Статья "Цели и содержание обучения лексики китайского языка на начальном этапе"
статья

Беляева Екатерина Александровна

Лексика, лексичесий навык и его основные компоненты в китайском языке 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Учителя китайского и  английского языков

ГБОУ школы №355 Московского района

Беляевой Е.А.

Цели и содержание обучения лексики китайского языка на начальном этапе

Современная методика рассматривает лексику как один из неотъемлемых компонентов формирования и развития речевых умений. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма [Щукин 2011: 58]. Из всех основных аспектов иностранного языка, которые усваиваются учащимися в процессе обучения, наиболее важным считается лексика, потому что без запаса слов, хотя бы незначительного, владеть языком невозможно». Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка.

В соответствии с ФГОС основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, таким образом, на первый план выходит обучение лексическому материалу, основной целью которого  является - формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности, что в свою очередь формирует коммуникативную компетенцию учащихся [ФГОС 2010].

Лексикой называется словарный состав языка. Под словарным составом понимается вся совокупность слов и эквивалентов слов, входящих в знание языка [Семенас 2010: 6]. Иными словами, лексика включает в себя не только слова, но и такие сочетания слов, которые по своему значению эквивалентны слову, это будут идиомы, устойчивые сочетания слов, фразеологические единицы.

В традиционном понимании в структуру лексического навыка входят:

1. Звуковая форма лексической единицы;

2. Операции по  выбору лексической единицы;

3. Операции по сочетанию лексических единиц;

4. Речевая задача [Комарова Е.В., 2015].

Формирование лексического навыка должно происходить последовательно и поэтапно. В. М. Филатов в своей книге «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе» делит данный процесс на три этапа:

1-й этап. «Ознакомление (ориентировочно-подготовительный этап)». Данный этап включает презентацию слова и семантизацию, т. е. раскрытие значения слова.

2-й этап. «Тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап)». Этап тренировки и задания прочных лексических связей.

3-й этап. «Применение (вариативно-ситуативный этап)». Ни одна система лексических упражнений не позволит употреблять лексические единицы в речи, если они не будут использоваться в разнообразных речевых ситуациях[Филатов 2004].

В основе лексического навыка находится связь формы и значения, а его суть заключается в том, что в сознании учащихся воспринятое слово или его форма мгновенно вызывает его значение. И наоборот, необходимое значение вызывает соответствующую форму. В  связи  с  этим  в  рамках  развития  лексического  навыка  большое значение  имеет  учет    компонентов  лексики [Жежерова  2010:38].  

Основными компонентами лексического навыка  в методике преподавания китайского языка являются:

  • Графический компонент (умение распознать лексическую единицу при чтении, в письменном тексте)
  • Фонетический компонент (умение воспринять лексическую единицу на слух,  употреблять слово в устной речи с правильным произношением и тональностью)
  • Лексический компонент (значение, структуры дифференциация лексических единиц, соотнесенность слова с ситуацией)
  • Под графической составляющей подразумевается сам иероглиф, без которого слово не может быть написано или прочитано. Иероглиф является основной структурной единицей китайского языка.  Он представляет собой графическое построение, состоящее из минимальных графических элементов иероглифа - черт. Черты, в свою очередь, складываются в графемы. Графемой, или иероглифическим ключом, называется базовый знаковый элемент китайского языка, служащий для построения иероглифов и обладающий семантической значимостью [Задоенко 2010:67].
  • Фонетический компонент это звуковая форма лексической единицы, без которой невозможно правильно понять слово на слух и озвучить его. Основными элементами звуковой стороны китайского языка являются: тональность,  особый звуковой состав и его модуляция, интонация и тд.
  • Под лексическим компонентом подразумевается содержание, обозначенное  тем или иным языковым выражением словом. Одно слово может иметь несколько вариантов значения. А так же применение лексической единицы, с определенной коннотацией  в  подходящей языковой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение лексике.

В данной статье описываются современые приёмы обучения лексике английского языка на начальном этапе....

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

Обучение чтению иностранного языка на начальном этапе.

Методические рекомендации из опыта работы по обучению чтению на начальном этапе обучения в помощь учителям, испытывающих трудности в обучении чтению младших школьников....

Изучение лексики иностранного языка на начальном этапе обучения

Собранный по этой теме материал определил структуру данной творческой работы, которая состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения и приложений. В первой главе дается ...

Аутентичные песни как один из элементов культурного компонента содержания обучения английскому языку на начальном этапе

При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только о...

Статья "Трудности обучения лексики китайского языка на начальном этапе"

Трудности обучения лексики китайского языка на начальном этапе...