Программа распространения и поддержки немецкого языка
рабочая программа по немецкому языку по теме

Михайлова Светлана Борисовна

Осуществление данной программы даст возможность школьникам усовершенствовать свои знания немецкого языка, а также глубже познакомиться с историей и культурой Германии, ее политической ролью в единении Европы, с проблемами мигрантов в Германии, которые приобретают все большую актуальность и для нашей страны.

Цель данной программы обусловлена необходимостью расширения сферы действия немецкого языка и немецкой культуры в образовательном учреждении. Совершенно неправомерным представляется уменьшение количества школ с изучением немецкого языка, и в школах заметно уменьшается количество учеников, изучающих немецкий язык как средство межкультурной коммуникации. В тоже время в связи с расширением экономических связей с государствами Европейского Союза возрастает потребность в специалистах разного профиля, владеющих немецким языком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rasprostraneniya_nemeckogo_yazyka.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Пора  учить немецкий»

 по поддержке изучения немецкого языка  

в  МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово Ульяновской области

В глобальном мире немецкий язык получает все большее распространение. Он как один из мировых языков изучается в 99 странах мира. В Европейском Союзе на немецком языке говорят более 125 миллионов человек в 20 различных государствах. Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе, поэтому введено обязательное владение немецким языком для всего руководящего состава Совета Европы. Как известно, немецкий язык является государственным языком в 5 странах. Он также является официальным региональным языком в Восточной Бельгии и Южном Тироле (Италия).

Немецкий язык, как и прежде, занимает ведущее место в языке науки и образования. В последнее десятилетие значительно повысилась его роль в сфере экономики, профессионального образования и на мировом рынке труда. Поэтому хорошее владение немецким языком становится все более востребованным, особенно с учетом интенсивного развития экономических, научных, культурных и образовательных связей между Россией и немецкоязычными государствами. Не стоит забывать, что знаменитые немецкие университеты являются одними из старейших в мире и заслуженно пользуются репутацией прекрасных научно-образовательных центров.

Осуществление данной программы даст возможность школьникам усовершенствовать свои знания немецкого языка, а также глубже познакомиться с историей и культурой Германии, ее политической ролью в единении Европы, с проблемами мигрантов в Германии, которые приобретают все большую актуальность и для нашей страны.

 Цель программы: 

  1. популяризация немецкого языка, повышение интереса к его изучению;
  2. совершенствование  процесса  обучения  немецкому языку.

Цель данной программы обусловлена необходимостью расширения сферы действия немецкого языка и немецкой культуры в образовательном учреждении. Совершенно неправомерным представляется уменьшение количества школ с изучением немецкого языка, и в школах заметно уменьшается количество учеников, изучающих немецкий язык как средство межкультурной коммуникации. В тоже время в связи с расширением экономических связей с государствами Европейского Союза возрастает потребность в специалистах разного профиля, владеющих немецким языком.

Задачи:

  1. активизация творческой и познавательной инициативы молодежи, привлечение внимания учащихся к необходимости изучения немецкого языка;
  2. развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности учителей немецкого языка;
  3. распространение опыта лучших учителей, поддержка инициатив по совершенствованию процесса обучения немецкому языку;
  4. развитие межкультурной компетенции, толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения разных национальностей;
  5. обмен культурными ценностями, результатом которого станет рост взаимопонимания между молодежью разных стран;
  6. использование современных информационно-коммуникационных технологий;
  7. развитие лингводидактических основ для изучения немецкого языка.

Основные направления работы на период 2009 – 2010 учебный год

  1. Информационно-пропагандистская работа
  2. Учебно-педагогическая деятельность
  3. Внеклассная и воспитательная работа
  4. Научно-методическая деятельность
  5. Просветительская работа с родителями и общественными организациями

Информационно-пропагандистская работа

  1. Формирование положительного отношения к немецкому языку;
  2. Информирование школьников средствами связи школы;
  3. Пропаганда немецкого языка средствами массовой информации поселка: газета «Кузоватовские вести», радио, Интернет – сайт Кузоватовского района;
  4. Использование агитационных методов.

  Учебно-педагогическая деятельность

  1. Развитие интереса учащихся к изучению немецкого языка;
  2. Выявление и развитие природных задатков способных учеников;
  3. Формирование потребности в самообразовании;
  4. Привлечение внимания учащихся к языку средствами нетрадиционных форм уроков с применением современных технологий;
  5. Введение преподавания немецкого языка со 2 класса.

Внеклассная и воспитательная работа

  1. Проведение интеллектуальных конкурсов на немецком языке;
  2. Приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа;
  3. Развитие способностей, умений и навыков художественной деятельности на материале произведений немецких авторов;
  4. Использование системы воспитательной работы школы по схеме «Урок – Домашнее Задание – Внеклассное Дело – Урок»;
  5. Привлечение ребят для участия в работе кружков, спецкурсов и элективных курсов на немецком языке с целью профессиональной ориентации школьников.

Научно-методическая деятельность

  1. Активизация деятельности учителей немецкого языка;
  2. Организация обмена опытом передовых идей посредством плодотворной деятельности методического объединения учителей иностранных языков;
  3. Изучение и применение новых технологий в обучении;
  4. Использование современных ТСО и компьютеров на уроках и внеклассной деятельности;
  5. Налаживание связей с кафедрами немецкого языка в ВУЗах города Ульяновска и других городов для обмена опытом по подготовке выпускников школы к экзаменам в форме ЕГЭ.

Просветительская работа с родителями и общественными организациями

  1. Формирование культуры семейных отношений;
  2. Воспитание терпимого отношения к людям другой национальности;
  3. Просветительская работа с родителями учеников;
  4. Налаживание контактов со школами района, области, страны.

План мероприятий  по поддержке изучения немецкого языка  

Месяц

Направление

Мероприятие

сентябрь

Информационно-пропагандистское

Оформление кабинета немецкого языка

Учебно-педагогическое

Утренник для учащихся 2-5 классов «Давай учить немецкий!»

Внеклассная и воспитательная работа

Организация работы кружка «Клуб любителей немецкого языка», элективного курса «Деловой немецкий» и спецкурса «Развитие навыков устной речи по немецкому языку»

Научно-методическое

Выступление на заседании МО   «Программа действий по поддержке изучения немецкого языка в  Кузоватовском районе»

Работа с родителями

Выступление на родительском собрании «Учить немецкий – думать о будущем своих детей»

октябрь

Информационно-пропагандистское

Выпуск ежемесячной газеты «Вести с уроков немецкого»

Учебно-педагогическое

Конкурс Интернет - проектов «А знаете ли вы?» Интересные факты из жизни известных немцев

Внеклассная и воспитательная работа

Конкурс инсценировок немецких писателей

«В гостях у сказки» в 5 – 7 классах

Научно-методическое

Заседание МО «Использование современных технологий на уроках немецкого языка»

Работа с родителями

Поездка в редакцию газеты на немецком языке в городе Ульяновске

ноябрь

Информационно-пропагандистское

Оформление стенда в музее школы «Немцы в Поволжье»

Учебно-педагогическое

Неделя немецкого языка в школе и районе Олимпиада по немецкому языку в 8 -11 классах

Внеклассная и воспитательная работа

Праздник Алфавита во 2 классе «ABC-Fest» Конкурс чтецов и переводчиков в 5-7 классах

Научно-методическое

Научная конференция «Роль немцев в развитии Ульяновской области»

Работа с родителями

Концерт для мам на немецком языке в честь Дня матери

декабрь

Информационно-пропагандистское

Конкурс статей в местную газету «Почему надо учить немецкий язык»

Учебно-педагогическое

Страноведческие викторины о немецко-говорящих странах и их достопримечательностях

Внеклассная и воспитательная работа

Изучение традиций и обычаев Рождества Организация музыкального Фестиваля на немецком языке в 2 – 11 классах

Научно-методическое

Встреча с преподавателями кафедры немецкого языка УлГПУ с выпускниками школы

Работа с родителями

Выступление детей на родительском собрании с агитбригадой «Кто не знает иностранного языка, тот не знает своего родного»

январь

Информационно-пропагандистское

Выпуск рекламных проспектов «Учите немецкий – это язык будущих специалистов»

Учебно-педагогическое

Изучение и внедрение проектной технологии на уроках немецкого языка

Внеклассная и воспитательная работа

Конкурс экологических проектов на немецком языке «Помоги птицам зимой»

Научно-методическое

Заседание МО учителей иностранного языка «О проблемах реализации программы по поддержке изучения немецкого языка в районе»

Работа с родителями

Налаживание контактов со школами района о совместном проведении немецких праздников

февраль

Информационно-пропагандистское

Выпуск ежемесячной газеты «Вести с уроков немецкого»

Учебно-педагогическое

Изучение и внедрение проектной технологии на уроках немецкого языка

Внеклассная и воспитательная работа

Спортивный праздник «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» для учащихся 2-6 классов

Научно-методическое

Открытые уроки учителей по теме «Использование проектной технологии на уроках немецкого языка»

Работа с родителями

Выступление на родительском собрании «О реализации программы по поддержке изучения немецкого языка в районе»

март

Информационно-пропагандистское

Оформление стенда в музее школы «Немецкий язык в Кузоватовском районе»

Учебно-педагогическое

Конкурс проектных работ учащихся 9-11 классов «Народные праздники Германии»

Внеклассная и воспитательная работа

Конкурс стенгазет и поделок учащихся 5-8 классов «Праздник Пасха в европейских странах»

Научно-методическое

 Самостоятельная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

Работа с родителями

Организация поездки в город Ульяновск с посещением немецкой кирхи

апрель

Информационно-пропагандистское

Выставка в музее школы «Ульяновск – Германия: связи и сотрудничество»

Учебно-педагогическое

Методика сотрудничества на уроках немецкого языка

Внеклассная и воспитательная работа

Познавательная игра для учащихся 7 классов «Интернет – путешествие по городам  Германии»

Научно-методическое

 Анализ УМК по немецкому языку в начальных классах

Работа с родителями

Просветительская работа среди родителей начальных классов о необходимости изучения немецкого языка

май

Информационно-пропагандистское

Оформление информационного стенда для выпускников и родителей «Мир профессий, где используется немецкий язык»

Учебно-педагогическое

Круглый стол для старшеклассников «Германия: взгляд из истории войны»

Внеклассная и воспитательная работа

Праздник окончания учебного года «Фестиваль немецкой кухни и народного творчества»

Научно-методическое

Подведение итогов работы по программе поддержки изучения немецкого языка

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями

Механизм реализации положений программы

       В целом программа призвана сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в немецком языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях жизни.

        Эта способность предполагает формирование у школьников:

  1.  умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
  2.  знаний о системе немецкого языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности;
  3.  знаний правил речевого и неречевого поведения в определённых стандартных ситуациях, национально-культурных особенностей немецко-говорящих стран;
  4.  навыков пользования рациональными приёмами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в творческом и целенаправленном овладении иностранным языком.

             

        Расценивая мотивацию как важный стимул процесса овладения иностранным языком, обеспечивающего его результативность, в учебном процессе нужно развивать интерес к языку и его особенностям. С этой целью работе над языком необходимо придавать характер поисковой, исследовательской деятельности. Особенно ярко это проявляется при ознакомлении и анализе творческих работ учащихся, количество которых с каждым годом увеличивается, качество выполнения улучшается, а их виды и формы представления становятся все разнообразнее.(см. таблицу №1 «Разнообразие творческих работ учащихся»).

 Одним из способов достижения цели программы служит внедрение информационных технологий и компьютерных средств обучения различного уровня и назначения в образовательные процессы.

В медиатеке учителей имеется более 30 презентаций по различным темам школьной программы. (см. таблицу №2 «Компьютерные презентации на немецком языке»).

    Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке. Использование проектной методики в процессе обучения помогает стимулировать учащихся применять речевые навыки и умения на практике.  Учитывая специфику изучаемого материала, возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, по каждой теме определяется тип и вид проектной работы. (см. таблицу №3 «Проектная методика при изучении иностранного языка»).

      Для учащихся 10-11-х классов разработана образовательная программа «Развитие навыков устной речи по немецкому языку».

         Данная программа – это курс интенсивного повторения ранее изученного материала для лиц, желающих овладеть живой разговорной речью, так как основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельностью.

        Уровень освоения учащимися данной программы определяется успешными результатами их выступлений на олимпиадах по иностранному языку, а увеличение интереса к изучаемому предмету – динамикой роста количества желающих посещать спецкурсы по немецкому языку.

           Развитие официальных деловых контактов на международном уровне, совместных предприятий, частного бизнеса привело к повышению значения знания иностранных языков, в т.ч. немецкого языка. Современные предприятия испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и переводить специальную литературу, но и способных общаться на иностранном языке.

    Элективный курс «Деловой немецкий» направлен на формирование элементарных умений и навыков делового общения на немецком языке. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации образования, с основными положениями предпрофильного обучения, учётом дидактических требований к уровню языковой подготовки выпускников основной школы. Элективный курс состоит из 17 занятий, на которых учащиеся знакомятся с элементами делового языка, с особенностями работы современного офиса, с профессиями: менеджер, секретарь-референт, администратор офиса.

Кружок по немецкому языку «Клуб любителей языка». Он был создан с целью развития творческих способностей учащихся 5-7 класса, расширения их кругозора, повышения интеллектуального уровня и поддержания интереса к изучению иностранного языка. Кружок разговорной речи стал одним из самых популярных кружков у ребят, т.к. он призван утолить «жажду» детей в общении. В нем занимаются учащиеся с высокой мотивацией к устной речи, для её поддержания используются приёмы, присущие к интенсивным методам, а именно: ситуативная основа обучения, принцип «сквозного действия», связь с материалом учебника, личностная ориентация, ролевое поведение, коллективные формы работы. Ребята получают информацию о немецко-говорящих странах, традициях и обычаях в форме конкурсов, праздников, народных игр и забав, здесь они проявляют свои языковые навыки и умения, выступая со стихами и песнями, участвуя в инсценировках, изготавливая газеты, коллажи, аппликации, поделки для оформления праздников.

        

      С внедрением новой технологии обучения (автор Монахов В.М.) возникла необходимость введения в школе особой системы организации внеурочной деятельности и воспитательной работы по схеме «Урок – Домашнее задание - Внеклассное дело по предмету – Урок» (автор Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.

Практическое использование  данной технологии на уроках иностранного языка демонстрирует таблица № 4 «Внедрение системы работы по схеме «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок» в учебно-воспитательный процесс».

Таблица №1 «Разнообразие творческих работ учащихся»

Класс

Вид работы

Тема работы

Количество

Немецкий язык

5

Рисунок

«Алфавит»

20

5

Сообщение

«Мое любимое животное»

20

5

Проект- коллаж

«Моя семья»

20

6

Иллюстрации

«Времена года»

10

6

Комикс

«Рассказ о Берндте»

8

6

Стенгазета

«Школа»

8

6

Проект

«Мое свободное время»

20

9

Реферат

«Германия»

20

9

Сообщение

«Берлин»

8

9

Викторина

«Что ты знаешь о Германии?»

12

10

Сообщение

«Великие люди»

14

10

Реферат

«Мой любимый художник»

6

10

Проект

«Немецкая классическая музыка»

10

11

Сообщение

«Современная музыка»

5

11

Проект

«Немецкая поэзия»

7

11

Сочинение

«Роль искусства в жизни»

10

11

Проект

«Моя будущая профессия»

16

11

Коллаж

«Мои планы на будущее»

20

Таблица №2«Компьютерные презентации к урокам немецкого языка»

Класс

Тема презентации

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

6

Берлин

6

Города Германии

7

Немецко-говорящие страны

7

Австрия

7

Лихтенштейн

7

Прикладное искусство

7

Русские народные ремесла

8

Праздники Германии

8

Путешествие по Рейну

9

Знаменитые люди Германии

11

Композиторы Австрии

11

Венская классическая школа

11

Федеральные земли Германии

5-9

Ульяновск

5-9

Обряды русского народа

11

Золотой век живописи

Таблица №3 «Проектная методика при изучении иностранного языка»

Класс

Форма защиты работы

 Изучаемая тема

Тип проекта

5

Коллаж

Моя семья

Исследовательски-творческий

6

Стенгазета

Мое свободное время

Творческий

6

Инсценирование

Рождество

Ролево-игровой

6

Викторина

Поездка по Германии

Информационный

7

Защита фанпроектов

Дом моей мечты

Творческий

7

Дискуссия

Проблемы подростков

Практико-ориентированный

7

Смотр знаний

Праздники

Исследовательски-творческий

8

Пресс-конференция

Спорт и хобби

Практико-ориентированный

10

Литературно-музыкальный салон

Немецкая музыка

Информационно-творческий

11

Коллаж

Немецкая поэзия

Исследовательски-творческий

11

Круглый стол

Профессия

Практико-ориентированный

Таблица №4 «Внедрение системы работы по схеме «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок» в учебно-воспитательный процесс».

Класс, язык

Тема урока

Домашнее задание

Внеклассное дело по предмету

Урок

5, нем.

Алфавит

-нарисовать букву;

-выучить стихи,

алфавитную песенку.

Праздник Алфавита

Самостоятельная работа

5, нем.

Немецкий город

-описать город;

-выучить стихи о Рождестве;

-сделать подарок.

Рождество.

Инсценирование сказок

Чтение текста «Рождество в странах мира».

5, нем.

Семья

-составить рассказ о семье;

-оформить страницу в альбом.

Защита проекта «Семейный альбом».

Сочинение «Моя семья».

6, нем.

Школа

-придумать план школы в будущем;

-составить рассказ о своей школе;

-сделать рисунок.

Выпуск газеты «Наша школа».

Защита фантастических проектов.

Конкурс чтецов стихи о школе.

6, нем.

Свободное время

-описать свои увлечения;

-разработать проект по теме «Как распределять свободное время?»

Творческий отчет о проектных работах.

Написание письма другу о своих увлечениях.

6, нем.

Поездка по Германии

-найти ответы на вопросы викторины;

-подготовить сообщение о немецком городе.

Заочное путешествие по Германии. Викторина «Знаешь ли ты города Германии?»

Оформление путеводителя «Города Германии».

11, нем.

Литература

-найти информацию о немецких поэтах;

-выучить стихи;

-сделать перевод

в стихотворной форме.

Литературная конференция «Немецкая поэзия».

Работа с текстами из художественных произведений немецких авторов.

11, нем.

Музыка

-подготовить сообщение о немецких композиторах;

-подобрать музыкальные произведения.

Литературно- музыкальный салон.

Сочинение «Роль искусства в жизни человека».

11, нем.

Профессия

-найти историю появления профессии;

-написать сочинение о роли своей будущей профессии в жизни

Заседание за «круглым столом» на тему «Профессия моей мечты».

Коллаж «Мои планы».

Итоговое тестирование по теме

Название учебного заведения (полностью):

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

 р.п. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области

Адрес (индекс, город, улица, дом):

433760 Ульяновская область р.п. Кузоватово ул. Рабочая, д.22

Телефон (код города):84237

Факс:

Электронная почта: kschool1@mv.ru


23737

Количество учителей/преподавателей немецкого языка

 2

Количество часов, отведенных на изучение немецкого языка на разных ступенях

5 кл. – 3 часа, 6 кл. – 3 часа,

7 кл. – 3 часа, 8 кл. – 3 часа,

9 кл.- 3 часа, 10 кл. – 3 часа,

11 кл. – 3 часа.

Количество учащихся/студентов, изучающих немецкий язык

 167 человек

Партнерские связи с учебными заведениями Германии и других немецкоязычных стран (да, нет, с каким городом)

  нет

Участие в программах партнерства городов

 нет

Ф.И.О. контактного лица по проекту «Учить немецкий - думать о будущем»

Моб./контактный телефон

Михайлова Светлана Борисовна

 89278206726

Телефон:8423723373

Факс:

Электронная почта:

Занимаемая должность:

Учитель немецкого языка

Название программы

 «Пора учить немецкий!»

Руководитель учреждения (подразделения):

Директор школы

                         П.С. Репьева

(должность: директор школы, декан, зав. кафедрой)

(подпись)

(расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Программа дополнительного образования по немецкому языку "По странам немецкого языка"

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Австрии, Швейцар...

Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.

Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...

Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.

Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку: Лингвистический клуб "Немецкий язык? Почему бы нет"

Данная программасоставлена на основе учебно-методического комплекса по немецкому языку «Немецкий язык. Вундеркинды» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Яцковск...