Развитие нравственной компетенции на уроках английского языка в средней и старшей школе.
статья

Ситникова Екатерина Викторовна

В статье рассмотриваются способы равититя нравственной компетенции средствами предмета "Английский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nravstvennoy_kompetentsii_na_urokah_angl_yaz.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие нравственной компетенции на уроках английского языка в средней и старшей школе.

1.Определение нравственности и нравственной компетенции

        Способность людей действовать или принимать решения, руководствуясь нравственными принципами,  называется нравственным чувством. Это нравственное чувство формируется в процессе становления характера человека. Наличие этого чувства показывает положительные стороны одного или нескольких людей. Важно, насколько оно проявляется в человеке и насколько сам человек понимает значение этого ценного качества. Следует отметить, что нравственное чувство или нравственность представляет собой способность думать и поступать в соответствии с общепринятыми нормами, основанными на ценности личности и её развитии.

        Изучение формирования нравственных качеств напрямую связано с повседневной жизнью людей, где им приходится обосновывать свои моральные принципы. Обучение учащихся в школе в этой сфере следует проводить, предложив им определённую модель их собственной жизни в обществе. Нравственная компетенция выполняет следующие функции:

1) развитие  критического мышления,   не позволяющее ученикам принимать какие-либо решения, идеи, поступки или ценности, которые не были должным образом проанализированы;

2) развитие способности мыслить логически, используя доводы как инструмент диалога;

3) обучение мыслить независимо, отстаивая свою точку зрения по проблемам;

4) обеспечение понимания учениками всего разнообразия знаний, мнений и ценностей;

5) совершенствование инструментария нравственной компетенции.

        В дополнение к этим функциям необходимо отметить, что данная компетенция включает три уровня. Первый – это нравственная личность и этические принципы. Особенность этого уровня состоит в передаче основных нравственных знаний, которые позволят ученикам действовать на практике, опираясь на них. Также ожидается, что ученики будут способны анализировать ситуацию и определять, приемлема ли данная модель поведения или нет в конкретном случае.  

Второй уровень – нравственные ценности и моральная ответственность, которые в первую очередь сконцентрированы на ключевых факторах моральной жизни людей: нравственных ценностях, взаимоотношениях и привычках.

 На третьем уровне, который включает понимание смысла жизни и принципы справедливости, учащиеся должны быть осведомлены о том, что позволит им руководствоваться в жизни нравственными принципами. Основные показатели этого уровня – принятие обязательств, ответственность, повышение самостоятельности личности и свободы мышления, развитие чувствительности.

        Процесс тренировки, направленный на овладение этими тремя уровнями, состоит из пяти ступеней:

1) Нравственное самосознание.

2) Рефлективность (то есть аутентичность, самодостаточность, логика, приложение усилий, чтобы развивать  высоко нравственные качества и так далее).

3) Взвешивание в уме (непризнание чьих-либо интересов и критики, особенно, если она ложная или преувеличенная; одобрение отличных от своей точек зрения; готовность искать компромисс, достигать взаимного согласия).

4) Нравственное поведение (развитие навыков совместной работы, которые помогут уже для адаптации к взрослой  жизни).

5) Принятие правил, то есть использование их на практике, одобрение прав и обязательств, а также рефлективное и взвешенное обдумывание этого набора правил.  

2. Взаимосвязь с другими компетенциями, положениями интересами, ценностями.

        Нравственное чувство должно входить в состав других компетенций. Бесспорно, оно является неотъемлемой частью каждой из них. Мастерство владения этой компетенцией тесно связано с аналитическим, критическим,  мышлением, проблемным методом, методом принятия решений, устными и письменными коммуникационными навыками, межличностным общением, взаимодействием культур, ответственностью, самостоятельностью, справедливостью, сотрудничеством и так далее.

        3. Развитие нравственной компетенции на уроках английского языка  в средней и старшей школе.

        Обучение нравственности - это нелёгкая задача. Она требует обеспечения специальных условий по всем предметам гуманитарного и научного цикла в школе, а также создания особых курсов и определённой атмосферы на уроках и внеурочных занятиях, чего очень трудно достигнуть. Если мы хотим привить ученикам критическое, рефлективное мышление, им необходимо  предоставить критерии, сформировать привычку, что теории и факты основаны на реальных потребностях и желаниях. Ученики должны владеть как минимум практическими знаниями основных правил рациональной аргументации, должны быть обучены основам, как действовать в той или иной ситуации, должны обладать видением ролей различных сфер знаний и убеждений (мнений) и системной организацией нравственных качеств.

        4. Нравственная компетенция. Потенциал урока английского языка в развитии нравственной компетенции.

Уроки английского языка обладают большим потенциалом для развития нравственной компетенции у учащихся средней и старшей школы. Это качество поможет учащимся в решении определенных задач не только в школьной жизни, но и во взрослой.

В процессе изучения английского языка по учебнику «Английский в фокусе» с 5-11 класс учащимся предлагается познакомиться и обсудить различные темы нравственного характера: правила поведения в общественных местах, в гостях, в общежитии, в кампусе при университете, поговорить о защите вымирающих видов животных, загрязнении планеты, проблемах экологии в мире и в своём регионе (в специальном разделе об экологии). Учащиеся учатся составлять диалоги на предложенные темы, в которых затронуты все бытовые ситуации: покупка одежды и еды, телефон доверия, разговор с прохожим на улице, покупка и заказ билетов в театр, музей, ресторан и т.д. В конце каждого раздела в учебнике предлагается подготовить проект или презентацию на актуальную тему. Например, в 5 классе дети готовят проект о своём хобби, каникулы, в 7 классе – о своём любимом писателе, актёре, а в 10 классе  - о популярных фестивалях и традиционных блюдах в различных странах.

Таким образом, развитие коммуникативной компетенции и межкультурной коммуникации на уроках английского языка в средней и старшей школе напрямую связано с развитием  положительных нравственных качеств учащихся. Это в свою очередь играет важную роль в формировании личности ребёнка, обладающей активной гражданской позицией и способной адекватно воспринимать и оценивать реалии современного мира, жить по законам современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...

РАЗВИТИЕ ДИСКУТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье приводятся конкретные приёмы развития дискутивных умений учащихся в средней школе, которые можно использовать на уроках английского языка для подготовки учеников к урокам-дискуссиям на старше...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене...

Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе

Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...