ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуальный. В настоящей статье  рассматривается применение теории множественного интеллекта в обучении иностранному языку как способ индивидуализации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Ковалева Анастасия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

Россия, Великие Луки

lebedeffa@inbox.ru

Индивидуализация является одним из ведущих принципов российской методики. Наиболее ярко данный принцип реализуется в обучении иностранному языку, поскольку овладение языком – процесс индивидуальный. В настоящей статье  рассматривается применение теории множественного интеллекта в обучении иностранному языку как способ индивидуализации обучения. 

Ключевые слова: индивидуализация, субъектная индивидуализация, интеллект, теория множественного интеллекта, обучение иностранному языку в неязыковых вузах.

 Individualization is one of the leading principles of the Russian methodology. The most strongly marked this principle implements in foreign language teaching, because foreign language study is an individual process. The article examines the application of H. Gardner’s theory of multiple intelligence in foreign language teaching as a way of teaching’s individualization.                                         

Keywords: individualization, subjective individualization, intelligence, the theory of multiple intelligences, foreign language teaching in non-linguistic universities.

      Одним из ведущих принципов в образовании является индивидуализация обучения. На наш взгляд, особенно большое значение его реализация  приобретает на занятиях по иностранному языку. Это можно объяснить индивидуальным характером усвоения иностранного языка. Однако учет индивидуальных особенностей обучающихся сложно организовать в формате группового обучения. Поэтому исследование процесса индивидуализации на современном этапе интересует многих российских и зарубежных ученых. Этим вопросом, например, занимались Е.И.Пассов, С.Ф. Шатилов, М.А.Холодная, А.С Запесоцкий, Б. Лу Ливер, Г. Гарднер, Д.А.  Колб и другие. В данной статье рассматривается взгляд одного из исследователей, Говарда Гарднера, на индивидуализацию обучения, а также применение его идей в обучении иностранному языку.

      В 1983 году  была издана книга американского психолога, невролога Говарда Гарднера «Структура разума», где автор опровергает традиционные представления о человеческом интеллекте как о едином целом. Ученый выделяет несколько типов интеллекта, которые встречаются у каждого человека  в разных сочетаниях, где одни из них преобладают, а другие носят слабовыраженный характер [2, 3].

      1) Визуально-пространственный интеллект реализуется через визуальное и пространственное восприятие окружающего мира. У людей с развитым  визуально-пространственным типом интеллекта не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий. Они любят читать и писать, без труда решают головоломки, легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы, любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

      2) Вербальный интеллект реализуется через языки, речь и письмо. Люди с преобладающим вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Они, как правило, очень хорошо пишут, запоминают письменную и устную информацию, любят читать, хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей, способны доходчиво объяснять.

      3) Логико-математический интеллект реализуется через анализ проблем и математические операции. Люди с ярко выраженным данным типом интеллекта отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Они обычно имеют отличные навыки решения проблем, любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями, проводить научные эксперименты, способны производить сложные вычисления.

      4) Телесно-кинестетический интеллект реализуется через физическую активность, контроль движений. Те, кто обладает высоким уровнем телесно-кинестетического интеллекта, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки. Они хорошо танцуют и любят спорт, с наслаждением создают вещи своими руками, запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

      5) Музыкальный интеллект реализуется через хорошее чувство ритма и музыки. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют. Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах, легко распознают музыкальные мотивы и тона, хорошо запоминают песни и мелодии, понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

      6) Межличностный интеллект реализуется через понимание взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого преобладает межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих. Люди с межличностным интеллектом коммуникабельны, способны общаться как вербально, так и невербально, могут рассматривать ситуации с разных точек зрения; формируют позитивные отношения с другими людьми и способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

      7) Внутриличностный интеллект реализуется через самоанализ и рефлексию. Обладатели выраженного внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом. Такие люди обычно хорошо осознают самих себя, понимают основу собственных мотивов и чувств, любят анализировать теории и идеи.

      8) Натуралистический интеллект реализуется в нахождении общего языка с природой. Люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Они хорошо чувствуют изменения в среде.
Обладатели преобладающего натуралистического интеллекта интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология легко справляются с классификацией и каталогизацией информации. Они наслаждаются садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе; не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

      Таким образом, Г. Гарднер отрицает существование так называемого general intelligence, единого интеллекта, который измеряется тестом IQ. Стандартными тестами на интеллект можно измерить только лингвистический, логико-математический и частично визуально-пространственный типы интеллекта. Автор теории объясняет это особенностями западной культуры. В западных странах ценятся именно вышеперечисленные интеллекты. Если, например, ребенок в школе хорошо умеет излагать свои мысли, читать, писать, считать – он считается хорошим учеником. Но, как показывает практика, отстающие ученики после окончания школы часто оказываются успешными людьми. Это происходит потому, что жизнь дает им возможность применить другие типы интеллекта, которые у них более развиты. В то же время у южных народов высоко ценится умение петь и танцевать (музыкально-ритмический тип интеллекта), у северных – умение ориентироваться на местности в сложных условиях северного климата (визуально-пространственный тип интеллекта). Таким образом, уровень развития типов интеллекта определяется особенностями культуры, климата, образа жизни, условий, созданных человеку. Каждый индивид обладает уникальным сочетанием всех «интеллектов» в разном соотношении, а его способности, навыки, таланты определяются уровнем и степенью развития того или иного типа интеллекта (или нескольких одновременно) [2, 3].

       Теория Г. Гарднера получила свою долю критики, но вместе с тем появилось много ее сторонников и последователей. Данная теория заинтересовала педагогов, она широко применяется в образовании. На основе теории множественного интеллекта, разрабатываются программы обучения в частных российских и зарубежных школах, многочисленные курсы, создаются учебные пособия по разным предметам; типы интеллекта часто упоминаются в публикациях в научно-популярных изданиях и в интернете. Исходя из данной теории, неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта. Ведь учитель учит так, как предписывает разработанная для всех образовательная программа, рекомендованные учебники, исходя из собственных представлений об эффективности усвоения материала. В то время, как учет типов интеллекта обучающегося позволяет найти способ, который наиболее близок, удобен ему, такой метод познания, в котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно.

      Гарднер пишет о том, что не существует, например, «чистого» пространственного интеллекта, а есть пространственный интеллект, который выражается в том, как ребенок решает загадки, находит дорогу, строит фигуры из кубиков или играет в баскетбол. Точно также взрослые не проявляют свои пространственные способности непосредственно, но являются более или менее искусными шахматистами, художниками или геометрами. Согласно теории,  интеллекты всегда проявляются в контексте особых заданий, сфер и дисциплин [2, 3]. Нас интересует то, как концептуальные основы теории множественного интеллекта Г. Гарднера реализуются в обучении иностранному языку.

      С высокой долей вероятности учет типов интеллекта не может не сказаться положительно на усвоении иностранного языка. В 2015 году на базе филиала Псковского государственного университета г. Великие Луки нами проводилось пробное обучение, целью которого было выявление зависимости эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции от применения в обучении теории множественности интеллекта Г. Гарднера [1]. По данным исследования экспериментальная группа, которая получила индивидуальные задания, разработанные на основе учебно-методического пособия «Множественный интеллект в обучении английскому языку как иностранному» Герберта Пухты и Марио Ринволюкри [4] и задействовавшие их доминирующие типы  интеллекта, выявленного с помощью анкеты, показала гораздо более высокие результаты по сравнению с контрольной, выполнявшей стандартные задания из учебника. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что учет индивидуальных особенностей обучающихся, а именно, типов интеллекта  на занятиях по иностранному языку положительно влияет на эффективность обучения.

      В 2016 году мы провели более длительный эксперимент, охвативший один год обучения студентов филиала и более наглядно показавший, как влияет индивидуализация, а именно учет типов интеллекта на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Целью нашего эксперимента было изучение уровня типов интеллекта учащихся, зависимости результатов обучения от  учета данных типов в процессе обучения, а также возможности развивать и повышать их уровень. 

      По итогам эксперимента мы сделали следующие выводы:

- важным является не только и не столько процентное соотношение типов интеллекта по отношению друг к другу у конкретного индивида, сколько уровень развития каждого из них;

- уровень развития типов интеллекта может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону;

- типы интеллекта развиваются неравномерно, хаотично, не одинаково у одного и другого человека, это зависит от индивидуальных особенностей;

- все типы интеллекта связаны между собой, при одновременном использовании нескольких типов интеллекта в упражнении  они «мешают» или «помогают» друг другу развиваться;

- с помощью специально подобранных упражнений можно развивать типы интеллекта, повысить их уровень;

- применение теории множественного интеллекта в обучении иностранным языкам оказывает положительное влияние на качество обучения.  

      Проведенные исследования наводят нас на размышления о том, что повысить эффективность обучения иностранному языку можно развивая  типы интеллекта, поскольку преобладающий (имеющий самый высокий уровень развития) интеллект повышает успешность усвоения материала, а типы интеллекта можно развивать, увеличивая их уровень. Таким образом, перед учителем стоит задача разнообразить упражнения на уроке, чтобы по возможности максимально задействовать все типы интеллекта. На наш взгляд, применение концептуальных основ теории множественного интеллекта в методике обучения иностранному языку принесет много положительных моментов. Появляется возможность учитывать индивидуальные особенности личности в формате группового обучения в разных формах работы на занятии (групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа), не дифференцируя обучающихся. Решается проблема индивидуализация – групповой формат обучения. При использовании на занятиях упражнений для разных типов интеллекта повышается уровень эффективности обучения, а как следствие, повышается уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Учет преобладающих типов интеллекта способствует повышению уровня развития ИКК у отстающих студентов, давая возможность каждому ученику проявить себя на занятиях. Кроме всего прочего, учет и развитие типов интеллекта в обучении иностранному языку способствует разностороннему развитию личности обучающихся.

Литература:

  1. Ковалева А. С. "Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах". Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. Псков, издательство "Логос", 2015. - 284с., с. 215 - 227.
  2. Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. - New York: Basic Books, 1993.
  3. Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. - Cambrige, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995.
  4. Puchta H. Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. – Helbing Languages, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование теории множественности интеллекта на уроках английского языка

В этой статье читатель найдет названия 8 типов интеллекта и познакомится с некоторыми видами практических заданий для уроков  английского языка с применением  теории множественности...

«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».

Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все э...

Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку

Аннотация: В настоящее время большую популярность как в обучении в целом, так и в обучении иностранному языку в частности приобретает теория множественного интеллекта американского учёного Г. Гарднера...

Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в обучении иностранному языку

В современном образовательном пространстве особое место занимает обучение иностранному языку, непрерывно растут требования к уровню развития иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ и в...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Г. ГАРДНЕРА В РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация:      Теория множественности интеллекта Г. Гарднера получила широкое признание во всем мире, поскольку её главной идеей является учет индивидуальных познавательных с...

Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"

Презентация "Применение теории Г. Гарднера в обучении иностранному языку"....