставят учащихся в условия, однотипные с естественными. В структуру учебной речевой ситуации включаются: 1) условия ситуации (информация об обстановке и участниках разговора, речевой стимул); 2) речевая реакция учащихся». В структуру речевой ситуации входит, таким образом, не только совокупность условий, вызывающих общение, но и его продукт — диалог
Задачей преподавателя, управляющего иноязычным общением в учебных условиях, является формирование и поддержание коммуникативной потребности, реализующейся в ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение диалогу на уроке иностранного языка в средней школе
В статье даны теоретические сведения об обучении диалогу на уроке иностранного языка...
Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи на иностранном языке
Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достато...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-224103-1363629738.jpg)
Анализ образа молодого специалиста в произведениях английской литературы посредством метода проектной деятельности на уроках иностранного языка.
Проектная деятельность студентов педагогического колледжа на уроках иностранного языка направленная на создание образа современного педагога,основанная на произведениях английской литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-714463-1452068831.jpg)
Развитие коммуникативной компетенции при обучении лексике на уроке иностранного языка
Аннотация: в статье описываются современные пути и способы развития коммуникативной компетенции при обучении лексике иностранного языка. Характеризуются основные упражнения на развитие языковой догадк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-408426-1410006273.jpg)
Территория учителей. Пять изобретательных методов обучения английскому для изучающих иностранный язык.
Будучи преподавателями английского языка, мы всегда находимся в поисках новых интересных методов мотивация наших учеников. Автор книг по обучению английскому языку и ученый Стивен Д. Крашер подарил на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878480-1484580910.jpg)
Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков
Использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранных языков...
Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка....