Современные программы в обучении ИЯ - технология автоматизированного распознавания речи
опыты и эксперименты (10 класс)

Как же добиться прогресса на уроке (необязательно иностранного языка). Ответ элементарен -  нужно создать такие условия чтобы детям нравилось учиться, это главный показатель прогресса. Когда ребёнку интересно информация будет запоминаться легче. У ребёнка будет мотивация стремиться дальше. Я как учитель в первую очередь забочусь о том, что важно ученику. Игровая форма обучения, интересные темы уроков в дружелюбной атмосфере на занятиях -  всё это в комплексе мотивирует детей к обучению. А как я люблю наблюдать радость в глазах детей, когда говорю Let’s play.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«В мастерстве учителя – успех ученика»

Выполнил:

Учитель иностранного языка

МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области

Андреева Мария Юрьевна

Впервые я использовала дистанционное образование в связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции в России весной 2020 года. Сначала это была офлайн работа в электронном дневнике. Но просто выдать номера упражнений и проверить задание мне лично показалось как минимум нечестно по отношению к обучающимся, как максимум неэффективным. Решение было принято моментально после освоения пары графических и видео редакторов. Я начала снимать видео уроки. С некоторыми из них вы можете ознакомиться на моём сайте Марияандреева.рф  По мере продолжения работы онлайн использовала разные платформы и Zoom, Google Classroom,  и Microsoft Team, Google Meet и так далее. Естественно у подобного формата работы есть масса плюсов, но и минусы, конечно тоже есть. Одним из главных недостатков такой работы является необходимость высокого уровня самоорганизации обучающихся -  другими словами мотивация к обучению как в формате inclass,  то есть живой работы в классе,  так и онлайн работа.  Тема моего мастер-класса «В успехе ученика успех учителя». Резонный вопрос, а как дистанционное обучение связано с успехом ученика напрямую. Но об этом чуть-чуть попозже.

Как же добиться прогресса на уроке (необязательно иностранного языка). Ответ элементарен -  нужно создать такие условия чтобы детям нравилось учиться, это главный показатель прогресса. Когда ребёнку интересно информация будет запоминаться легче. У ребёнка будет мотивация стремиться дальше. Я как учитель в первую очередь забочусь о том, что важно ученику. Игровая форма обучения, интересные темы уроков в дружелюбной атмосфере на занятиях -  всё это в комплексе мотивирует детей к обучению. А как я люблю наблюдать радость в глазах детей, когда говорю Let’s play.

Игровые методы обучения не только делают обучение увлекательным и интересным для детей, но и обеспечивают потрясающее качественное усвоение знаний и навыков. То, что ребёнок вы зубрил, он может забыть через несколько дней. То, что освоил в игре, он запомнит на всю жизнь. Я люблю систему в плане урока и в программе обучения в целом. Все должно быть всё логично. Поэтому и игры в программе должны быть логичными. Что это значит? Это значит, что контент игры должен совпадать с изучаемым материалом. Игра по словам, в которой как минимум 5 лексических единиц не изучалась детьми непродуктивна. Дети не запомнят слова так как далее они им не встретятся ни в текстах, ни в аудио к учебнику. А значит закрепление новой информации не произойдёт. Поэтому при составлении своих материалов в первую очередь я учитываю факт отсутствия незнакомого детям материала. Мне повезло, моя фея -  фантазия меня всегда выручает. Игры могут быть самыми разными. Кстати вы знали, что информация, полученная через игру запоминается в несколько раз быстрее, чем вся остальная? Именно поэтому я подготовила для вас несколько интересных игр для изучения языка.

Игра первая: Лото. Нужно изготовить два набора карточек с картинками слов. Один в виде игровых полей, а другой нарезать на квадратики и спрятать в мешочек это будут «бочки» по очереди вытаскиваем карточки бочки, называем слово и задаём вопрос   who has got а?  Кто первый ответит того и бочка. Выигрывает тот кто быстрее всех заполнить свою карточку.

Игра вторая: Ходилки бродилки. Это английский вариант игры с кубиками и фишками. Сделайте красивое поле, на котором вместо цифр будут картинки с новыми словами, бросайте кубик и вперёд. Считайте шаги на английском и называйте слова,  по которым шагаете.

Игра третья: Snap (снэп). Нужно купить или подготовить 4 набора карточек с картинками. Все они перемешиваются и раскладываются в слепую перед игроками. У каждого будет своя стопочка рубашкой вверх. Каждый должен развернуть от себя картинку так, чтобы её первыми увидели другие игроки, затем назвать её и положить в середину. Если изображение совпало с карточкой, положенной предыдущим игроком кричим Snap, и забираем себе всю стопку. Проиграет тот, кто остался без карточек.  Что же делать,  если ребёнок отказывается учить язык? Английский  - это не моё! Довольно распространенная фраза, не находите? Советы здесь скорее для родителей, но и педагогам, думаю, тоже будут полезны.

Предлагаю сначала рассмотреть то, что делать категорически не рекомендуется.

 Первое - это угрожать наказанием. Лишение карманных денег или общения с друзьями не поможет ребёнку понять, что ему нужен английский. Второе -  подкупать. Ты сдаешь экзамен на отлично, и я тебе покупаю новый телефон. Угадайте что, будет после покупки? Правильно, учебники будут заброшены как можно дальше. Третье - сравнивать с другими. «А вот Ваня уже бегло говорит на суахили и вьетнамском. Какой молодец!». Итог предсказуем - ребёнок ненавидит иностранный язык, Ваню, а заодно не доверяет вам -  вы ведь отобрали у него ощущение, что постоянно будете на его стороне. Далее - брать на слабо. Результатом вашего: «Да ты просто не сможешь выучить 100 слов за неделю» может быть или признание ребенком собственного бессилия (Привет опыт неудач, тебя нам только не хватало, или то что всё же он напряжется, выучит и забудет через 5 минут после того как перескажет вам этот список. Что же нужно делать? Для начала необходимо выяснить кто виноват? В смысле - почему ребёнок не хочет заниматься иностранным языком. Если вы родитель -  начните учить язык сами. Не обязательно тот же и на том же уровне, просто любой иностранный язык. Главное, чтобы вы это делали с удовольствием не только от процесса, но и с таким же удовольствием от результата.  Создайте языковую среду. Сделать это в наших реалиях достаточно сложно, но возможно. Правда для этого нужно самим владеть языком. Создайте реальную привлекательную перспективу. Это самый затратный по времени и по силам, но один из самых эффективных способов. Для этого нужно выяснить (или помочь определить), что ребёнок хочет от жизни.

Каждый ребёнок индивидуален и каждому нужен свой подход. Одна из распространённых проблем на уроках -  ученик не хочет говорить на иностранном языке. Итак, с чего же начать? Когда ученик отвечает на вопрос, просите отвечать на него полностью, не сокращённо, не односложно, а целиком и развернуто.  В начале каждого урока можно выделять определённое время на разговор о картинках. Можно подобрать картинки по теме урока и начать его именно с них, если картинки работают плохо - можно переключиться на любимых героев ученика из мультфильма или фильма. Задавайте вопросы про персонажа как будто пытаетесь узнать что-то новое. Можно спрашивать ученика о его дне, настроении, делах, питомцах, о семье и друзьях. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать вам о том, о чём вы его спрашиваете. Если вы всё обсудили и нет идей можно почерпнуть их из бесплатных источников, например, в worldwall.net

Главное,  соблюдать три правила:

Первое - не перебивать ученика.

Второе -  задавать наводящие вопросы.

Третье - иметь терпение. Возможно, ученик - молчун будет протестовать, но потом вы всё же добьётесь успеха. Не забывайте про технологию аппроксимации -  не нужно исправлять все ошибки, у ребёнка должно остаться ощущение успеха. Обязательно контролируйте режим нагрузки на ребёнка, перенапряжение ещё никому не принесло пользу. Будьте рядом и доверяйте, поддерживайте хорошие отношения, не изнуряйте ребёнка отчётностью и перфекционизмом, обеспечиваете ребёнку отдых.

А теперь я хочу вернуться в начало своего выступления и рассказать вам,  как связаны успех ученика и современные информационные технологии. Больше 8 лет назад на моём сайте я создавала дискуссионные форумы для общения на иностранном языке. На тот момент языков было два -  английский и немецкий. Я сама лично разработала методику работы на форуме, темы дискуссий и апробировала эту работу в течение довольно длительного времени. В итоге я пришла к выводу, что таким образом мы тренируем только письменную речь. Возникает вопрос, что нам делать с устной речью? Как с помощью современных технологий можно работать над произносительной стороной языка? Как тренировать своё произношение? Сначала моё внимание привлекло использование платформ на базе искусственного интеллекта для тренировки артикуляции. Возможности на этих платформах бесспорно огромны. Вот только один существенный минус - они все платные. А образование должно быть доступным, и мы об этом не забываем. Поэтому я продолжила поиски решения этой глобальной проблем. Как-то раз, задавая команду «Алисе» рассказать мне о погоде на завтра, неизвестные в моем уравнении знания=доступность обнаружились сами собой. Алиса меня понимает. А если я буду говорить на английском используя любой голосовой помощник от гугл? Итак, системы автоматического распознавания речи. Окей, гугл, в интернете и правда есть всё для обучения. Я нашла и примеры голосовых помощников, и системы автоматического распознавания речи, и даже педагогические условия их применения при обучении иностранным языкам. Применение современных информационных и коммуникационных технологий повышает результативность и качество образовательного процесса  - это утверждение в силу многократности ее повсеместного повторения уже может быть признано банально. Тем не менее роль и  значение конкретных ИКТ в  образовательном процессе предопределяется не только техническими,  либо программными инновациями но, и педагогическими условиями их целенаправленного применения. Мне бы хотелось сформулировать и кратко проанализировать условия применения систем автоматического распознавания речи automatic speech recognition, предназначенных для формирования и развития речевых навыков при изучении иностранного языка. Во многих статьях говорится  о необходимых условиях информационно-образовательной среды при обучении иностранному языку.  Нам сообщают о следующих компонентах  -  а именно наличие не только преподавателей и  обучающихся, учебно-методических материалов, но и необходимое программное обеспечение, и аутентичные иноязычные информационные ресурсы разного уровня сложности. Кроме этого программное обеспечение применяемой системы автоматического распознавания речи должно иметь образовательную либо иную лицензию разрешающую применение в образовательном процессе. Но опять же таки, все это относится, когда речь идёт об использовании систем автоматического распознавания речи в школе, на уроке, в постоянном образовательном процессе. При выполнении домашних заданий, дистанционном формате обучения, достаточно иметь под рукой смартфон с работающим интернетом. Единственное, стоит помнить, что длительность проведения занятий с применением автоматического распознавания речи должно соответствовать действующим санитарным правилам и нормам. А если речь идет об уроках – то еще и регулироваться действующим расписанием учебных занятий. Кроме того, нужно помнить, что учебные занятия с применением систем автоматического распознавания речи должны проводиться в индивидуальном режиме. То есть, присутствие на каждом рабочем месте только одного обучающегося.

Современные образовательные информационные и коммуникационные технологии существенно расширяют дидактические возможности педагогов, тем не менее используются эти возможности далеко не в полной мере. Особенно это заметно в сфере изучения иностранных языков.

Главное в моей работе – не только знание своего предмета, но и умение любить детей, видеть в них потенциал. Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Я хочу быть успешным учителем! Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности.

В контексте всего вышесказанного хочется рассказать об успехах применения всех ранее перечисленных технологий. Дважды в неделю я провожу дополнительные занятия. Обычно для старшеклассников, планирующих сдавать экзамены по английскому языку. Но ко мне приходят и ребята, которым просто интересен язык (интерес кстати появился не без моей помощи). Сразу оговорюсь, что все ребята посещающие занятия на довольно высоком уровне владеют английским языком,  доказательство тому - абслютный победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, мой ученик Шестаков Семён Филиппович (десятый класс). Семён кстати будет представлять нашу школу и наш район на региональном этапе в феврале этого года.

В процессе работы Семён научился практически бегло говорить на английском языке. Кроме этого продолжает изучать второй иностранный язык (немецкий). В следующем году он планирует сдавать ЕГЭ по английскому языку. Давайте, все вместе пожелаем ему удачи.

Мои учащиеся имеют призовые места районного уровня, также у них есть грамоты и сертификаты международных конкурсов и олимпиад. Но что может быть большей наградой, чем горящие глаза учеников, радость и удовлетворение, которое испытываешь от творческого сотрудничества на уроке? А если эти ощущения подкреплены еще и признанными победами в конкурсных испытаниях, это настоящий успех!

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Я хочу, чтобы мои ученики сохранили в себе ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они ни стали, в каждом их деле и слове был виден творческий потенциал.

В мастерстве учителя его успех, а значит успех его учеников!

Спасибо за внимание)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

           В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Рабочая программа дисциплины «Web-технологии» для специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Рабочая программа дисциплины "Web-технологии" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников специальности ...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий при коррекционном обучении младших школьников с нарушениями речи

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с раз...