Профессиональная направленность обучения немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку по теме

 

Имея многолетний опыт работы в профессиональном училище, я пришла к твердому  убеждению, что в современных условиях для повышения качества изучения иностранного языка и в частности, немецкого, необходима мотивация  учения. В настоящее время можно с уверенностью констатировать тот факт, что в условиях обучения в профессиональном училище многие общеобразовательные предметы не вызывают энтузиазма у наших обучаемых в том случае, если их изучение происходит обособленно и не имеет связи с их будущей профессией. Учащиеся не понимают, где можно использовать полученные знания, поэтому учебная деятельность становится малоэффективной. Одним из  путей преодоления данного  явления  служит  профессиональная направленность обучения. На протяжении  нескольких лет я  преподаю немецкий язык в группах по профессии «Автомеханик». Исходя из содержания  данной профессии, я подбираю лексический и фактический материал и использую его на уроках немецкого языка. Так,  мы рассматриваем  такие  темы, как«Die persönlichen Eigenschaften eines Automechanikers», «Individuelle- phsychologische Carakteristik eines Automechanikers». Для повышения мотивации  изучения немецкого языка я  использую подборку объявлений службы занятости Германии о приеме на работу. Профессиональная направленность обучения прослеживается и на примере изучения темы  «DasAuto: früherundheute», которая состоит из трех блоков. Материал, находящийся внутри  блоков изучается с использованием различных видов речевой деятельности: говорения (монологической и диалогической речи), чтения текстов  с различной стратегией, письма. Для  проведения уроков  по данной теме используется мультимедийный проектор, обучаемые готовят презентации   по каждому из изучаемых блоков. В качестве контроля знаний по данной теме  проводится техническая конференция.

Таким образом, использование на уроках немецкого языка материалов с профессиональной направленностью в условиях  личностно ориентированного подхода помогает создать для обучаемых адекватную их желаниям и потребностям образовательную среду, способствует приобретению обучаемыми языковой и коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать иностранный язык в их будущей  профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_napravlennost.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность   обучения немецкому языку.

Гальцева Л.Н.,

ГОУ НПО ПУ № 4 г. Белгород

Имея многолетний опыт работы в профессиональном  училище, я пришла к твердому убеждению, что в современных условиях для повышения качества изучения   иностранного  языка и в частности, немецкого, необходима мотивация учения. В настоящее время можно с уверенностью констатировать тот факт, что в условиях обучения в профессиональном училище многие  общеобразовательные предметы не вызывают энтузиазма у наших обучаемых в том случае, если их изучение происходит обособленно и не имеет связи с их будущей профессией. Учащиеся не понимают, где можно использовать полученные знания, поэтому учебная деятельность становится малоэффективной. Задача профессиональной школы – формирование личности будущего молодого рабочего, способного творчески осуществлять профессиональную деятельность и активно участвовать в общественной жизни. Фактически каждая профессионально-направленная учебная дисциплина, и иностранный язык в частности, оказывает воздействие на формирование личности будущего специалиста. Надежным инструментом в управлении процессом профессионально-направленного развития может служить отбор содержания учебных материалов с учетом его влияния на разные стороны развития  личности обучаемого.

На протяжении нескольких лет я преподаю немецкий язык в группах по профессии «Автомеханик». Профессия «Автомеханик» содержит в себе следующие специальности: «Слесарь по ремонту автотранспортных средств» и «Водитель автомобиля». Исходя из содержания  данной профессии, я подбираю лексический и фактический материал и использую его на уроках немецкого языка. Так, изучая  тему «Wie soll der Automechaniker sein?” на одном из уроков мы говорим об индивидуально- психологической характеристике  автомеханика.

Individuelle- phsychologische Carakteristik eines Automechanikers.

Es gibt ein Sprichwort: wir bewerben die Menschen wegen die Qualifizierung und entlassen wegen das Benehmen.

Zu den phsychologischen Prozessen gehören: die Aufmerksamkeit, das Gedächtnis und  das Denken.

Der Automechaniker soll  die Aufmerksamkeit einteilen, zugleich einige Fragen behalten, die mit der  Űberholung eines Autos verbunden sind. Der gedeihliche Automechaniker bestimmt sofort  den Grund der Panne eines Autos und überholt sie. Er  hat gut entwickeltes  technische Denken.

Тема «Die persönlichen Eigenschaften eines Automechanikers» так же вызывает живой интерес у обучаемых.

Die persönlichen Eigenschaften eines Automechanikers sind: das Gleichgewicht, die Verantwortung, die Beharrung und das Wohlwollen.

Das Gleichgewicht leistet dem Automechaniker ruhig und argumentierend mit Mitarbeitern und Klienten zu sprechen.

Die Verantwortung ist eine wichtige Personeneigenschaft in vielen Berufen. Der verantwortungslosen  Automechaniker wird qualitativlos arbeiten, verspäten.

Die Beharrung leistet dem Automechaniker mühsam die Panne im Auto zu suchen.

Das Wohlwollen ist mit der Konflicktlosigkeit verbunden. Diese Personeneigenschaft schätzen in seinen Mitarbeitern viele Arbeitsgeber.

В процессе изучения данной темы обучаемые готовят презентации о работе автомеханика, опираясь на впечатления, полученные от производственного обучения на станции техобслуживания. Обучаемые отвечают на вопросы, рассказывают о своей  индивидуально- психологической характеристике, о качествах  характера автомеханика. Это вызывает бесспорный интерес и  повышает заинтересованность обучаемых в обучении профессии. А воспитательный эффект от данного урока несомненный. Если ты не обладаешь этими качествами, необходимо заниматься самосовершенствованием, чтобы стать настоящим автомехаником. Профессиональное самоопределение укрепляет позицию обучаемого, является ступенькой на пути к профессионализму и служит основой для самоопределения в окружающем мире. Это становится наиболее актуальным, когда выпускники училища пытаются найти работу и занять свою нишу на рынке труда, предъявить и отстоять свои знания и профессиональные умения.

Для повышения мотивации изучения немецкого языка я использую подборку объявлений службы занятости Германии о приеме на работу. Данные тексты объявлений используются на уроке для поискового чтения, что позволяет учащимся не только понять интересующую информацию, но и способствуют профессиональной  направленности обучения немецкому языку.

Berufskraftfahrer/in – Gueterverkehr

Wir suchen für ein Unternehmen eine/n Berufskraftfahrer/in zum Transport von Kuehlgut zwischen Schleswig-Holstein und Russland. Sie sollten Deutsch und Russisch fliessend sprechen und Erfahrung mit Trailern und im Fernverkehr besitzen.
Früehester Eintrittstermin: sofort
Vertragsart: unbefristet, Vollzeit
Montage: Ja
Bezahlung: nach Vereinbarung
Ihr Profil
Abgeschlossene Berufsausbildung als: Geselle Fuehrerscheinklassen erforderlich: C
Herr Fabian Peise steht Ihnen gerne persönlich für Vorabinformationen unter der Telefonnummer (030) 84 710 427 zur Verfügung.

Использование на уроках данных текстов - объявлений о приеме на работу в Германии показывает важность изучения не только немецкого языка, но и профессии для самоопределения в жизни. А жизнь и работа в Германии требует знаний о культуре, обычаях и традициях страны изучаемого языка. Поэтому изучение на уроках тем о Германии, её городах, землях, достопримечательностях, о характерных особенностях немецкой нации вызывают  интерес у обучаемых, способствуют развитию познавательного интереса и социокультурной компетенции обучаемых.

Профессиональная направленность обучения прослеживается и на примере изучения темы «Das Auto: früher und heute», которая  состоит из трех блоков. Материал, находящийся внутри  блоков изучается с использованием различных видов речевой деятельности: говорения (монологической и диалогической речи), чтения текстов с различной стратегией, письма. Для  проведения уроков по данной теме используется мультимедийный проектор, обучаемые готовят презентации по каждому из изучаемых блоков. В качестве контроля знаний по данной теме проводится техническая конференция.

Thema: “Das Auto: früher und heute.”

1. Aus  der Geschichte des Autos

  1. die Erfinder des Autos K.Benz , GottliebDaimler;
  2. die ersten Autos;
  3. R.Diesel;
  4. was ist ein "Pferdestärke"? 

2. Das Auto in unserem Leben

  1. die Teilen des Autos;
  2. verschiedene Modelle des Personenautos und Lastautos;
  3. welches Modelle ist das  beste?

3. Deutschland ist Zentrum des europäischen Autobaues

  1. womit assoziiert sich Deutschland? (Bier, Berlin, Autobahnen, Goethe..);
  2. die  bekanntesten deutschen Automobilmarken ( ”Audi”, ”BMW”, ”Mercedes”, ”Porsche”, ”Volkswagen”, ”Opel”...);
  3. - die Autobahnen im Deutschland.

Таким образом, использование на уроках немецкого языка материалов с профессиональной направленностью в условиях личностно ориентированного подхода помогает создать для обучаемых адекватную их желаниям и потребностям образовательную среду, способствует приобретению обучаемыми  языковой и коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать иностранный язык в их будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»

Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...

Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании

Данная работа затрагивает теоретические вопросы обучения иностранным языкам в среднем профессиональном образовании....

статья "Потенциал профессиональной направленности обучения физике в развитии учебной мотивации нахимовцев"

Быстрый прогресс науки и техники приводит к тому, что каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Теперь правилом становится девиз «Учись учиться». Интерес к учению, умение учиться теп...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Понимание немецкой ментальности как составная часть обучения немецкому языку

То как язык соотносится с мышлением, как связаны культура и язык, язык и ментальность давно интересует как ученых-филологов, так и учителей-практиков. В статье осуществлена попытка проследить взаимосв...

Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Рассматриваются виды профессионально-ориентационной рабо...