Доклад на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"
статья
В докладе раскрывается актуальность, понятие и содержание активных методов обучения в преподавании английского языка. Приводятся конкретные примеры заданий, раскрывающие активные методы обучения. Доклад можно использовать для выступления на методическом объединении учителей иностранного языка, семинаре, педсовете. Доклад сопровождается презентацией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение активных методов обучения на уроках английского языка
Слайд 1-2
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ведь школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Слайд 3
Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты четко определили приоритеты общего образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Слайд 4
В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Слайд 5
Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Слайд 6
Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, в том числе и на уроках английского языка.
Во-первых, она предполагает интенсивное групповое взаимодействие, эффективную коммуникацию и способствует формированию УУД личности (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Во-вторых, технология АМО способна обеспечить высокую степень мотивированности учащихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации на иностранном языке за счет игрообучения.
Одним из главных преимуществ активных методов обучения является то, что они как нельзя лучше помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентации на успех каждого учащегося, что значительно повышает эффективность урока.
Слайд 7.
К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.
А теперь остановимся на активных методах обучения английскому языку.
Слайд 8
Практико-ориентированное и проблемное обучение
Этот метод побуждает учащихся самостоятельно искать пути решения поставленных задач. Он развивает аналитическое мышление, способность работать с информацией и формировать аргументированные выводы. Проблемные ситуации стимулируют активное использование языка, так как ученики должны объяснять свои мысли, обсуждать возможные решения и доказывать их обоснованность. Такие задания помогают лучше понимать культурные и социальные аспекты, связанные с изучаемым языком. Кроме того, они повышают мотивацию к обучению, так как вовлекают учащихся в процесс поиска решения реальных проблем.
Пример задания из учебника:
В учебнике «Spotlight 8» представлена задача «Global Issues», в которой учащиеся обсуждают глобальные экологические проблемы. Они анализируют тексты, содержащие информацию о климатических изменениях, загрязнении окружающей среды и возможных решениях. Затем ученики разрабатывают план действий для решения одной из проблем, представляя его в виде групповой презентации. Это упражнение не только расширяет словарный запас, но и развивает навык критического анализа информации. В заключение можно провести дебаты, в которых ученики высказывают свои мнения и аргументируют предложенные решения.
Слайд 9
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это образовательная технология, основанная учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с текстом.
Что такое критическое мышление? Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 9
Основные приёмы и методы ТРКМ: Что я знаю? Свободное письмо. Ассоциация. Ключевые слова. Верно – не верно. Кластер. Понятийное колесо. Зигзаг. Фишбон. 6 шляп мышления и другие.
На уроках английского языка удачно можно использовать почти все приёмы и методы данной технологии.
Приём “Зигзаг”. Класс делится на четвёрки, у каждого учащегося номер от 1 до 4.
Четвёркам достаётся часть учебного текста. Каждый должен понять сначала свою часть, а, остальные части ему помогут понять другие. В классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста. Каждому надо освоить текст, выработать своё собственное мнение, выразить его ясно, понятно. Роль учителя – координирующая и
консультирующая.
Приём “Идеальное домашнее задание”: учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Приём “Взаимообучение”. В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: суммируют содержание абзаца; придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; разъясняют, что непонятно; дают задания для чтения следующего
абзаца
Слайд.10
Под творческими заданиями на уроках английского языка мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого активного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению английскому языку, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания. Например, при изучении частей тела в начальных классах можно дать нарисовать несуществующее животное, описание которого будет указано в карточке на английском языке.
Слайд 11
Об обучающих возможностях игр известно давно. Игровые методы создают непринуждённую атмосферу, способствующую усвоению материала. Они позволяют учащимся учиться в естественной среде, что способствует снижению языкового барьера. Игры делают процесс обучения интересным и динамичным, побуждая к активному использованию изучаемого языка.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Например, на уроках в начальных классах для запоминания новых лексических единиц можно использовать игру «Снежный ком» или «игру с мячом».
Пример задания из учебника:
В учебнике «Spotlight 7» предлагается игра «Shopping Spree», в которой учащиеся работают в парах: один играет роль покупателя, а другой – продавца. Они должны разыграть сценку покупки одежды в магазине, используя соответствующие выражения и структуру диалога. Для усложнения задания учитель может добавить элемент неожиданности, например, покупатель должен вернуть товар, который не подошёл, или попросить скидку. В ходе выполнения задания учащиеся совершенствуют навыки ведения диалога и применения лексики по теме «Shopping». После выполнения упражнения можно обсудить, какие стратегии общения оказались наиболее успешными и почему.
Слайд 12
Цифровые технологии играют важную роль в современном образовательном процессе и позволяют сделать уроки английского языка более интерактивными и увлекательными. Использование мультимедийных ресурсов, онлайн-платформ, мобильных приложений и виртуальных классов помогает учащимся глубже погружаться в языковую среду. Благодаря цифровым инструментам можно организовывать дистанционное обучение, проводить онлайн-дискуссии и тестирования, а также предлагать индивидуальные задания с автоматической проверкой. Такие технологии делают процесс обучения гибким и доступным для каждого ученика. Весьма полезным ресурсом является Библиотека ЦОК, где можно подобрать интересный видеоурок по любой теме.
В учебнике «Spotlight 10» есть задание «Virtual Interview», где учащиеся проводят и записывают интервью с носителем языка через онлайн-платформу или создают видео-интервью с одноклассником, используя цифровые инструменты. Они заранее готовят вопросы, отрабатывают произношение и записывают видео, которое затем обсуждают в классе. Это задание способствует развитию навыков аудирования, говорения и письменной речи, а также формирует уверенность в использовании языка в реальных ситуациях. Такой формат обучения помогает подготовить школьников к реальному общению на английском языке в цифровом мире.
Слайд 13
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика.
Метод проектов (Project-Based Learning) предполагает выполнение учащимися исследовательских, творческих и практических заданий. Проекты помогают формировать у учеников навыки самостоятельного поиска информации, анализа и критического мышления. Кроме того, работа над проектом развивает умение сотрудничать в группе, распределять обязанности и аргументировать свою точку зрения. Итогом проектной деятельности может быть презентация, постер, видеоролик или другой продукт, демонстрирующий полученные знания. Такой подход помогает учащимся видеть практическую значимость изучаемого материала и использовать английский язык в реальных ситуациях.
Пример задания из учебника:
В учебнике «Spotlight 10» учащиеся выполняют проект «My Ideal School». Им предлагается разработать концепцию идеальной школы, описать её особенности, расписание занятий и дополнительные возможности. Затем ученики готовят постеры или слайды и представляют свои идеи классу на английском языке. В процессе выполнения задания они учатся работать с текстами, выделять ключевую информацию и аргументированно выражать своё мнение. В конце занятия проводится обсуждение представленных проектов, где учащиеся комментируют идеи друг друга, что развивает критическое мышление и умение вести конструктивный диалог.
Слайд 14
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния: «смайлики», «Солнышко и тучка» - «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Рефлексия деятельности:
«Лесенка успеха», «Наряди ёлку» (успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки), «Дерево успеха» (зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки), «Поезд»
Рефлексия содержания учебного материала:
Обсуждение того, что узнали, и того, как работали (Сегодня я узнал…, было интересно… было трудно…), «Плюс-минус-интересно». (Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Слайд 15
В учебнике «Spotlight 11» представлено задание «Self-Assessment Grid», где учащиеся самостоятельно оценивают свой прогресс в освоении различных языковых навыков. Они анализируют свои сильные и слабые стороны, а затем обсуждают их с учителем и одноклассниками. Такой подход помогает учащимся развивать критическое мышление и повышает их ответственность за собственное обучение. Учитель может предложить учащимся вести дневник достижений, где они записывают свои успехи и затруднения. Это способствует формированию рефлексивного подхода к обучению и повышению мотивации.
Слайд 16
Процесс обучения и изучения ИЯ содержит мощный потенциал развития автономии. Автономия возрастает по мере того, как обучаемые принимают решения, и таким образом берут на себя ответственность за собственное учение. Под автономией подразумевается способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности.
В рамках автономии можно рассмотреть технологию Flipped classroom – технология «Перевернутый класс». При использовании данной методики новые темы учащиеся осваивают самостоятельно дома с помощью видеолекций, презентаций или других материалов. В классе на занятиях с преподавателем основное время уделяется закреплению полученных знаний на практике, обсуждению трудных моментов и решению задач. Такой формат позволяет углублённо разбирать темы, развивать критическое мышление и сотрудничество в группе. Ещё одной составляющей самостоятельного обучения является активное участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Это требует тщательной подготовки. Но все эти методы и приёмы позволяют сделать обучение более активным и вовлечённым, сместив акцент с пассивного восприятия информации на её практическое применение и осмысленное освоение.
Слайд 16
Активные формы и методы обучения являются мощным инструментом повышения эффективности уроков английского языка. Их применение в соответствии с обновлёнными ФГОС позволяет не только повысить качество усвоения материала, но и развить ключевые компетенции, необходимые учащимся в современном мире. Таким образом, интеграция активных методов в образовательный процесс отвечает актуальным требованиям и способствует достижению образовательных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках английского языка
Данная статья содержит обобщение опыта работы по примению активных методов обучения на уроках английского языка в условиях школы - интерната VI вида...
Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...
Применение активных методов обучения на уроках английского языка
Отчет по теме самообразования на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"...

"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...

Активные методы обучения на уроках английского языка
АМО - активные методы обучения. Разработка разных форм обучения на уроках английского языка способствует мотивации обучающихся, делает урок интересным и увлекательным...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

Презентация к докладу на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"
Мультимедийная презентация и доклад на тему "Применение активных методов обучения на уроках английского языка" предназначены для выступления на МО учителей иностранного языка. В докладе раск...
