Мой любимый рассказ Р.Брэдбери
план-конспект

Хачирова Аза Сергеевна

Цивилизация сохранится или... Конечно сохранится! Писатель и не сомневался, иначе зачем писать, мечтать, рассказывать о подростках и "открывать" им глаза. Шире открой глаза, старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_rasskaz_r._bredberi.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мой любимый рассказ

Рэя Брэдбери

Поколение, ушедшее в виртуальный мир.

Автор:

Хачирова А.С.

преподаватель англ яз

«Спец ПУ открытого типа»

с Михайловское

2022 - 2023 г.

1.Факты из биографии и творчество писателя

       Рэй Дуглас  Брэдбери родился в 1920 году в городе Уокиган (штат Иллинойс).

          С 9 лет любил всё свободное время проводить за чтением книг в библиотеке. 
     Во время Великой депрессии, в 1934 году, семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, где Рэй окончил среднюю школу. Три года после окончания школы он продавал газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая, таким образом себе на жизнь -
 поступить в колледж ему не удалось из-за того, что семья была очень бедной. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему, о чём он и написал в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м». Брэдбери понял, что хочет быть писателем в двенадцать лет, а к двадцати твёрдо решил овладеть этой профессией.

      Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной. Свой первый рассказ Рэй напечатал в 1941 году. И только второй сборник «марсианских» рассказов («Марсианские хроники»), вышедший в печати в 1950 году, стал его первым коммерческим успехом. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе. 

     После написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации его, слава Рэя Брэдбери выросла до всемирной. Был снят фильм «451 градус по Фаренгейту». 
    Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя рамками жанра. Помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики.

    В 1988 году Брэдбери был удостоен титула «Гранд-мастер. В 2000 году он был награждён медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу. 
   В 2007 году Рэй Брэдбери стал лауреатом Пулитцеровской премии. Рэй Дуглас Брэдбери - Почётный доктор литературы колледжа Уиттер (штат Калифорния) и почётный доктор Университета Вудбери. В честь Рэя Брэдбери назван астероид — «Брэдбери-9766»
 

2. Анализ произведений

         

       Фантастика Брэдбери своеобразна. Многие произведения Рэя Брэдбери посвящены теме развития человеческой цивилизации: «451 градус по Фаренгейту», «Надвигается беда», «Всё лето в один день», «Вельд», «Камни заговорили», «Улыбка» и другие. В некоторых из произведений размышления писателя о будущем человечества крайне пессимистичны (например, рассказы «Вельд» и «Камни заговорили»), а в некоторых наоборот звучит надежда, что человечество сможет возродиться и развитие человеческой цивилизации продолжится успешно.

            В рассказах Р. Брэдбери: «Всё лето в один день», «Вельд», «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка» - представлены разные человеческие характеры и затронуты важные проблемы. В тексте «Всё лето в один день» показаны отношения между детьми, проявление жестокости и затем сострадания к тому, кто не похож на других.

Мария Гояева представит свой рассказ “All summer in a day”

Рассказ «Всё лето в один день» повествует о девочке, прилетевшей с Земли на Венеру. Марго, привыкшая видеть солнце каждый день, попадает на дождливую Венеру, на котором солнце показывается лишь один раз в несколько лет. Сам образ девочки: «...дождь, казалось, смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома...» - не очень привлекательный, но она обладает огромной привилегией перед всеми остальными, она знает, как выглядит солнце «яркий желтый карандаш, монета - такая большая, что можно купить целый мир».

Стих

I think the SUN is a flower,             Мне кажется, солнце это цветок,

That blooms for just an hour            Цветет оно только один часок

Однако в тот день, когда на Венере можно было увидеть солнце, дети  запирают её в темном чулане…

Главная героиня Марго вызывает у читателей чувство жалости и восхищения за то, что достойно терпит обиды и сохраняет свою индивидуальность.

Брэдбери говорит в этом рассказе о том, что, лишив человека мечты увидеть солнечный свет, можно лишить его смысла жизни.

     Подробнее рассмотрим рассказ «Вельд», который был напечатан в 1950 году.  Это произведение написано за полвека до компьютерных игр, до понятия виртуальной реальности, до проблем с детьми, которые не хотят читать книги и часами играют в компьютерные игры. Эти факты зависимости детей от компьютерных технологий и положены в основу рассказа. 

     Термин «компьютерная игровая зависимость» появился в 1990 году. Компьютерная зависимость - это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм. Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей - это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. 

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. 
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  • Общая неудачливость ребенка. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность. 
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

       Именно этой проблеме виртуальной зависимости, имеющей место в современном мире, посвящён рассказ Р.Брэдбери «Вельд».

     Атарбек Чониашвили представит “The Veldt”  

         Сюжет рассказа…

     Абсурдность ситуации заключается в том, что родители гибнут по вине собственных детей. Бездушное, безжалостное отношение детей к своим родителям свидетельствует о том, что человек стал заложником машин.

     Читатели ошеломлены тем выбором, который сделали дети.

     Группа ученых, как и многих других людей, является противниками агрессии в виртуальном пространстве. Один из них, российский психолог А.Г.Асмолов, даже ввел в 2007 году специальный термин – «синдром Вельда». Он означает снижение барьеров сдерживания агрессивных проявлений после их воспроизведения в виртуальной реальности или фантазиях.

   Существует мнение, что агрессивные компьютерные игры способствуют агрессивному поведению. Наиболее уязвимая возрастная группа - дети и подростки, ведь у них еще нет навыков самоконтроля и способов выражения своих негативных эмоций.

    Синдром Вельда подкрепляется еще и исследованиями в области физиологии: при активных переживаниях, сопровождающих игру, в кровь геймера происходит выброс адреналина (а ведь он, как известно, воздействует на участки мозга, отвечающие за удовольствие). В спорте адреналин при движении разрушается, не воздействуя отрицательным образом на организм, чего не скажешь об адреналине, остающемся в крови человека, сидящего за компьютером – он воздействует на нервную систему, приводя к агрессии, депрессии, бессоннице, тревожности.

    Ученые приводят ряд симптомов, характерных для синдрома Вельда:

  • искажение восприятия (многие геймеры жалуются, что иногда теряют ощущение грани между обыденностью и виртуальной реальностью);
  • систематическое вытеснение агрессии.

   В целом синдром Вельда – это некий неприятный «побочный эффект» компьютерной зависимости, которая, как и все зависимости, неохотно поддается коррекции. Главная проблема – уменьшить время, проводимое ребенком у монитора, заинтересовать чем-то еще.

       Нынешние дети перестали читать, книги им полностью заменили компьютерные игры и ГадЖеТы сетуют учителя и родители. Социологи и демографы ввели для «цифровых» юношей и девушек специальный термин - поколение Z. 

     Есть и другая точка зрения. «Родители даже не представляют, какую пользу приносят их детям хорошие компьютерные игры»,

     Продвинутый мир уже признал, что компьютерные игры – тоже искусство.

Плохо, если ребенок сидит перед компьютером целый день. А если он с утра до вечера читает, это хорошо? Тоже плохо. Уход в сеть, как и уход в чтение, чем-то обусловлен. Это бегство от реальности. Значит, у ребенка есть проблемы. Ему плохо, что-то у него не так – дома ли, в школе, в компании сверстников… Ищите причину.

     Если жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и эмоциями, игра для него всего лишь один из видов удовольствия. Если жизнь серая и скучная, ребенок будет искать удовольствие только в игре.

     Игры-симуляторы позволяют эмоционально прожить жизнь или хотя бы значительный её этап. Это важный опыт. Хорошая игра заставляет тебя смеяться и плакать, сопереживать, сердиться, обижаться, радоваться ничуть не меньше, чем хорошая книга. Компьютерные игры развивают воображение.

Коцур Даниил “451 degrees Fahrenheit”

 «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага»

Проблема бездуховности рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов.

Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео  выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека.

        Желание мыслить и узнавать нечто новое - естественная потребность, а в век информационных технологий – вовсе необходимость.

Эделия Тагаева «Улыбка»

То, что рассказ в оригинале имеет название «The Smile» отнюдь не случайно. Определённый артикль отсылает нас к определённой улыбке, и первое, что приходит на память – это улыбка Мона Лизы.

Важно то, что в рассказе уничтожается не оригинал, а копия Мона Лизы:

Действительно, картина Леонардо была нарисована на доске. И то, что творение Леонардо сохранено в рассказе, даёт нам надежду на возрождение духовности и на возврат одичавших людей к цивилизации.

В рассказе «Вельд» Рэй Брэдбери пишет о детях, которые совершили чудовищный поступок, убив своих родителей. Детская жестокость была вызвана тем, что родители запретили детям пользоваться игровой комнатой.

Внутренний мир Венди и Питера, несмотря на их привлекательный внешний облик («…щёки – мятный леденец, глаза – голубые озёра») чёрств и жесток.

Все достижения научно-технического прогресса, окружавшие этих детей, оказали на них негативное влияние. Их души не смогла спасти даже любовь их родителей. Общество потребления, в котором они жили, уничтожало само себя. И опять Брэдбери говорит нам, что без духовности существование цивилизации невозможно.

 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Вечные ценности… Духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте.

Своим творчеством Брэдбери протестовал против бездуховности  «общества потребления», в котором бешеными темпами развивается техника и практически такими же темпами подавляется человеческая индивидуальность и духовность. Брэдбери не просто констатирует факт надвигающейся гибели цивилизации, он пытается рассказать, как это можно предотвратить

Если заложены правильные основы добра к окружающим, любви к родителям, уважения к старшим, то ребенок будет переносить это и в любую игру. При правильно сформированных ценностях ребенок даже не станет играть в кровавые игры, ведь его научили состраданию. 

     Рей Брэдбери, которого многие исследователи называли романтиком, влюбленным в пленительное безграничье Вселенной, был убеждён, что самое главное во Вселенной – это человек. И человек должен быть духовным, свободным и счастливым. Именно в такой твёрдой жизненной позиции, отстаивающей нравственные ценности,  секрет успеха произведений Рэя Брэдбери.

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брэдбери Р. Короткие рассказы. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.- 128 с.

http://raybradbury.ru    Все книги Брэдбери

http://rubook.org/book.php?book=8879&page=1  Рассказ «Вельд»

https://24smi.org/celebrity/4768-rei-bredberi.html  Биография Р.Брэдбери

http://ariom.ru/forum/t50473.html    Р.Брэдбери. Биография и творчество

http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost  Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

http://zalclub.com/deti/vospitanie-detej/vliyanie-agressivnyx-kompyuternyx-igr-na-detej.html  Влияние агрессивных компьютерных игр на детей

http://открытыйурок.рф/статьи/210477  Цветкова Т.М. Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"  

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/14/nravstvennaya-problematika-rasskaza-r-bredberi-veld   Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»

 как аргумент  для сочинения формата ЕГЭ

http://pandia.ru/text/80/145/20921.php  Р.Брэдбери. Фантастика в американской литературе

https://www.psyh.ru/sindrom-velda-ili-pokolenie-ushedshee-v-virtualnyj-mir  Синдром вельда, или поколение, ушедшее в виртуальный мир  

http://zdravkom.ru/deti_i_roditeli/kompjuternye-igry-imeyut-takoe-zhe-znachenie-dlya-razvitiya-rebenka-chto-i-knigi  Компьютерные игры имеют такое же значение для развития ребенка, что и книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери " Улыбка" ( по УМК " Вокруг тебя-мир...)

Урок по рассказу Р.Брэдбери знакомит Учеников с нормами  международного гуманитарного права, учит гуманизму и состраданию. Вместе с учителем ученики размышляют л роли искусства в жизни человека и...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка"

Разработка урока внеклассного чтения"Перекрёстки миров или воспоминание о будущем" в 8 классе по рассказу Брэдбери "Улыбка"...

Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Улыбка".

В окнспекте представлены различные формы работы на уроке. Буду рад, если найдёте в нём что-то новое и важное....

Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...