ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА В РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Аннотация:

      Теория множественности интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку её главной идеей является учет индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, что соответствует современной тенденции индивидуализации обучения и способствует разностороннему развитию личности обучающихся. На основе данной теории разработаны курсы по различным видам деятельности, учебные пособия по школьным дисциплинам,  программы обучения  в частных школах в России и за рубежом, особенно часто теория применятся в обучении дошкольников и младших школьников. В данной статье мы рассмотрим существующие учебные пособия по английскому языку, разработанные на основе теории множественного интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА В РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Ковалева А. С., ассистент кафедры экономики и гуманитарных наук

филиала ПсковГУ  в г. Великие Луки.

УДК

Аннотация:

      Теория множественности интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку её главной идеей является учет индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, что соответствует современной тенденции индивидуализации обучения и способствует разностороннему развитию личности обучающихся. На основе данной теории разработаны курсы по различным видам деятельности, учебные пособия по школьным дисциплинам,  программы обучения  в частных школах в России и за рубежом, особенно часто теория применятся в обучении дошкольников и младших школьников. В данной статье мы рассмотрим существующие учебные пособия по английскому языку, разработанные на основе теории множественного интеллекта.

Ключевые слова: индивидуализация, теория множественного интеллекта, обучение иностранному языку.

APPLICATION OF H. GARDNER’S THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCE IN MODERN ENGLISH LANGUAGE TEXTBOOKS CREATION.  

Kovaleva Anastasia.

Annotation:

      The theory of multiple intelligence of H. Gardner has been widely recognized worldwide, as its main idea is the consideration of individual cognitive abilities of each student that meets the modern trend of individualization of learning and contributes to the comprehensive development of personality of students. On the basis of this theory are developed courses on different types of activities, tutorials on school subjects, the curriculum in private schools in Russia and abroad, especially the theory will be applied in the training of preschool and primary school children. In this article we will look at the existing textbooks on the English language, developed on the basis of the theory of multiple intelligences.                                                                                     

Keywords: individualization, the theory of multiple intelligence, foreign language teaching.

      Теория множественности интеллекта Г. Гарднера была впервые опубликована в 1983 году и получила широкое признание во всем мире, в ней автор предлагает пересмотреть традиционный взгляд на интеллект, как на способность к логическим размышлениям, и выдвигает и доказывает гипотезу о том, что человеческий разум многогранен и включает в себя несколько видов интеллекта: вербально - лингвистический, 
логико - математический, визуально - пространственный, физико - кинестетический, музыкально - ритмический, межличностный или коммуникативный, внутриличностный, натуралистический интеллект [1, 2, 3].

      Успех данной теории выражается в обширном резонансе как в научной среде, так  и среди обывателей: последователями Гарднера выделяются еще некоторое количество типов интеллекта, до сих пор в различных психологических журналах развлекательного характера и в интернете появляется множество статей и упоминаний о теории. На основе данной теории разрабатываются курсы по различным видам деятельности, учебные пособия по школьным дисциплинам,  программы обучения  в частных школах в России и за рубежом, особенно часто теория применятся в обучении дошкольников и младших школьников. В данной статье мы рассмотрим существующие учебные пособия по английскому языку, разработанные на основе теории множественного интеллекта.

      В общедоступных источниках, в том числе в интернете нам удалось найти упоминания всего о трех УМК. Данные комплекты предназначены для разных ступеней обучения. Проследим, как концептуальные основы теории множественности интеллекта реализуются в данных учебниках для разных возрастов.

  1. Курс для изучения английского языка «New Yippee!», автор H. Q. Mitchell,

разработан для учеников дошкольного возраста. Как заявлено в аннотации, теория множественности интеллекта, лежащая в его основе, реализуется через использование различных материалов, таких как песни, игры, обучение с помощью историй, ролевые игры. Мультисенсорный подход прослеживается также через порядок доминирующих видов речевой деятельности: дети сначала слушают и разговаривают, а уже позже учатся писать и читать.

      Данный курс имеет три уровня - Red Book, Green Book и Blue Book. На каждом уровне курса развиваются следующие речевые навыки:

- Red Book: главный акцент делается на прослушивание и говорение;

- Green Book: ученики уже начинают распознавать буквы;

- Blue Book: добавляется изучения алфавита и обучения письму.

       Учебно – методический комплект «New Yippee!» состоит из следующих компонентов: книга для ученика, так называемая «забавная» книга (где содержатся упражнения для закрепления усвоенного материала), CD для ученика, книга для учителя, CD для занятий, буклет, игрушка, материалы для интерактивной доски  (Student 'Book, Fun Book, Interactive Student's CD, Teacher's Book, Class Audio CD, Yippee Flashcards Booklet, игрушка Jingle the Puppet, Interactive Whiteboard Material). Основой курса является учебник, который делится на разделы - units (например, «My body», «The picnic», «The pet shop», «At the beach», «Let’s play»), они в свою очередь состоят из уроков (lessons). Через каждые два раздела учеников ожидает секция на повторение, которая суммирует полученные знания и предлагает ученикам игру или дополнительные упражнения.      

      Приведем пример упражнения из Green book:

      Картинка с изображением детей и игрушек, ниже задания:

  1. Play a game.                                              
  2. Look and match. Then, colour.                  

Point, ask, and answer,                              

SA: What’s this?                                        

SB: It’s a ball.                                            

  1. Play games.                                           

                                                               

Описание задания из книги для учителя:

Aims

To identify toys.

To introduce oneself.

Vocabulary

Hello, bye

Yes/ No

It’s a ball/ teddy bear/doll/ rabbit

Materials

a whistle

BEFORE the activity

  1. Play a game “Missing pictures”

INTERPERSONAL/ VERBAL – LINGUISTIC/ VISUAL – SPATIAL INTELLIGENCE

  • Stick the toy flashcards (ball, teddy bear, doll and rabbit) on the board.
  •  Choose a S to come up to the board.
  • Ask the rest of the Ss to look at the pictures carefully for a few seconds and tell them to close their eyes.
  • The S at the board has to remove one of the pictures.
  • After he/ she does so, the rest of the Ss open their eyes and try to guess which picture is missing by saying the toy depicted on the missing card.
  • Repeat the procedure with different Ss for as long as time permits.
  • Another variation of the game is for the S at the board to change the order of the flashcards. The rest of the class has to try to remember how the order has changed.

DURING the activity

  1. Look and match. Then, colour. Point, ask and answer.

VISUAL – SPATIAL/ BODILY – KINESTHETIC/ VERBAL – LINGUISTIC INTELLIGENCE

  • Hand out photocopies of the extra activity for Unit 1 Lesson 1 (TB p. 10) to Ss.
  • Draw Ss’ attention to the pictures of the children and ask them if they can identify the toys they’re holding (a ball, a teddy bear, a doll and a rabbit).
  • Tell Ss that they have to look at the shadowed parts in the children’s hands and match them to the correct toys.
  • Once Ss have finished, tell them to colour in the toys.
  • Divide Ss into pairs and have them take turns asking and answering questions about the shadowed parts in each picture, e. g. SA: What’s this? SB: It’s a ball.
  • Invite a pair of Ss to present the exchange in front of the whole class.

AFTER the activity

  1. Play games …

      В книге для учителя к каждому из упражнений определены цели, используемая лексика и  необходимые материалы. В представленном упражнении целью является научить распознавать игрушки и представлять кого – либо, употребляемая лексика: привет/ пока, да/ нет, это мяч/ медвежонок/ кукла/ кролик; в качестве реквизита нам понадобится свисток. Упражнение делится на три этапа: подготовительный (BEFORE),  выполнение задания (DURING), после выполнения (AFTER), каждый из которых задействует определенные типы интеллекта. Подготовительный этап – игра «Недостающие картинки», она активизирует внутриличностный, вербально – лингвистический и визуально – пространственный типы интеллекта. Суть игры состоит в следующем: на доске в определенном порядке висят картинки с изображением игрушек (мяч, медвежонок, кукла и кролик); дети должны внимательно посмотреть на доску и по команде учителя закрыть глаза, в это время один из учеников (водящий) удаляет одну из картинок; затем остальные открывают глаза и пытаются угадать недостающую картинку, называя игрушку, изображенную на ней; далее процедура повторяется. В качестве еще одного варианта, водящий может изменять порядок карточек на доске, а остальные должны будут вспомнить и сказать, как порядок изменился.  

      Второй этап, непосредственно выполнение упражнения, задействует визуально – пространственный, телесно – кинестетический и вербально – лингвистический интеллект.

Учитель раздает копии рисунка из учебника, где обучающиеся сначала сопоставляют детей, изображенных на картинке и принадлежащие им игрушки, а затем раскрашивают рисунки. Далее ученики работают в парах, они должны по образцу задать и ответить на вопросы к каждой картинке (SA: What’s this? SB: It’s a ball.), в конце одна из пар выходит к доске и представляет диалог перед всем классом. В третьем, заключительном этапе (AFTER), ученикам предлагается еще несколько игр.

      Внимательно изучив компоненты и содержание данного УМК [4], можно выделить следующие его положительные стороны:

- разнообразие компонентов УМК и их содержания: интерактивные игры, большое количество дополнительных заданий, наглядного материала к каждой теме;

- использование межпредметных связей: в конце учебника можно найти секции с задачами этого типа;

- очередность развития речевых навыков, дети изучают и знакомятся с языком так же, как и носители;

- не смотря на то, что, на наш взгляд, и сами упражнения в учебнике, и их формулировка мало чем отличаются от многих других учебных пособий, в книге для учителя мы можем видеть подробное описание выполнения всех упражнений, которые маркированы типом/типами интеллекта, задействованными при их выполнении. В  пособии присутствуют упражнения на все виды интеллекта.  

      2)  Курс для изучения английского языка «Flash on English», авторы L. Prodromou, P. Prodromou, A. Cowan (Рис. 2). Данное пособие для изучения английского языка предназначено для старших подростков 13-18 лет, курс состоит из четырёх уровней, от элементарного до высокого среднего: А1, А2, В1, В2. В аннотации указано, что пособие учитывает  разнообразие когнитивных стратегий обучаемых в соответствии с принципами теории множественного интеллекта Говарда Гарднера и его практического применения в области преподавания иностранных языков.

      Каждый УМК состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя и диска (Flip Book). Учебник делится на разделы по темам, названия которых необычны и актуальны для возрастной категории, на которую пособие ориентировано («Love, love, love…» , «What’s in Fashion?», «The Secrets of Success», «Back to Future», «Dreams Can Come True…»). В разделах представлены лексика и грамматика, которые активно прорабатываются в системе взаимосвязанных языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений. В конце учебника находится позволяющий активизировать самостоятельную работу старших подростков справочный раздел,  посвященный лексике, грамматике, фразовым глаголам, неправильным глаголам, различным жанрам письма [5].

      Рассмотрим примеры упражнений:

  1. Make three questions and answers from these prompts.
  1. France/ Italy/ Rome

Are you from France? No, I’m not.

Are you from Italy? Yes, I am.

Where are you from in Italy? I’m from Rome.

  1. Spain/ France/ Marseilles
  2. Switzerland/ Germany/ Berlin
  3. Mexico/ Argentina/ Buenos Aires
  4. England/ Scotland/ Glasgow
  5. Greece/ Russia/ Moscow
  6. Holland/ Belgium/ Brussels

  1. Fill in the information about you, then ask and answer with a partner.

you

partner

Have you got

a mobile?

a CD player?

a bike?

a radio?

a watch?

a camera?

a laptop?

   

      Приведенные упражнения  взяты из учебника для элементарного уровня. В упражнении номер 1 обучающимся предлагается составить три вопроса и три ответа по образцу, используя приведенные ниже подсказки. В качестве опор мы видим названия стран и города, которые должны быть использованы в вопросах и ответах (France/ Italy/ Rome), в образце приведены два общих вопроса и один специальный, а также краткие ответы на них (Are you from France? No, I’m not).

      Упражнение номер два также предполагает работу в парах. Результаты диалога между партнёрами следует занести в таблицу, состоящую из трех колонок. С помощью первой колонки моделируется вопрос (Have you got a mobile?), краткий ответ на который заносится в оставшиеся две (Yes, I have. No, I haven’t.). 

      Анализируя слабые и сильные стороны данного курса, мы можем, как и в случае с пособием «New Yippee!», отметить типичные для других УМК упражнения и  формулировку заданий, довольно поверхностный подход со стороны применения интересующей нас теории множественного интеллекта. К положительным моментам следует отнести:

- разнообразие подобранного языкового материала и насыщенность пособия упражнениями, дополнительными заданиями к каждой теме;

- занимательные и актуальные для подростков темы;

- использование межпредметных связей.  

  1. “Multiple Intelligence in EFL”, авторы H. Puchta, M. Rinvolucri. 

      Данное учебное пособие представляет собой книгу для учителя и содержит упражнения,  предназначенные для взрослых учащихся и учащихся средней ступени. Во введении книги авторы дают читателю общее представление о теории множественности интеллекта Г. Гарднера, приводят описание основных типов интеллекта. Пособие состоит из пяти глав: 1) Общие упражнения с учетом множественного интеллекта (General MI Exercises); 2) Обучение с помощью учебника (Teaching from your coursebook); 3) Посмотрим вокруг (Looking out); 4) Посмотрим внутрь (Looking in); 5) Учимся учиться (Self-management). В каждой из глав содержатся упражнения, которые учитель может использовать на занятиях в классе. Упражнения удобно структурированы, каждое из них расположено на отдельном листе, имеет порядковый номер, снабжено отметкой о задействованных типах интеллекта, имеет свое название, отражающее суть выполняемых далее действий. Перед каждым упражнением находится краткая аннотация, состоящая из следующих разделов: лингвистический фокус (language focus), задействованные типы интеллекта (proposed MI focus), уровень (level), время (time), подготовка (preparation). После описания задания представлены некоторые замечания по проведению упражнений, а также возможные вариации в их использовании.

Приведем:

27.                 Speed up!

Language focus        Internalisation of part of a coursebook reading passage.

Proposed MI focus   Kinaesthetic and linguistic

Level                         Beginner to advanced

Time                          5-10minutes

Preparation               Get a chocolate bar.

                                  N. B. This exercise is ideal if you are suddenly asked to                    

                                  take another teacher’s class. 

 

 in class  

  1. Choose a coursebook passage two units ahead. Tell the students that the person who manages to copy the most words in this passage correctly in 120 seconds will win the chocolate bar.
  2. With their pens at the ready give them:

Ready, steady, GO!  

  1.  At the end of 120 seconds, ask the students to mark each other’s work, and then to count the number of correct words. Award the chocolate bar to the person with the highest score.

Note    

After this brief activity, students will be well on the way to becoming acquainted with some of the language content of the unit two ahead.

      Упражнение под номером 27 подходит для обучающихся с уровнем владения языка «Beginner» и задействует вербально – лингвистический и кинестетический типы интеллекта. Прежде чем прочитать условия выполнения, мы видим информацию о том, что лингвистической целью данного упражнения является интернализация отрывка для чтения из учебника, оно соответствует лингвистическому и кинестетическому типу интеллекта, предназначено для обучающихся от начального до продвинутого уровня, займёт 5-10 минут, требует приготовить заранее плитку шоколада и является идеальным, если вас внезапно попросили провести занятие в классе другого учителя, его название – «Поторопись!» Суть задания состоит в следующем: учитель выбирает в учебнике текст, расположенный двумя уроками вперед, и объявляет ученикам, что тот, кто правильно скопирует из текста наибольшее количество слов за 120 секунд, получит шоколад. Затем он дает команду: «На старт! Внимание! Марш!». Через 2 минуты учитель просит учащихся проверить работу друг друга, правильность и количество слов. В конце автор дает пометку, что после этого задания обучающиеся будут положительно настроены на изучение темы, которая у них будет через два урока.

      Если мы хотим сделать акцент на логико-математический тип интеллекта на занятии  для студентов с продвинутым уровнем владения языком, то нам поможет упражнение номер 11.

11.                Contradiction    

 Language focus        The apparent meaning versus implicit meanings

Proposed MI focus   Logical - mathematical

Level                         Advansed

Time                          20 – 30 minutes

Preparation               None

 

 in class  

  1. Write this sentence on the board:

There are no adjectives in this short sentence.

Wait for the class to react. The word “short” is an adjective, so clearly the sentence contradicts itself, as does this one:

There aren’t any negatives on this line.

  1. Ask the students to use a piece of paper turned sideways, to landscape, and draw three wide columns on it. They head the first column CONTRADICTORY and the second column I’M NOT SURE and the third column COHERENT.

Ask them to take down the sentences you dictate, putting them in the column they belive to be the appropriate one.

  • This sentence ends with a noun. (!)
  • This sentence is in my handwriting. (!)
  • And don’t start sentences with a conjunction.
  • Never use a long word where a diminutive one will do.
  • My handwriting is beautifully legible. (!)
  • If any verbs is improper at the end of sentence, a linking verb is.
  • Don’t you never go using double negatives, now, will you?
  • This dictation will stop at the end of this sentence. (!)
  • Unqualified superlatives are the most of all.
  • Avoid putting statements in the negative form.

(The sentences marked with (!) are, or may be, true. The last sentence is hard to categorise: “avoid” has a negative meaning, but the sentence is not grammatically negative.)

  1. Ask the students to work in threes, and compare their categorization of the sentences.

      Данное задание называется «Противоречие», в фокусе активного лингвистического материала находится ясное значение в сравнении с неявным смыслом, из аннотации мы видим, что оно займет 20 – 30 минут и не требует приготовлений. Учитель пишет на доске предложение: There are no adjectives in this short sentence. Слово «short» - это прилагательное, что противоречит смыслу самого предложения. Также и с этим предложением: There aren’t any negatives on this line. В задании представлено около десяти правильных и неправильных предложений. Далее учитель просит учащихся нарисовать на листе бумаги таблицу, состоящую из трех граф: «противоречие», «я не уверен», «правильно», и во время диктовки (или после записи на доске) распределить фразы в таблице. В завершении студенты проверяют правильность выполненного задания в группах по три человека.  

      Учебно-методическое пособие «Множественный интеллект в обучении английскому языку как иностранному» Герберта Пухты и Марио Ринволюкри удобно в использовании и насыщено разнообразными по целям и содержанию заданиями, которые помогут разнообразить урок. Также, плюсами для нас являются:

- структуризация упражнений в пособии, исходя из их принадлежности к тем или иным типам интеллекта;

- таблица в конце учебника, с помощью которой можно выбрать из предложенных упражнений те, которые соответствуют уровню знаний обучающихся и их типам интеллекта, с помощью которой можно корректировать процесс обучения каждого из учеников,  например, облегчить задачу для обучающегося, выбрав упражнение, которое соответствует его типу интеллекта и уровню владения языком [6];

- краткие аннотации перед каждым упражнением.

      На наш взгляд, в аннотацию можно было бы добавить еще один пункт – соответствие видам речевой деятельности, наиболее задействованным при выполнении тех или иных заданий, поскольку, основной практической целью урока является развитие продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.

       Как мы видим из данных примеров, в настоящее время идет тенденция не просто научить, а увлечь ребенка изучением иностранного языка, создавая при этом для него максимум познавательных возможностей, которые позволяют не только облегчить ему задачу путем выбора наиболее доступного способа усвоения материала, но и тренировать и улучшать остальные типы интеллекта, тем самым повышая общий интеллектуальный уровень и образовательный потенциал обучающегося.  

     Из всех приведенных в статье пособий, наибольший интерес для нас представляет пособие  Герберта Пухты и Марио Ринволюкри, поскольку принципы теории множественного интеллекта являются здесь основополагающими. С этой точки зрения пособие является универсальным, так как содержит именно приемы, разработанные на основе конкретных типов интеллекта, а содержание можно использовать любое. В зависимости от «наполнения», упражнения можно применять практически на любой ступени обучение, для любой темы, и на любом этапе развития видов речевой деятельности, не упуская при этом из виду индивидуальные особенности обучающихся, опираясь на указанные типы интеллекта.  То есть один и тот же материал, например, разным обучающимся можно предложить в разной форме, что и является учетом индивидуальных особенностей личности. Помимо того, структура и содержание книги позволяет нам увидеть в ней учебник по работе с типами интеллекта для учителя. С помощью этого пособия можно учиться, с одной стороны, определять ведущие типы интеллекта для упражнений и, с другой стороны, имея «форму» в виде готовых упражнений, наполнять её лингвистическим материалом  из  привычных и доступных учителю учебников. Что касается двух других пособий, то в них указание на использование теории Гарднера является необязательным дополнением. Если задуматься, то тоже самое можно сказать применительно к любым другим УМК. Из любого учебника можно взять упражнения, определить активный тип интеллекта и использовать на занятиях. Сказанное выше является ещё одним аргументом в пользу того, что применению теории множественного интеллекта в области методики обучения иностранным языкам уделяется мало внимания, возможно потому, что эта тема не достаточно изучена.  

        На наш взгляд, теория множественности интеллекта Г. Гарднера обладает большим потенциалом для обучения и является актуальной в настоящее время, поскольку её главной идеей является учет индивидуальных познавательных способностей и создание разнообразных познавательных возможностей для каждого обучающегося, что соответствует современной тенденции индивидуализации обучения и способствует разностороннему развитию личности обучающихся.

Литература:

  1. Ковалева А. С. "Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах". Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. Псков, издательство "Логос", 2015. - 284с., с. 215 - 227.
  2. Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. - New York: Basic Books, 1993.
  3. Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. - Cambrige, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995.

    4.   Mitchell, H. Q., курс для изучения английского языка «New Yippee! », 2012.

    5.   Prodromou L., Prodromou P., Cowan A., курс для изучения английского языка «Flash      

          on English», 2011.

    6.    Puchta H. Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. – Helbing Languages, 2005.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка

В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков  английского языка с применением  теории множественности...

Использование теории множественности интеллекта в создании учебных проектов.

В  статье я хочу поделиться  наблюдениями, как теория множественности интеллекта помогает в  проектной деятельности, которая всё  более востребована в современном образовательном п...

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОЙ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЬЮ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (ТМИ).

Аннотация: В настоящее время вузовское образование предполагает активное участие в процессе обучения студента как субъекта учебной деятельности. В связи с этим современная наука большое внимание уделя...

Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку

Аннотация: В настоящее время большую популярность как в обучении в целом, так и в обучении иностранному языку в частности приобретает теория множественного интеллекта американского учёного Г. Гарднера...

Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в обучении иностранному языку

В современном образовательном пространстве особое место занимает обучение иностранному языку, непрерывно растут требования к уровню развития иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ и в...

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуаль...