Praeteritum и его использование в речи
презентация к уроку немецкого языка (6 класс) по теме

Зарайская Галина Валентиновна

Материал представляет собой презентацию и методическое руководство по образованию и использованию грамматической формы Praeteritum, которая изучается в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praeteritum.rar305.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

 Автор разработки: Зарайская Г. В., учитель немецкого языка МКОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы Комсомольского района Ивановской области

Учебный предмет: немецкий язык

Класс: 6

 Разработка урока с использованием электронной презентации была опробована в январе 2007 года, вторично - в январе 2008 года с заменой фотографии учащихся на последнем слайде.

Урок проводился в 6 классе в рамках лексической темы «Was unsere deutsche Freunde in der Schule machen». Это второй год обучения учащихся по программе для общеобразовательных школ под редакцией И. Л. Бим. 

Данный грамматический материал представлен в учебнике очень пространно, описательно. Некоторым учащимся трудно выделить главное в образовании формы Präteritum. Готовые грамматические таблицы, используемые на этапе ознакомления с данной грамматической формой, не дают полного представления о всех особенностях её образования. Презентация позволяет сделать материал более компактным, понятным, предоставляет широкие возможности для тренировки и творческого использования. Включение в презентацию фотографий учащихся, историй, сочинённых ими самими, делает её более интересной, личностно-ориентированной.

 На следующем уроке оформляем последний слайд презентации, дописывая письмо Щелкунчику, включая в него придуманные ребятами истории.

Форма прошедшего времени (Präteritum) довольно часто используется учащимися в связных повествованиях, рассказах, историях. Важно научить их её правильному использованию для дальнейшей самостоятельной работы.

Разработка урока

Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Задачи урока: образовательные - учить использовать в речи новую грамматическую форму Präteritum, совершенствовать умения в чтении и письме; развивающие - развитие познавательных, мыслительных, творческих способностей; воспитательные - положительное отношение друг к другу, к младшим школьникам, к окружающему миру, к традициям других стран и народов, воспитание эмпатии и толерантности. От поставленной цели зависит тип и структура урока.

 Тип урока: урок комплексного применения знаний, а для достижения поставленной цели урок структурирован следующим образом: мотивация уч-ся, актуализация необходимого комплекса знаний, подача и исследование образца комплексного применения знаний; самостоятельное комплексное применение знаний; самоконтроль – контроль – коррекция; рефлексия.

 Приёмы мотивации используются на разных этапах урока; это и эмоциональные, и познавательные, и социальные приёмы повышения мотивации.

 Актуализация комплекса знаний опирается на совместную работу над презентацией изученного  грамматического материала, на работу с таблицами и схемами.

Образец комплексного применения знаний исследуется учащимися и анализируется.

 Самостоятельное комплексное применение знаний учащимися проявляется в корректировке написанного младшими школьниками и написании собственной истории.

 Контроль со стороны учителя не явный, а скрытый и сочетается с взаимо – и самоконтролем.

Решению поставленных задач способствует и отбор содержания учебного материала, который соответствоует уровню обученности и развитию учащихся, их личностным интересам.

На уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, а также активные методы: практический, исследовательский, проблемный.

Формы обучения и познавательной деятельности учащихся разнообразны: фронтальная под руководством учителя, групповая, самостоятельная индивидуальная.

Ученики имеют право выбора темпа работы, отбора содержания для письма, уровня самостоятельности.

Чтобы снять статическое и эмоциональное напряжение учащихся вводятся здоровьесберегающие моменты: ребята пересаживаются, передвигаются по классу.

Считаю, что ребята действительно с интересом  решают поставленные задачи, это подтверждает и рефлексия в конце урока. Дома, преодолевая сложности, они успешно справляются с окончанием работы над написанием письма со своей историей.

                                 

                                   Ход урока:

  1. Постановка целей и задач, мотивация учащихся в их решении –         1 слайд.

Guten Tag, meine Liebe! Wie ist heute die Stimmung? Wie geht es? Meine Stimmung ist heute super! Wollt ihr wissen, warum? Gestern habe ich einen Brief aus Deutschland bekommen (достаю запечатанное письмо). Was werden wir mit diesen Brief machen? Natürlich, zuerst lesen wir den Brief. Und dann? Ja, wir schreiben die Antwort. Also, heute lesen wir und schreiben wir Briefe.

 Wer ist der Autor dieses Briefes? Ich mache den Briefumschlag auf … . Der Brief sieht sehr schön aus.( Включается мультимедийная презентация, слайд 1). Wer hat uns diesen Brief geschrieben und geschickt? Ja, das ist Nussknacker. Ist es interessant, von ihm Briefe zu bekommen und ihm Antworten zu schreiben? Wir versuchen in der heutigen Stunde das zu machen.

2)Исследование и анализ образца комплексного применения знаний –     2 - 4 слайды.

Das ist der Brief vom Nussknacker. ( По щелчку переходим на слайд 2 ). Bitte, lesen wir.

Was passierte am 1. September mit dem Nussknacker? (Обсуждаем содержание письма ).

Ist diese Geschichte interessant? Welche neue grammatische Form hat der Nussknacker in seinem Brief gebraucht? (Слайд 3 ).

 Sucht alle Verben im Brief , nennt den Infinitiv dieser Verben und analysiert, wie sie sich verändern. (Возвращаемся на слайд 2 ).

 Hier gibt es schwache, starke, besondere Verben und auch Verben mit dem trennbaren Präfix. (Слайд 4 ).

3)Актуализация комплекса знаний, заполнение итоговой схемы, работа с грамматическими таблицами и справочными материалами – 3, 5 – 8, 9 слайды.  Осуществление первичного контроля, само- и взаимоконтроля.

 Erinnern wir uns, wie die schwachen Verben die neue grammatische Form bilden. ( Слайд 5 ). Versuchen wir selbst das zu machen: schreibt an der Tafel diese Verben in Präteritum.

 leben –

 sagen –

 machen –

antworten –

arbeiten –

erzählen –

Sehr gut, ihr habt keine Fehler gemacht. Wie bilden die starken Verben diese Form? (Слайд 6).

Versuchen wir jetzt das selbst zu machen, aber was sollen wir benutzen? Ja, wir brauchen die Tabelle der starken Verben. Schreibt an der Tafel diese Verben in Präteritum, gebraucht dabei die Tabelle.

fahren –

laufen –

fallen –

stehen –

sprechen –

gehen –

Ist alles richtig?

Was sollen wir noch merken? Es gibt eine besondere Gruppe der Verben. (Слайд       7 ). Es gibt auch Verben mit trennbaren Präfixen. (Слайд 8 ).

 Erinnern wir uns alles, was wir schon gesagt haben, und versuchen wir diese Information in einer Tabelle zu verteilen. (Слайд 9 заполняется вместе с учащимися по щелчку ). Wir werden unsere Tabelle heute bei der Arbeit benutzen.

 4)Самостоятельное применение комплекса знаний при редактировании письма, написанного младшими школьниками – слайд 11. Само и взаимоконтроль. Мотивация учащихся на данном этапе. Отбор содержания, выбор уровня самостоятельности, темпа работы для написания собственной истории – 10 и12 слайды.

Der Nussknacker verabschiedet sich mit uns, wünscht uns Erfolg und wartet auf uns interessante Briefe. (Слайд 10 ). Wollen wir jetzt die Antwort schreiben! Aber heute schreiben wir nur mit diesen Kugelschreibern. (Раздаю ребятам новые ручки, которые позволят им писать без ошибок ). Das sind Wunderkugelschreiber, sie schreiben ohne Fehler. Habt bei der Arbeit keine Angst.

 Meine Liebe, ich habe etwas vergessen. Die Schüler der 5. Klasse haben schon dem Nussknacker einen Brief geschrieben. Aber sie haben das gleiche Problem: sie kennen die Form des Präteritums nicht. Wollen wir ihnen helfen? Wir arbeiten in kleinen Gruppen, besprechen alle Varianten , helfen einandern und setzen alle Verben in richtige Form ein. (Слайд 11 ).

 ( Учащиеся вписывают собственные варианты глагольных форм  в текст письма, а затем прочитывают получившиеся предложения).

 Ausgezeichnet, wir können jetzt diesen Brief dem Nussknacker schicken. Er wird zufrieden sein.

Welche Geschichten werdet ihr schreiben? Wo und wann passiert etwas Lustiges und Interessantes? Vielleicht, auf der Strasse, zu Hause, bei den Freunden, in den Ferien, aber sehr oft – in der Schule, in den Stunden. Welche Fächer habt ihr? Was steht in dem Stundenplan? Wie heisst dein Lieblingsfach? Hat etwas Lustiges, Interessantes in diesen Stunden passiert? Denkt nach.

Nehmen wir unsere Wunderkugelschreiber und versuchen wir unsere Geschichten zu schreiben. ( Учащиеся размышляют и записывают свои истории. Кто испытывает какие – либо затруднения, может воспользоваться приготовленными учителем заранее небольшими подсказками, содержащими начало различных историй ).

 Wer ist fertig? Lies deine Geschichte! Phantastisch! Sehr interessant! Das ist eine lustige Geschichte! 

5)Рефлексия. Домашнее задание.

Zu Hause setzt ihr diese Arbeit fort. In der nächsten Stunde schreiben wir  alle Geschichten in unseren allgemeinen Brief (Слайд 12 ) und schicken ihn nach Deutschland.

Wie war heute unsere Arbeit in der Stunde? Schreibt einige Sätze oder kennzeichnet an der Tafel. (Учащиеся расставляют цветочки – магниты, давая двойную оценку: “ интересно “, “ неинтересно “, “ легко “, “ трудно “.

Die Arbeit war interessant/nicht interessant.

Die Arbeit war leicht/schwer.

Ihr habt heute sehr gut gearbeitet. Vielen Dank für eure Arbeit!

Методическое руководство

 к уроку с использованием электронной презентации “Präteritum и его использование в речи”.

Презентация включает в себя 12 слайдов, выполненных в программе Microsoft Office Power Point. Для просмотра презентации на уроке требуется мультимедийный проектор. Переход с одного слайда на другой осуществляется по щелчку. Анимация объектов внутри слайдов происходит в основном автоматически.

Роль презентации в учебном процессе: служит электронным сопровождением всех этапов урока, сохраняя его логику и последовательность этапов, позволяет оптимизировать учебный процесс, так как экономится время на уроке, у учащихся подключается еще один канал восприятия информации, вводится элемент занимательности, что мотивирует учащихся на решение поставленных задач.

 Описание презентации:

 Слайд 1 содержит указание на автора письма, полученного учителем накануне;

 Слайд 2 представляет само письмо и иллюстрирует его содержание;

 Слайд 3 информирует учащихся о новой грамматической форме, использованной автором в письме, содержащем увлекательную историю, то есть о Präteritum;

 Слайд 4 группирует все встречающиеся в письме глаголы, а именно - слабые, сильные, особые и глаголы, имеющие отделяемые приставки, так как у всех у них есть свои особенности в образовании новой грамматической формы;

 Слайды 5 – 8 акцентируют внимание на образование Prätiritum слабыми, сильными, особыми глаголами и глаголами с отделяемыми приставками;

 Слайд 9 содержит таблицу, в которую учащиеся заносят полученные теоретические знания;

 Слайд 10 – это прощание автора письма с учащимися, где он выражает надежду на скорейшее получение от них писем -  историй;

 Слайд 11 содержит текст письма, написанного автору младшими учениками, но поскольку для них новая грамматическая тема совсем не знакома, то все глаголы в нем выпущены. Учащимся 6 класса предлагается помочь им, вставив глаголы в нужной форме;

 Слайд 12 представляет собой коллективное письмо учащихся, в котором каждый пишет свою интересную историю. Этот слайд можно оформить вместе с учащимися на следующем уроке, чтобы у них была возможность доработать дома начатую в классе историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Проверочная работа по английскому языку "Использование косвенной речи" в 9 классе

Проверочная работа по использованию косвенной речи разработана в 2 вариантах, имеет 4 задания. Данная проверочная работа позволит определить владение умением составлять утвердительные, вопросительные...

Конспект урока английского языка по теме "Использование в речи форм прошедшего времени"

Предлагается конспект урока для развития речевых умений говорения с использованием различных аспектов прошедшего времени английского глагола. Виды работы включают последовательность заданий от составл...

Конспект урока английского языка по теме "Использование в речи форм прошедшего времени"

Целью урока является развитие умений говорения, применение знаний о системе прошедших времен в учебных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми поняти...

Презентация к уроку "Использование в речи форм прошедшего времени"

Представлены слайды, иллюстрирующие использование Настоящего Простого времени в речи для описания событий. Предложения строятся учащимися по опоре-карточке....

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

“ Выбор лексических средств, образов, сравнений при использовании в речи русских и английских пословиц.”

В работе затрагивается проблема сходства и различия в менталитете народов России и Великобритании. Аспектом сравнения выбраны семантические модели пословиц и поговорок россиян и англичан. Изучение пос...